Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?
(Есф.4:14)
Не про Пурим. А про повод задуматься.
У меня очень хорошая френдлента: большая её часть - мои единомышленники, а кто не единомышленник, тот интеллигент, уважающий чужое мнение и старающийся не допускать оскорблений. Кроме того, так получилось, что большинство читаемых мною журналов ведут украинцы (разных национальностей, вероисповеданий и географических положений).
Не скрою своих политических взглядов (хотя они всем известны): я не испытываю любви к российской власти (во всех ветвях) и меня очень разочаровывает проводимая ими политика как внутри моей страны, так и за её пределами. Я считаю, что у этих людей слишком мало мудрости и слишком много жадности. У меня есть основания так считать. И я молюсь за то, чтобы Господь помог им умерить жадность и стяжать мудрость.
Я не хожу на демонстрации. Не потому что христианину, якобы, не положено иметь политических убеждений и высказывать их, а потому что… ладно, будем считать, потому что трушу. Но мне вряд ли придёт в голову осудить тех христиан, которые туда ходят. Хотя бы потому что высказывание своего мнения по поводу действий власти не является нарушением закона. И ещё потому что сам я человек довольно политизированный (вырос в семье диссидента), и хорошо понимаю людей, противостоящих власти. Не всегда поддерживаю, просто понимаю - у них могут быть на это причины. Уважительные. Веские. Точно так же я понимаю людей, лояльных существующим властям, что бы те ни делали. В конце концов, мои убеждения вполне могут быть неправильными, как бы убедительно я их ни аргументировал. А мои оппоненты в исторической перспективе могут оказаться правы.
Кто прав, а кто неправ в нынешнем российско-украинском противостоянии, я для себя лично определил. Но у меня свои критерии определения правоты-неправоты, и я понимаю, что они несовершенны, и для кого-то могут показаться неважными и даже смехотворными. Мне, как деревенскому жителю, просто дико наблюдать за тем, как в то время, когда у одного соседа горит хата, другой передвигает забор на его грядки. И мне стыдно, что я живу в доме этого «другого». Это мой критерий, повторюсь - может быть и неправильный в какой-нибудь высшей инстанции или исторической перспективе. Это один из критериев, есть и другие, в частности недоверие российским средствам массовой информации. Поэтому я очень сочувствую украинскому народу и прекрасно понимаю, что многим из них очень хочется сказать в адрес России много очень нехороших слов. И когда говорят - пропускаю их мимо: у людей в горящем доме есть право на проявление эмоций.
При этом я наблюдаю странную тенденцию среди христиан. Возможно это просто эффект моей ленты, поэтому постараюсь не обобщать. Но: 1. Христиане Украины пишут с горечью о происходящем. Для них, как граждан своей страны, Россия - агрессор, и они, естественно, молятся о прекращении агрессии. Самое агрессивное, что я видел с их стороны - призыв к нам остановить злодеев в нашей власти. 2. Российские христиане - совершенно другая картина. Большей частью - размышления о недопустимости противостояния властям с цитатами из Евангелия. Но встречаются и такие определения в адрес братьев: майданутые, лицемеры, горе-христиане. Видел и матерное, приводить не буду. Одна из российских сестёр под фотографией молебна на площади одного из украинских городов, написала, что, дескать, это всё фарисейское лицемерие, молитва напоказ, а мы, настоящие христиане, молимся за мир в тайной комнате. Неприятие даже на таком уровне. Я уж не буду говорить, как у нас отзываются о Турчинове.
Возможно, где-то есть украинские баптисты, пятидесятники, православные и католики, призывающие посадить москалей на ножи (хотя и тут можно сделать оговорку, что москаль в понимании украинца не тождествен русскому, но это уже, боюсь, нашим обиженным совсем не понять), но вот в тех христианских блогах, которые я читаю, украинцы - любых политических взглядов - просят у нас молитвенной помощи. В нехристианских дерьмо может литься с обеих сторон. В христианских - с одной. С той, у которой просят помощи… Я не знаю, как объяснить людям, что это неправильно. Ну представьте себе, например, такую ситуацию: в Москве и Питере идут уличные бои, а в это время украинская армия вступает в Старый Оскол. Выйдем ли на площадь молиться, или будем думать о том, что это как-то слишком по-фарисейски выглядит? Станем ли в один голос утверждать, что наше отечество на Небесах, а что происходит здесь нас не должно касаться? И станут ли братья украинцы говорить, тоже в один голос: так вам, москалям, и надо?
За годы сравнительно спокойной жизни мы тут в средней полосе России, расслабились и вообразили, что благодать непрерывна, безусловна и вечна, а значит, бояться нам нечего, мы всегда со Христом, и потому - всегда правы. Я не буду повторять банальности о том, что со Христом - это не с правильной цитатой, а с любовью, которая, как известно - см. 1Кор.13. Я даже не буду говорить о том, что среди упомянутых в той главе свойств любви нет слов «любовь обличает» (хотя при желании из текста это можно вывести - было б оно). Я лишь напомню о том, что Господь не будет судить человека за политические убеждения. В Царстве Небесном не будет деления на коммунистов, бандеровцев и сторонников апартеида. Там будут спасённые народы. Спасённые в том числе и от всего этого, от необходимости решать нерешаемые вопросы и выбирать между двух зол. Потому что зло - категория абсолютная, ибо Кто сказал «не прелюбодействуй», Тот же сказал и «не кради», и нарушивший одну заповедь повинен во всём. И выбор будет неправильным в любом случае, потому что в любом случае хоть капля крови человеческой да упадёт на землю. Так кто в таком случае более виновен: тот, кто кидает коктейль Молотова в одну сторону, или тот, кто стреляет в другую? Тот, кто стоит рядом с первым или рядом со вторым? Или мы думаем, что осудив их всех со своего тёплого места, мы более праведны, чем они? Что там было сказано про галилеян, чью кровь Пилат смешал с кровью их жертв? Представьте себе на секунду уличные бои в Москве, и в это время украинские БТРы под Белгородом. И если не имеете достаточно фарисейства, чтобы выйти помолиться на площадь - заткнитесь. Никто не имеет права осуждать человека, стоящего на коленях. Особенно, если перед ним стоит война.
В начале я привёл строки из книги Есфирь. Мы все читали её много-много раз, так много, что забыли, о чём там идёт речь. О жизни в изгнании, среди чужого народа и мерзостных обычаев. Есфирь в глазах своего народа вполне могла выглядеть предательницей и коллаборационисткой, потому что пришла жить во дворец к диктатору-оккупанту. Её положение могло быть в глазах одних соотечественников почётным, а в глазах других позорным. Но она оказалась нужна своему народу именно на этом месте именно в это время. Это не оправдание, это просто наглядный пример того, насколько Богу не важно, кем нас считают одни или другие наши соотечественники, и чем нам ради этого пришлось поступиться. Если мы Божий народ, мы нужны ему - ВСЕ. Независимо от политических убеждений и положения по сторонам баррикад. А поэтому негоже нам обвинять друг друга в неисполнении каких-то там заповедей. Пока мы грызём своих братьев - освобождение к ним придёт из другого места, но нас уже ничто не спасёт. Современные средства войны могут не оставить времени на то, чтобы кинуть пур…
Запись транслирована с
http://firecutter.dreamwidth.org/245408.html. Там же можно и комментировать.