Томас Манн. Библиография критической литературы на русском языке. Ч. 1

Jan 15, 2016 21:02

(last update: 2017-12-10)

Данная библиография не носит научного характера; тем не менее, может служить подспорьем для тех, кто касается темы «Творчество Томаса Манна». Использовались надежные источники; данные тщательно выверены.

♦ Р. Миллер-Будницкая. Гибель цивилизации (Философия культуры Томаса Манна). - Журнал «Литературный критик», 1935, № 6. С. 130-148.

С конца XIX - начала XX вв. идея гибели западной цивилизации тяготела над буржуазной мыслью Европы. То было острое ощущение исторической обреченности философии, науки, искусства, всех форм буржуазной культуры, приближения какой-то всемирно-исторической катастрофы.
Крупнейшие мыслители и художники буржуазного Запада заговорили об «умственном бреде», «болезни всего европейского сознания, подобной массовым психическим эпидемиям средневековья». <...>

♦ Георг Лукач. Томас Манн о литературном наследстве. - Журнал «Литературный критик», 1935, № 12. С. 35-47.

…В этих условиях новая книга Томаса Манна «Страдание и величие мастеров», состоящая из статей о Гёте, Рихарде Вагнере, Сервантесе, Платоне и Шторме, приобретает чрезвычайное значение, тем более, что она издана не в эмиграции, а в самой Германии, и полицейские меры не препятствуют ее распространению.
Конкретное содержание книги в высшей степени актуально: ведь образы Гёте и Рихарда Вагнера занимают центральное место в германских национал-социалистских литературных мифах. Анализ этих фигур, раскрытие их действительного характера, их значения в истории германской культуры с позиций антифашистских может иметь в наши дни значение, далеко выходящее за пределы литературы.
Не подлежит ни малейшему сомнению, что статьи Томаса Манна - антифашистские. Наименее определенно выявлен этот их характер в этюде о Сервантесе, впервые напечатанном в 1934 г. и написанном в 1932-33 гг., т.е. еще до захвата Гитлером власти. В этой книге Томас Манн предстает как защитник культуры против варварства. Величие гениальных людей прошлого заключается для Томаса Манна не в их формальном мастерстве, а прежде всего в том, что они решительно и широко отстаивали и развивали гуманистические тенденции и вели борьбу против всякой тенденции, тянущей к варварству.
Томас Манн не делает ни одной уступки господствующим фашистским теориям, которые лживо трактуют «Третью империю», как строй, покончивший с «буржуазностью» (конечно, речь у них идет о буржуазности в особом, фашистском, понимании слова), и в любой исторической эпохе «открывают» буржуазные и (тоже на фашистский лад) антибуржуазные тенденции. <...>

♦ Георг Лукач. «Будденброки» (роман Томаса Манна). - Журнал «Литературное обозрение», 1936, № 17.

♦ Георг Лукач. «Новеллы» Томаса Манна. - Журнал «Литературное обозрение», 1936, № 18. С. 15-18.

…Томас Будденброк - буржуа по убеждению; Тонио Крёгер - буржуа, сбившийся с пути, тоскующий по буржуазии. Где же видит Томас Манн истинного буржуа, «нормального» буржуа?
В романе «Будденброки» дан на это ясный ответ: в прошлом. Тогда, когда буржуа был еще кровно связан с великими традициями буржуазной культуры. Конечно, Томас Манн изображает и современных настоящих буржуа. Но у них мало общего с терзаемым тоской Тонио Крёгером. Грубый эгоизм, бездушное делячество современных капиталистов, беспощадность, готовность ступать через трупы не только в деловой, но и в частной, личной жизни ради прихоти и каприза, - всё это имеет очень мало общего с такими образами тоскующих буржуа, как Томас и Тонио, и с мировоззрением самого Томаса Манна <...>

♦ Николай Вильмонт. Гёте в романе «Лотта в Веймаре» Томаса Манна. - Журнал «Интернациональная литература», 1941, № 5-6.
Первый вариант статьи, вошедшей затем после значительной переработки под названием «Гёте в романе Томаса Манна» в книгу «Великие спутники» (1966).

