Поздравляю всех пожарных с праздником и выкладываю фото одной уникальной пожарной машины. Это автомобиль дымоудаления АД на базе ГАЗ-66, из омской ПЧ-10, исторически охранявшей завод им. Баранова, выпускающий реактивные двигатели. Первый раз я встретил его на большом смотре пожарной техники, который проходил в 2010 году на мотодроме ДОСААФ. Никакой информации в имеющихся у меня справочниках об этой машине я тогда не нашёл, и счёл этот автомобиль качественной самоделкой, изготовленных в местных пожарных мастерских. Тем более что автомобили дымоудаления, назначение которых понятно из названия, часто изготавливались в пожарных частях разных городов из того, что удалось раздобыть: серийно машины этого типа почти не выпускались, а потребность в них была и есть в каждом крупном городе.
Но в 2017 году я купил книгу Александра Карпова "Пожарный спецназ. Том 2. Силы и средства" и с удивлением обнаружил там фото точно такого же автомобиля, подписанные как "Автомобиль дымоудаления с закрытым кузовом конструкции ВНИИПО, изготовленный по ТУ-22-5926-85"! Увы, больше никакой информации по этой машине не было, зато по фотографиям в развёрнутом виде хорошо понятно её устройство: в задней части кузова расположен мощный вентилятор, а сбоку с двух сторон посередине кузова находятся выводы воздуховодов, к которым подключаются рукава большого диаметра.
На фото сзади хорошо видны дверцы, за которыми находится вентилятор. Он приводится в действие от основного двигателя машины, через коробку отбора мощности. Кстати, на этом фото автомобиль возвращается в часть после работы на крупном пожаре, случившемся на Центральном рынке Омска в 2012 году.
По информации от автора вышеупомянутой книги, этот АД(66) был сделан на Варгашинском заводе противопожарного оборудования и скорее всего, в единственном экземпляре, так что машина однозначно уникальная. Думаю, автомобиль стоит в боевом расчёте по сей день.