Вопреки "безумию и заблуждениям"

Mar 10, 2018 17:05

* "Иностранная литература" 1987 №1, С. 237-239.

Август Стриндберг. Избранные произведения в двух томах. Вступительная статья В. Неустроева, комментарии Е. Соловьевой. Москва, «Художественная литература», 1986.

В биографии Стриндберга много загадок, которые до сих пор являются предметом изучения для литературоведов. Одна из них - миф о Стриндберге-женоненавистнике, который некоторое время был препятствием на его пути к русскому читателю.
    Тем не менее Стриндберга знали в России еще в 80-е годы прошлого века. Сначала как историка и автора пояснений к карте, составленной шведским этнографом Ренатом и вышедшей в Петербурге в 1881 году. Тогда Стриндберга удостоили большой серебряной медали за заслуги в изучении русской географии. Вот, кстати, еще одна из загадок: сын коммерсанта и служанки, по ряду семейных и материальных обстоятельств не сумевший закончить Упсальский университет, Стриндберг во всех произведениях - а жанровый диапазон их чрезвычайно широк: романы и новеллы, публицистика и сказки, драмы и очерки, стихи и эссе - проявлял незаурядную, энциклопедическую образованность.
    Примечательно, что Софья Ковалевская, современница Стриндберга, в 80-е годы профессор математики Стокгольмского университета, в письмах в редакцию «Русской мысли» настоятельно рекомендовала его произведения и считала «превосходным» его роман «Жители острова Хёмсё» (1887).
    В одном из писем к друзьям Стриндберг писал с болью и иронией: «…Я погибал в Риме, был освистан в Неаполе, взошел, подобно солнцу, в Копенгагене, зашикан в Берлине… но тотчас же вынырнул в Москве… Нет, я неистребим!»
    «Вынырнув в Москве» в 90-е годы, Стриндберг сразу обрел популярность. Л. Н. Толстой считал его «основательным» психологом. Чехов разглядел в нем «замечательного писателя», наделенного «силой не совсем обыкновенной». Горькому Стриндберг - «романист и новеллист» - доставил «много высоких наслаждений и многому научил». Блок после спектакля «Преступление и преступление», поставленного Мейерхольдом в 1912 году, сравнивал шведского писателя с Софоклом. А в некрологе «Памяти Августа Стриндберга» писал, что «у него не может быть никаких наследников, кроме человечества», что «он - менее всего конец, более всего - начало». Короленко осудил драму «Соната призраков», упрекнув писателя в «заигрывании с модернизмом», но в реалистических произведениях нашел «и поэзию, и самую реальную правду».
    Требовавший абсолютной верности действительности, возражавший против беспредметной красивости, «изнеженного, болезненного, фальшивого идеализма» - таким был Стриндберг. И таким он предстает современному советскому читателю. Роман «Красная комната» (1879), который современники писателя назвали перчаткой, брошенной обществу прямо в лицо, фактически открыл эпоху социально-психологического реализма в шведской литературе. Одновременно это - произведение, принесшее Стриндбергу первый успех на родине. Герой «Красной комнаты», начинающий литератор Арвид Фальк, во многом автобиографичен. Сам Стриндберг испытал унижения и отчаяние бедности, учительствовал в школе, давал частные уроки, занимался медициной, пробовал себя в качестве актера, редактировал страховую газету, правил журнальную корректуру. Вслед за Стриндбергом и его герой проходит все круги ада во имя высшей цели - служения литературе. Но и в богемном образе жизни завсегдатаев ресторана «Красная комната» - художников, актеров, журналистов, ученых, предающихся юношеским грезам об абсолютной индивидуальной свободе, - писатель не находит радикального решения проблемы. Их вызов бюрократии, стяжательству, лицемерию оказывается несостоятельным, иллюзии - утраченными. Карикатурно, гротескно изображая государственный аппарат, риксдаг, мир дельцов, прессу, дам-благотворительниц, Стриндберг не жалеет сатирических красок и для создания группового портрета молодых интеллектуалов, потерпевших крах в поединке с окружающим их продажным, бездушным обществом.
    Эпический размах и психологическая глубина отличают роман «Жители острова Хемсё». В центре произведения - характерный для скандинавской литературы конфликт деятельной, энергичной натуры с косной обывательской средой, для которой непреложна истина: «смерть одного - хлеб для другого». Здесь Стриндберг ожесточенно критикует современный ему институт религии и духовенства.
    Из известного цикла «швейцарских новелл», созданного во время пребывания в Швейцарии, когда Стриндберг внимательно читал Сен-Симона, Фурье, К. Маркса, а также познакомился с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и даже собирался перевести его на шведский, в двухтомник включена новелла «Муки совести» (1885). Здесь пафос Стриндберга направлен против войны как таковой - бессмысленной кровавой бойни. Впечатляет судьба главного героя - рафинированного эстета и ученого, прусского офицера, расплачивающегося безумием за вольно или невольно совершаемые им преступления.
    Параллельно «швейцарским» писатель создавал еще один цикл новелл, вошедший в двухтомник, «Браки» (1884-1886). Этот цикл - ключевой в творчестве Стриндберга, он-то и принес ему «лавры» женоненавистника. Сам писатель подчеркивал, что «нападает не на женщину, а на институт брака, каковым он предстает в современных условиях», на «галантерейную эмансипацию». С сочувствием описывает Стриндберг историю краха счастливой молодой семьи, не справившейся с материальными тяготами («Любовь и хлеб»), рисует тонкий психологический портрет самовлюбленного эгоиста Блума, ставшего «образцовым» мужем и отцом («Исполнение долга»). Волшебный хмель прошлого пьянит героев новеллы «Осень», но воскресить былую любовь, угасшую в суровой прозаической повседневности, им так и не удается. В новеллах «Кукольный дом», «Поединок» впервые возникает тема антагонизма, демонического соперничества мужчины и женщины.