♦ Борис Сучков. Судьба художника. К 70-летию со дня рождения Т. Манна. - «Литературная газета», 1945, 30 июня.

♦ От редакции. - Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства. (Прим. Р. Миллер-Будницкой). М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. - 576 с. - С. 3-6. [фото книги]

Роман «Будденброки» - первое крупное произведение Томаса Манна, одного из выдающихся представителей современной немецкой литературы. Впервые изданный в 1901 году, этот роман сразу приобрел широкую популярность в Германии и за ее пределами. На родине писателя «Будденброки» выдержали за четверть века более ста пятидесяти изданий. При фашистском режиме роман не издавался в Германии, но продолжал выходить в зарубежных немецких издательствах; ныне же он пользуется симпатиями читателей демократической Германии и всех прогрессивных немцев.
«Будденброки» занимают видное место в западноевропейской литературе конца XIX - начала XX века. Это было время, когда капитализм вступал в стадию империализма, что привело к реакции во всех областях жизни, к крайнему обострению общественных противоречий. <...>

♦ Константин Федин. Томас Манн (К восьмидесятилетию со дня рождения). - Журнал «Иностранная литература», 1955 Июль, № 1. С. 165-169.

…В тридцатые годы Томас Манн должен был принять большое решение и принял его: он покинул Германию нацистов.
Как писателю, всеми корнями своего бытия сросшемуся с литературой, Томасу Манну естественно выражать себя посредством связи явлений жизни и литературы. Так в эти годы эмиграции появилось его «Письмо к редактору Neue Züricher Zeitung», прозвучавшее подобно манифесту о немецкой литературе времен гитлеровских книжных костров.
Томас Манн оставил в этом письме заявления, одинаково показательные для поэта и гражданина, потрясенного политическими событиями у себя на родине. <...>

♦ С. Тураев. Томас Манн и его новеллы. - Манн Т. Новеллы. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. С. 3-11. [фото книги]

…В мае 1955 года, накануне своего 80-летия, Т. Манн выступил с юбилейной речью, посвященной памяти Фридриха Шиллера. Он произнес ее дважды: в Штутгарте и в Веймаре, подчеркнув тем самым, что для него Германия едина. С этой общегерманской трибуны маститый писатель обращался ко всему германскому народу. <...>

♦ З. В. Житомирская. Томас Манн: биобиблиогр. указатель. М.: Изд-во Всесоюзн. книжной палаты, 1956. - 87 с.

♦ Николай Вильмонт. [Предисловие]. - Манн Т. Признания авантюриста Феликса Круля. (Перевод с немецкого Наталии Ман). М.: Издательство иностранной литературы, 1956. [фото книги]

♦ Николай Вильмонт. [Предисловие]. - Манн Т. Признания авантюриста Феликса Круля. (Перевод с немецкого Наталии Ман). М.: Издательство иностранной литературы, 1957. 2-е издание. [фото книги]

♦ Николай Вильмонт. Гёте в романе Томаса Манна. - Манн Т. Лотта в Веймаре. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 5-26. [фото книги]

♦ Николай Вильмонт. Трагедия композитора Адриана Леверкюна. - Манн Т. Доктор Фаустус. (Перевод с немецкого С. Апта и Наталии Ман). М.: Издательство иностранной литературы, 1959. [фото книги 1] [фото книги 2]

