Sep 30, 2017 13:59
* "Новый мир" 1993 №4, С. 250-251.
ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ АНГЛИЧАНКИ… Элизабет Гаскелл, Вирджиния Вулф, Мюриел Спарк, Фэй Уэлдон. Перевод с английского. М.: «Прогресс», 1992. 506 стр.
<...> Удачная подборка отрывков из работ талантливых английских писательниц о других талантливых английских писательницах, составленная известной исследовательницей Е. Ю. Гениевой. Это настоящий подарок для женщин-интеллектуалок. Тем более, что сделана книга добротно, профессионально, со вкусом. Е. Ю. Гениева со знанием дела пишет вступительную статью о «женской, феминистской литературе» в Англии, в которой дает взвешенные оценки как авторам переведенных эссе (правда, забыв почему-то об Э. Гаскелл), так и портретируемым в них писательницам - Шарлотте и Эмили Бронте, Мери Шелли, Джейн Остин. Конечно, составителям подобного рода сборников легко делать упреки в субъективности отбора материала: почему, например, не рассказано о знаменитой Агате Кристи, в жизни которой действительно были загадочные случаи? почему нет ничего об Энн Редклиф, создательнице «готических» романов, полных тайн, или о Наоми Митчисон, выбранной в вожди-колдуны одного африканского племени? Но подобные претензии предъявлять нет смысла, ибо нельзя объять необъятное. А эпитет «загадочные» в заглавии книги вполне оправдан, ибо здесь у него не столько завлекательный и сенсационный оттенок, сколько общефилософский - в том смысле, в каком коллега Шарлотты Бронте по ремеслу У. Теккерей сказал: «Человек есть драма - драма Чудес и Страстей, Тайн и Подлости… Каждая Грудь есть Палатка на Ярмарке Тщеславия». Не составляют исключения в этом плане и английские писательницы, чьи портреты нам даны, и писательницы - авторы этих портретов. Достаточно загадочна в своем экстравагантном поведении талантливая Мюриел Спарк, создавшая немало интересных романов и ушедшая в католический монастырь. Загадочна и тихая, замкнутая в себе, рано скончавшаяся Эмили Бронте, автор знаменитого «Грозового перевала». И вполне логично, что душу одной «чудачки», Эмили, глубоко раскрывает «чудачка» современная - Мюриел. Мы с определенной долей вероятности можем догадываться, что Спарк и Э. Бронте, автор и ее «модель», - две родственные души, хотя, конечно, их отделяет друг от друга многое. Скрупулезно, но и тактично М. Спарк прослеживает мучительные внутренние борения по-своему гениальной и несчастной Эмили Бронте, душа которой всё более склонялась к демонизму и мистицизму, к вере в себя как в «сверхчеловека»… Не менее проницательна М. Спарк и в своих размышлениях о Мери Шелли. Жаль только, что слишком мало она пишет о том, как создавала Мери своего «Франкенштейна», а ведь это был ее звездный час, высший и по-своему таинственный взлет ее духа. Не будем говорить о всех материалах сборника, отметим лишь эссе Вирджинии Вулф «Своя комната», стоящее несколько особняком. Это не рассказ о какой-то конкретной писательнице, а скорее феминистский манифест автора, гневный вызов мужскому шовинизму и прославление писателей-андрогинов, то есть глубоко чувствующих как мужскую, так и женскую душу. К таковым Вулф относит Шекспира, Стерна, Китса, Колриджа, Шелли, увы, оказывается для нее «бесполым», Пруст «слишком женственным».
К сожалению, вынужден отметить существенный недостаток издания «Загадочных англичанок…» - отсутствие комментариев. Следовало кое-что разъяснить. Так, в талантливо написанных «Письмах к Алисе» Фэй Уэлдон, посвященных Джейн Остин, встречаем неожиданно пассаж о Н. Г. Чернышевском. Фэй Уэлдон восхищается его романом «Что делать?» как «международным бестселлером» и «радующей душу» феминисток утопией. Пусть так, но далее следует совершенно фантастическая биография великого русского демократа: он, оказывается, «потерял голову», увлекшись «дочерью Бакунина» (!), его (Чернышевского. - В.В.) «сверкающие глаза наводили на всех страх» (!), из царской тюрьмы «он бежал», обратив «всех (!) тюремщиков в свою веру», и т.п. Почему не прокомментировать эту красивую легенду, в которой Николай Гаврилович перепутан то ли с С. Нечаевым, то ли еще с кем-то? Тем более что чуть ниже Фэй Уэлдон (или наш корректор) утверждает: «В 1798 году Наполеон захватил Европу» (!). И эта сенсация для историков никак не прокомментирована. ■
В. Вахрушев
OCR: fir-vst, 2017
литературоведение,
#Англия,
реферат,
рецензия,
ocr,
Англия,
библиотека,
книги,
#литература,
литература,
университет,
Новый мир