    Мотив войны полов обостренно звучит в драмах «Отец» (1887) и «Фрёкен Жюли» (1888). В «Отце» эту войну проигрывает мужчина, во «Фрёкен Жюли» - женщина. Цена проигрыша - смерть. Эта тема будет развита позже в так называемых натуралистических и некоторых поздних символических драмах, в автобиографических романах «Сын служанки» (1886-1887), «Слово безумца в свою защиту» (1895), «Готические комнаты» (1904), «Черные флаги» (1907).
    В пьесах 80-х годов Стриндберг пытался «осовременить» театр, обновить понятие характера на сцене, преодолеть традиционную композицию, устранив разделение на акты. Стриндберг мечтал о таком театре, где не будет ослепительных декораций, неправдоподобных монологов, избитых сценических приемов, о театре, где можно ужасаться ужасному, смеяться смешному, где свобода предоставлена всему, кроме бездарности, лицемерия и глупости.
    Роман «Слово безумца в свою защиту» - одна из вершин в творчестве Стриндберга. Написанный на французском языке и лишь после смерти автора переведенный на шведский, он принес ему международную известность и был признан и современниками, и последующими поколениями читателей одним из наиболее выдающихся романов о любви в мировой литературе. Герой романа-исповеди обнажает трагизм брачного союза, в котором мужчина не хочет расстаться со старомодными патриархальными представлениями, а женщина уже не может ограничивать себя интересами мужчины. Ад социальной, нравственной, сексуальной извращенности буржуазной семьи, крайние, уродливые формы «эмансипации» в «эпоху бесполых существ», изображенные в романе, далеко не утратили своего значения и ныне.
    В книге «Судьбы и приключения шведов» (1882-1904), из которой в двухтомник отобраны новеллы «Высшая цель», «Триумф», «Последний выстрел», «Ночное бдение», Стриндберг обращается к событиям датско-шведских войн XVII века, Тридцатилетней войны (1618-1648), к обстоятельствам убийства короля Карла XII, которого писатель называл «злым гением Швеции, великим преступником, идолом головорезов, фальшивомонетчиков». В новелле «Ночное бдение», как и в исторической драме «Карл XII» (1901), Стриндберг придерживается нетрадиционной версии гибели Карла XII, согласно которой король был убит не вражеской пулей, а застрелен самими шведами.
    В баснях и притчах «Священный бык, или Торжество лжи», «Здоровая кровь», «Детская сказка», «Сказание о Сен-Готарде», «Листок бумаги» Стриндберг выступает как наследник традиций Х.-К. Андерсена, его концепции «жизни как сказки».
    Из цикла исторических пьес Стриндберга в двухтомник включена драма «Эрик XIV» (1899). В основу пьесы положен реальный исторический факт - одержимый манией преследования король Эрик XIV вызвал недовольство шведской знати и народа, в 1568 году был свергнут с престола братом герцогом Юханом и пожизненно заточен в замок Грипсхольм. Стриндберг, очевидно, разделял концепцию тех историков, которые сомневались в психической болезни короля, считая ее гамлетовской маской. В его интерпретации Эрик XIV - натура безвольная, сентиментальная, меланхоличная, не могущая соответствовать роли монарха.
    «Эрик XIV» - заключительная часть необъятного эпоса, трилогии о Васах - имел счастливую сценическую судьбу в Швеции и за ее пределами. «Эрика XIV» поставил Е. Б. Вахтангов в Первой студии Московского Художественного театра в марте 1921 года, а роль короля-неудачника исполнял Михаил Чехов.
    Одна из пяти «камерных» пьес, «Соната призраков» (1907), характерна для позднего творчества Стриндберга. Это - символико-экспрессионистская драма, действие которой происходит на грани реальности и фантастики. Здесь, в отличие от исторических «драм характеров и катастрофы», Стриндберг разрушает понятия сценической коллизии и героя. Заимствуя принцип построения бетховенской сонаты, драматург делит пьесу на три части. Студент-идеалист Аркенхольц и нажившийся на чужих бедах старик ростовщик Хуммель ведут две основные темы. В мрачной фантасмагории, разыгрываемой привидениями, Стриндберг в иносказательном ключе разоблачает атмосферу «обмана, греха и фальши», пропитавшую человеческие отношения. В финале пьесы звучит нота надежды и уверенность, что, по словам писателя, «мы вырвемся из того мира безумия и заблуждений, в котором живем».
    Этой надеждой пронизано всё творчество Августа Стриндберга, художника мятежного, нервного, увлекавшегося самыми разными философскими учениями - от социализма до буддизма, - но всегда стремившегося преодолеть «пустыню разрушения».
    Будем надеяться, что двухтомник Стриндберга принесет радость встречи с его творчеством не только читателям, но и зрителям. Пьесы, включенные в состав избранных произведений, достойны занять свое место в репертуаре наших театров. ■

К. Мурадян

OCR: fir-vst, 2018

Красный двухтомник Стриндберга, собрание сочинений, перевод с шведского, отзыв, рецензия, реферат.

________
Фридрих Дюрренматт. О театре - для театра
Жизнь - смерть - жизнь (Ф. Дюрренматт. "Метеор")
Иосиф Бродский. По ком звонит осыпающаяся колокольня
Фрэнсис Кинг. В поисках ускользающей правды

Стриндберг, литературоведение, статья, театр, реферат, рецензия, ИЛ, #литературоведение, #рецензия, библиотека, образование, #литература, литература, университет, Швеция, культура, #Швеция, #реферат, ocr, книги, роман, критика

Previous post Next post
Up