…Первая мысль написать «своего Фауста» посетила Томаса Манна в 1901 году, когда он заканчивал «Будденброков». Это не было только ребячески-дерзкой мечтой потягаться силами с величайшим поэтом Германии. Уже тогда молодой писатель видел «сквозь магический кристалл» неясные очертания романа, к работе над которым он думал приступить не сейчас, а на склоне плодотворно прожитой жизни. Большой художник всегда в глубине души верит в сотрудничество с «гением века», всегда рассчитывает на вразумляющий урок истории, который поможет ему додумать идею, завладевшую его фантазией.
С самого начала ему мерещился новый Фауст в образе современного художника, продавшего душу дьяволу ради вящего торжества своего сомнительного искусства. <...>

♦ Борис Сучков. Томас Манн (1875-1955). - Манн Т. Собрание сочинений в 10-ти томах, Т.1. М., Государственное издательство художественной литературы, 1959. С. 5-62.

…В 1930 году, то есть в годы интенсивной работы над первой книгой тетралогии, Манн закончил одну из самых значительных своих новелл «Марио и волшебник», в которой он показал реальную опасность иррационализма как идеологического орудия реакции. Действие новеллы разыгрывалось в Италии, находившейся под властью фашизма. В маленьком городке происходит гипнотический сеанс, который проводит некий синьор Чиполла, заставляющий под щелканье бича подчиняться своей воле зрителей, собравшихся поглазеть на необычное зрелище. Свой сеанс Чиполла сопровождает рассуждениями, выдержанными в духе официальной фашистской пропаганды, и его психологические эксперименты оскверняют достоинство человека. <...>

♦ Томас Манн. Собрание сочинений. Тт. 1-10. М., 1959-1961.
Том 9 (1960). Составитель Е. Закс. Редактор Е. Эткинд.

О себе и собственном творчестве (1906-1954)
• Бильзе и я
• «В зеркале»
• Блаженство сна
• По поводу «Королевского высочества»
• Детские игры
• По поводу «Песни о ребенке»
• Предисловие к папке с рисунками
• О духе медицины. Открытое письмо издателю «Немецкого медицинского еженедельника»
• Речь, произнесенная на банкете в день пятидесятилетия
• В пути
• «Непорядки и раннее горе»
• Любек как форма духовной жизни
• Очерк моей жизни
• Переписка с Бонном
• Введение к «Волшебной горе». Доклад для студентов Принстонского университета
• «Иосиф и его братья». Доклад
• Об одной главе из «Будденброков»
• История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа
• Заметки о романе «Избранник»
• Вступление к радиопостановке «Королевское высочество»

Статьи (1908-1929)
• Опыт о театре
• Старик Фонтане
• Шамиссо
• Слово о Готфриде Келлере
• Воспитание чувства слова
• Гёте и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма
• Прекрасная книга
• Об учении Шпенглера
• Толстой (К столетию со дня рождения)
• Речь о театре (К открытию Гейдельбергского фестиваля)
Примечания

THOMAS MANN
AUTOBIOGRAPHISCHES
1906-1954
AUFSÄTZE
1908-1929

♦ Томас Манн. Собрание сочинений. Тт. 1-10. М., 1959-1961.
Том 10 (1961).

Статьи
• Памяти Лессинга
• Теодор Шторм
• Гёте как представитель бюргерской эпохи
• Путь Гёте как писателя
• Страдания и величие Рихарда Вагнера
• Путешествие по морю с Дон Кихотом
• Нобелевскому комитету по присуждению премий мира. Осло
• «Вертер» Гёте
• «Анна Каренина»
• Искусство романа
• Культура и политика
• Памятное слово о Максе Рейнгардте
• Германия и немцы
• Достоевский - но в меру
• Философия Ницше в свете нашего опыта
• Фантазия о Гёте
• Август Стриндберг
• Письмо по поводу кончины моего брата Генриха
• Бернард Шоу
• Эротика Микеланджело
• Воспоминания о Мюнхенском придворном театре
• Художник и общество
• Герхарт Гауптман
• Прощальные письма европейских борцов Сопротивления
• Наш друг Фейхтвангер
• Слово о Чехове
• Слово о Шиллере
Н. Вильмонт. Художник как критик
Примечания
Алфавитный указатель

