По мотивам
вот этого обсуждения.
Итак, что я хочу сказать, дорогие братья и сёстры. Я хочу сказать, что сама постановка вопроса - «критерии выбора» - бессмысленна.
Во-первых, человек существо изменчивое. Допустим, мне удалось найти невесту по критериям «ежели губы Лены Олин совместить с глазами Сони Лорен и поставить это всё на ноги Юли Робертс», то по прошествии некоторого времени у меня всё равно будет повод сказать «помилуйте, я выбирал 23 года и 54 килограмма плюс остроумие и темперамент, а сейчас имею соответственно 45 и 78 плюс целлюлит и радикулит»! Даже если мы ведём речь о христианках, коим не положено иметь губы, глаза, ноги, темперамент и остроумие, меняются ведь и другие свойства, которые однажды могут перестать совпадать с нашими критериями. Ну допустим, я уже духовно вырос, а она осталась всё той же наивной новообращённой. Кстати, в связи с моим духовным ростом и мои критерии могут измениться. Вдруг я расшифрую Апокалипсис, а жена этого не оценит? Поэтому разговор о критериях - в топку!
Во-вторых порочна сама по себе концепция выбора. Если речь идёт о любви (а я наивно полагаю, что раз невеста-жених, значит всё-таки о любви), то выбор здесь невозможен: настоящий объект может быть только один. То есть разнообразные чувства можно испытывать ко многим, это факт, но смысл в том, что «не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Матф. 19:4 и далее) То есть под любовью супружеской понимается только то, что возможно лишь между двумя данными конкретными человеками абсолютно без возможности участия кого-либо другого-третьего. Супружеская любовь не делится иначе как на два, всё остальное уже не супружеское. Поэтому невеста может быть только одна. А значит выбор в принципе - невозможен, если он есть, то нет невесты. А есть, допустим, товар. Я выбираю стиральную и посудомоечную машину, обстановку в комнату и по совместительству товарища по койке. Даже вариант «с кем бы я пошёл в разведку» не прокатит, жизнь живётся сразу набело, без разведок. Одна жизнь - одна невеста - одна жена. Где выбор?
В общем, слова «критерии» и « выбор» никак не сочетаются со словом «невеста». А что сочетается?
Встреча. Любовь невозможно «выбрать по критериям», но её можно встретить. При этом в слове «встреча», конечно, может послышаться некий фатализм, но на самом деле никакого фатализма нет. Встреча это не только случай, но и действие. Не только «передо мной явилась ты», но и «я встретил вас». То есть: умылся, оделся в чистое и вышел с хлебом-солью на дорогу «в старомодном ветхом шушуне». Я не перебираю свойства объекта любви, а сам проявляю любовь, без выяснения причин и свойств, т.е. критериев выбора. Свойства объекта в данном случае не суть важны, кто-то обращает внимание на глаза, кто-то на кулинарные способности, а кто-то на продолжительность молитвы. Важно то, что я проявляю ответственность. И только потому она моя невеста, что это я за неё отвечаю, а не потому что она правильно одевается и хорошо поёт. Впрочем, знающие люди могут прочесть всё это в книгах пророков Исаии и Осии, в той части, где Бог описывает своё отношение к Израилю. Он использует аналогии именно с любовью человеческой, супружеской, такой, какова она должна быть. В общем, если хочешь преуспеть в любви, не учись выбирать, а «вникай в себя и в Писание», как советовал Павел Тимофею. И возможность отката назад и предъявления претензий (да и просто сожалений о неправильно сделанном выборе) здесь уже невозможна: ты не в упаковке с суповым набором копаешься, а с человеком живёшь. Фактически составляющем с тобой одно целое. Твоё тело: ты его себе выбирал? Ты его встретил при рождении и всю жизнь о нём заботишься, а оно тебя содержит.
Вот, собственно, и всё по теме. Но в принципе можно пойти и дальше, к продолжению споров о «свободной воле» и выборе человека. Говоря о том, что человек «выбирает Христа», нужно помнить, что речь идёт не о конкурсе богов с вручением выигравшему божеству себя в виде призовой статуэтки, а о том, что единственный выбор человека: войти в Его любовь, или же остаться снаружи со своими оценочными критериями. Можно и войти, конечно, по критериям, но тогда почти непременно должно быть разочарование, потому что Бог-то неизменен, но критерии наши, ежели мы ставим их на первое место, меняются. Да и Бог открывается не сразу весь, человеку нужно время для того, чтобы вместить. Войти в любовь («в покой Мой») или не входить туда - решение человека, но покой и любовь - Его, а не человеческие. Отсюда бессмыслен разговор о «заслугах»: говорящие о них возвращаются к оценкам и критериям, то есть к тому, что не имеет никакой важности в отношениях, построенных на любви.
Запись транслирована с
http://firecutter.dreamwidth.org/260880.html. Там же можно и комментировать.