♦ Владимир Адмони, Тамара Сильман. Томас Манн. Очерк творчества (Л.: Советский писатель, 1960)

Введение
Глава I. Ранние новеллы
Глава II. «Будденброки»
Глава III. От «Тристана» до «Смерти в Венеции»
Глава IV. «Волшебная гора»
Глава V. Томас Манн - борец против фашизма (Современность и история)
Глава VI. «Лотта в Веймаре»
Глава VII. «Доктор Фаустус»
Глава VIII. «Признания авантюриста Феликса Круля»
Глава IX. Проблемы стиля Томаса Манна
Заключение

…«Волшебная гора» («Der Zauberberg», 1924) является первым романом Томаса Манна, в котором он предстает не как продолжатель традиций романа XIX века, а как самостоятельный вершитель судеб романа новейшего времени. Если «Будденброки», при всем своем своеобразии, еще выдержаны в традициях классического романа XIX века и ориентируются на его лучшие образцы, как например на роман Толстого, то «Волшебная гора» уже не воспринимается в границах определенного традиционного жанра, но ломает этот жанр и прокладывает новые пути развития.
В 1939 году Томас Манн в лекции, прочитанной студентам Принстонского университета США и представляющей собой введение к роману «Волшебная гора» («Einführung in den «Zauberberg»), обрисовал как конкретные этапы создания этого произведения, так и свое понимание его роли в истории собственного творчества и в истории европейского сознания в целом.
Томас Манн определяет свой роман как «документ духовного состояния Европы и духовной проблематики в первую треть XX столетия». В этом смысле роман назван Томасом Манном романом современным и одновременно историческим (немецкий термин Zeitroman, то есть «роман времени»), поскольку он дает «внутреннюю» картину эпохи, предшествовавшей первой мировой войне.
Однако, прежде чем это произведение наполнилось таким глубоким и многозначительным содержанием, оно прошло долгий путь развития. Достаточно сказать, что оно было начато в 1912 году, а закончено лишь через 12 лет. Источником и непосредственным поводом к его написанию явился знаменательный эпизод из жизни самого Томаса Манна. В 1912 году у его жены началась болезнь легких, и она принуждена была провести полгода в санатории швейцарского курорта Давос. Томас Манн, остававшийся значительную часть этого времени с детьми в Мюнхене, отправился на несколько недель в горы навестить жену. <...>

♦ Николай Вильмонт. Художник как критик. - Манн Т. Собрание сочинений в 10-ти томах, Т.10. М., Государственное издательство художественной литературы, 1961. С. 621-658.

…Тема «времени» затронута (и опять по-другому) также и в романе «Лотта в Веймаре». Но мы хотим на примере этого произведения показать, как было «завоевано» писателем-реалистом другое изобразительное средство, столь характерное для «технологии» литературного модернизма XX века - так называемый «единый поток сознания». Для писателей-декадентов типа Джойса или Кафки этот прием - подходящее средство для упрочения полного произвола в трактовке действительности и безудержного разгула случайности. В реалистическом же искусстве Томаса Манна «поток сознания» выполняет частную, хотя - в «Лотте в Веймаре», например, - и важнейшую функцию. <...>

♦ T. Mотылева. Над страницами Томаса Манна. - Журнал «Новый мир», 1962, № 2.

♦ Владимир Днепров. Доктор Фаустус ХХ века. - Журнал «Вопросы литературы», 1962, № 3.

♦ Е. Книпович. Чувство истории (Томас Манн в советской критике). - Журнал «Иностранная литература», 1962, № 3. С. 189-196.

…Глубокий историзм страниц, посвященных «Будденброкам» в статье Б. Сучкова, точный историко-литературный анализ романа в монографии В. Адмони и Т. Сильман - это еще одно свидетельство высоких качеств нашей «томасманнианы» последних лет. Но у В. Днепрова есть и еще одна дополнительная заслуга. Он увидел в первом романе художника не только тему конца, но еще и тему «начала» - начала хождения души западного человека по мытарствам, - впервые возникшую в «Будденброках» (в той главе о Ганно, которую специально помянул Томас Манн, работая над «Доктором Фаустусом») и идущую через «Смерть в Венеции» к «Волшебной горе» и «Доктору Фаустусу».
Кстати, я никак не могу согласиться с той оценкой некоторых положений статьи В. Днепрова «Интеллектуальный роман Томаса Манна», которая дана в статье В. Щербины «Интеллектуальность или отвлеченность?» («Новый мир» № 11, 1961). <...>

♦ Стефан Цвейг. «Лотта в Веймаре». (Перевод: С. Фридлянд) - Цвейг С. Собрание сочинений в 7 томах (Библиотека «Огонек»). Т.7. М.: Правда, 1963. С. 408-410.
Рецензия «Лотта в Веймаре» входит в книгу «Время и мир. Собрание статей», Стокгольм. Издательство «Берман-Фишер», 1939. На русский язык переводится впервые.

В дни подобного уныния вдвойне желанна и благословенна всякая радость. Такую духовную радость самого чистого, самого высокого достоинства дарует нам «Лотта в Веймаре» - новый роман Томаса Манна, шедевр, быть может, непревзойденный, невзирая на «Будденброков», на «Волшебную гору», на эпос «Иосиф и его братья». <...>

♦ Владимир Днепров. Черты романа XX века (М.-Л.: Советский писатель, 1965. - 548 с.)

В настоящей книге В. Днепров ставит вопрос: устарело ли классическое искусство? В центре внимания автора - борьба начала классического и начала модернистского в западной культуре XX века. Автор анализирует основные произведения Хемингуэя, Пруста, Стейнбека, Кафки, Лакснесса, Камю и других, а также творчество Стравинского, Шостаковича, Пикассо. Подробно рассматривает фрейдизм в его соотношении с реалистическим искусством.
Особый раздел книги посвящен формам современного романа, причем большое внимание уделено интеллектуальному роману Томаса Манна.

♦ T. Mотылева. Томас Манн и обновление реализма. - Mотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М., «Советский писатель», 1966.

♦ Николай Вильмонт. Великие спутники. Литературные этюды (М.: Советский писатель, 1966. - 592 с.) [фото книги]

От автора
3

Достоевский и Шиллер
7

Еще раз о Гёте

• Гёте и его "Фауст"
319

• Веймарский доклад
377

Шесть этюдов о Томасе Манне

• Гёте в романе Томаса Манна
401

• Неоконченный роман Томаса Манна
422

• Трагедия композитора Адриана Леверкюна
454

• Спор о "Докторе Фаустусе"
492

• "Избранник" Томаса Манна и проблема виновности
520

• Художник как критик
548

…Можно утверждать, что эта книга - лучшее, что удалось написать Т. Манну о Гёте. Ценность романа-биографии как жанра, по нашему убеждению, в том, что он не столько анализирует и обобщает (на этом поприще исследователь может и превзойти художника-беллетриста), сколько воссоздает образ героя в его неповторимой жизненности. <...>

♦ Борис Сучков. Роман и миф. - Журнал «Иностранная литература», 1968, № 4. С. 28-44.

♦ Борис Сучков. Роман и миф. - Манн Т. Иосиф и его братья, Т.1. М., 1968. С. 3-32.

♦ Н. И. Балашов, В. М. Жирмунский и др. (общ.ред.). История немецкой литературы в 5 томах. Т.4. М.: Наука, 1968. Статья «Томас Манн (до 1918 г.)». С. 477-495.

Томас Манн (Thomas Mann, 1875-1955) - один из наиболее сложных и самобытных мастеров западноевропейского критического реализма XX в. Его творчество уже давно получило широчайшее международное признание.
Весь писательский путь Томаса Манна неразрывно связан с жизнью в деятельностью его старшего брата Генриха Манна. Литературное творчество обоих братьев занимает исключительно важное место в истории духовной культуры Германии. <...>

♦ Нина Дмитриева. Томас Манн о кризисе искусства (Опыт комментирования романа «Доктор Фаустус»). - сб.: Вопросы эстетики. Кризис западноевропейского искусства и современная зарубежная эстетика. Вып. 8. М.: Искусство, 1968. С. 5-66.

Восьмой выпуск "Вопросов эстетики" содержит статьи А. Ф. Лосева о Рихарде Вагнере, А. Гулыги о философской прозе Франца Кафки, Н. Дмитриевой о Томасе Манне и ряд других содержательных статей.

♦ А. Русакова. Томас Манн в поисках нового гуманизма (Л., 1969)

♦ Борис Сучков. Лики времени. Ф. Кафка, С. Цвейг, Г. Фаллада, Л. Фейхтвангер, Т. Манн (М.: Художественная литература, 1969) [фото книги]

В книгу вошли статьи о немецкоязычных писателях XX века Ф. Кафке, С. Цвейге, Г. Фалладе, Л. Фейхтвангере и Т. Манне.

♦ А. Федоров. Роман «Лотта в Веймаре» и критика пантеизма в эстетике Т. Манна. - «Филологические науки», 1969, № 2.

♦ Соломон Апт. Читая письма Томаса Манна. - Журнал «Иностранная литература», 1969, № 9.

♦ Николай Вильмонт. Томас Манн и его «Будденброки». - Манн Т. Будденброки. (Перевод с немецкого Наталии Ман). - Библиотека всемирной литературы - М.: Художественная литература, 1969. С. 5-32.

…«Будденброки. История гибели одного семейства» не первое произведение Томаса Манна. Ему предшествовали его ранние новеллы, тогда еще не позволявшие предугадать в их юном авторе замечательнейшего немецкого писателя нашего века. <...>

♦ Соломон Апт. Двойное благословение (Заметки о стиле Томаса Манна [«Иосиф и его братья»]). - Журнал «Вопросы литературы», 1970, № 1. С. 133-150.

♦ Е. Книпович. Томас Манн о фашизме (Разные концепции «Доктора Фаустуса»). - Журнал «Иностранная литература», 1970, № 12. С. 246-249.

…Так в чем же, с точки зрения С. Лема, не прав Томас Манн?
В том, что он якобы отождествил грешного композитора Адриана Леверкюна с немецкой нацией, а дьявола, с которым тот заключил пакт, - с фашизмом. И сведя таким образом «отношения» немецкой нации и фашизма к старому фаустовскому мифу, он объективно героизировал, возвысил эту «двустороннюю сделку». С. Лем уделил в эссе много места доказательству справедливой мысли о том, что Мефистофель «Фауста» и «демон» фашизма диаметрально противоположны. Но ведь и Томас Манн ни в малой мере их не отождествляет. У «черта», явившегося к грешному композитору, нет ни малейшего сходства с Мефистофелем. <...>

♦ Владимир Адмони. Миф о творчестве Томаса Манна. - Журнал «Новый мир», 1971, № 4.

♦ Борис Сучков. Роман и миф. - В книге «Современная литература за рубежом», сб. 3. М., 1971. С. 74-116.

♦ Соломон Апт. Томас Манн (М.: «Молодая гвардия», 1972, ЖЗЛ) [фото книги]
Серия «Жизнь замечательных людей».

СОДЕРЖАНИЕ
Отец
Детство, отрочество
…И юность
Италия
Сотрудник редакции
Трудная зима
Успех
Комментарии к письмам
После признания
Брат
В разладе с собой и с миром
О профессоре Корнелиусе, немецкой республике и поездке в Париж
Лавры и терния
Эмигрант
Исповедь продолжается
Новый Свет
Опять Европа
Основные даты жизни и творчества Томаса Манна
Краткая библиография

…В мае 1902 года приходит еще одно важное письмо от Фишера. Оказывается, «Будденброки» - это не только большой литературный успех автора, но и выгоднейшее предприятие для издательства: тираж в тысячу экземпляров почти распродан. Собираясь переиздать роман в одном томе, Фишер предлагает автору, если тот нуждается в деньгах, получить у него тысячу марок сразу же, до окончательного расчета, который по прежней договоренности последует в сентябре. Уже летом Фишер хочет начать печатать сборник новелл, чтобы выпустить его к осени. Но «Тонио Крёгер» все еще не готов, а без этой новеллы автор не представляет себе будущей книжки, и, сопоставляя время прихода письма от Фишера со временем возобновления систематической работы над «Тонио Крёгером», невольно заключаешь, что это письмо помогло молодому человеку покончить с угрызениями совести по поводу работы «без пера и чернил» и усесться наконец за письменный стол. <...>

♦ Т. И. Сильман (ред.). Языковый стиль Томаса Манна. Сборник, ч. 1-2. Л., 1973. <ненадежный источник>

♦ Соломон Апт. Восемь новелл. - Манн Т. Новеллы. М.: Художественная литература, 1973. - 384 с. - С. 3-22. [фото книги]

♦ Николай Вильмонт. [Предисловие]. - Манн Т. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. (Перевод с немецкого С. Апта и Наталии Ман; примеч. А. Габричевского). М.: Художественная литература, 1975. - 608 с. [фото книги]

♦ Соломон Апт. Юным читателям Томаса Манна. - Манн Т. Избранное. (Иллюстрации Л. Зусмана). М.: Детская литература, 1975. - 366 с., ил. - С. 3-18. [фото книги]

♦ Мария Кургинян. Романы Томаса Манна. Формы и метод (М.: Художественная литература, 1975)

Введение. Постижение человечности человека как творческая задача
I. Преодоление кризиса средствами "точного слова"
«ИЗБРАННИК». Новейшие «комплексы» в свете старой фабулы
«ПРИЗНАНИЯ АВАНТЮРИСТА ФЕЛИКСА КРУЛЯ». «Испытание» имморализма формой повествования от первого лица
II. Пути "активизации" социального романа
«БУДДЕНБРОКИ». Открытие «далеких» обстоятельств и объемной структуры романа «ВОЛШЕБНАЯ ГОРА». От героя воспитуемого к герою «Взыскующему и Вопрошающему»
III. Современный человек в призме мифа и истории
«ИОСИФ И ЕГО БРАТЬЯ». Проблема ответственности. Новая форма конфликта и ее типология
«ДОКТОР ФАУСТУС». Раскрытие нравственных потенций «героя нашего времени» в романе-трагедии
Заключение. Традиции и перспективы «высокохудожественной реалистичности» в литературе

…Т. Манн говорил, что «Доктор Фаустус» был единственным его романом, который не «возрастал» в своем значении в процессе создания, а сразу же писался так, как был задуман: роман эпохи в виде мучительной и греховной жизни художника. Так могло быть потому, что периодом созревания этого замысла была фактически вся творческая жизнь его автора: проблема Фаустуса не только незримо присутствовала в прошедшем через всю жизнь «Авантюристе», но какими-то своими сторонами осуществлялась в центральных для творчества Манна образах. Он сам перечисляет их в порядке приближения к герою «Фаустуса»: Томас Будденброк, Ганс Касторп, Иосиф, Гёте и, наконец, Ганно Будденброк, - всем им в той или иной мере была присуща неудовлетворенность своей судьбой, беспокойные искания; все они сталкивались с «искушениями», с необходимостью выбора и испытанием стойкости.
Т. Манн имел все основания выделять «трагический образ… маленького Ганно» среди других «предшественников» Леверкюна, и называть поздний роман «запоздалым собратом» именно «Будденброков», и подчеркнуть эту преемственность героев, связав того и другого с музыкой. Ибо Ганно Будденброк был первым героем, поставленным Манном перед выбором между жизнью и смертью, то есть в подлинно трагическую коллизию. <...>

♦ Т. Л. Мотылева. Томас Манн и русская литература (К столетию со дня рождения). М.: Знание, 1975. - 64 с.

Начало пути. "Будденброки"
6

Тема искусства и художника. Новеллы
13

Годы Первой мировой войны. "Размышления аполитичного"
20

20-е годы. "Статьи о русской литературе". "Волшебная гора"
28

Борьба против фашизма. Статьи о русских писателях. "Доктор Фаустус"
41

Последние годы. "Слово о Чехове"
54

Томас Манн, 100-летие со дня рождения которого исполняется в июне 1975 года, очень любил и ценил русскую классическую литературу, называл ее «чудом духовной культуры». Он написал ряд статей о русских писателях, часто ссылался на них в своих произведениях. О том, что значила русская литература для Томаса Манна на разных этапах его творческого пути, как он воспринимал, оценивал ее, учился у нее, говорится в данной брошюре.

♦ А. В. Русакова. Томас Манн (Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975)

Вместо предисловия
Роман «Будденброки». Устарели ли споры о нем?
Последние годы жизни: Томас Манн и послевоенный мир
Томас Манн - литературный критик
Томас Манн и Шекспир
Проблемы поэтики романа «Доктор Фаустус»
   • Вступление
   • Серенус Цейтблом - рассказчик
   • Пародийно-музыкальные принципы композиции
   • Главный герой между дьяволом и ангелом (Леверкюн, дьявол и Эхо)
   • Германия «эпохи конца»
   • Общество «эпохи конца»
«История "Доктора Фаустуса"»
Испытание временем

…Обычно недооценивают его осведомленность в немецкой литературе, создававшейся после второй мировой войны. Однако, хотя Т. Манн и не нашел общих точек соприкосновения ни с писателями «внутренней эмиграции», ни с «группой 47», хотя его первого визита в Германию, по свидетельству М. Фриша, ожидали «с ненавистью», многочисленные упоминания о литературных делах послевоенной Германии в его письмах опровергают мнение о его незаинтересованности, холодности, высокомерном отсутствии интереса к литературному «сегодня». Кроме того, сам Т. Манн не мог считать себя непризнанным на родине, так как после 1945 года он получал тысячи писем от своих немецких читателей. <...>

♦ Томас Манн. Письма (М.: Наука, 1975) [фото книги]
Серия «Литературные памятники». Издание подготовил С.К. Апт.

С. К. Апт
ПИСЬМА ТОМАСА МАННА
Точное число писем, написанных Томасом Манном за его долгую (1875-1955) жизнь, назвать невозможно. Какая-то их часть по тем или иным причинам вообще не сохранилась, и если принять во внимание, что среди этих причин были такие, как превратившийся затем в эмиграцию отъезд писателя в 1933 г. из Мюнхена, где хранился архив с его письмами и черновиками писем, как гибель не только архивов его адресатов, но и ряда самих адресатов в годы фашистской диктатуры в Европе и второй мировой войны, то можно предположить, что эта безвозвратно пропавшая часть достаточно велика. Но тысячи писем все-таки сохранились, и около полутора тысяч уже опубликовано. <...>

________
∅ Поиск на странице: нажать ctrl+F, ввести нужное слово.

ЧАСТЬ 2: http://fir-vst.livejournal.com/168004.html

Нобелевская премия, литературоведение, реферат, ИЛ, #литературоведение, библиотека, #литература, литература, культура, #реферат, Германия, библиография, #Германия, биография, Апт, книги, роман, критика, Волшебная гора, Томас Манн

Previous post Next post
Up