("Культура" №10, 15.03.2001)
Михаил Ульянов, лет десять назад записавший на радио "Тихий Дон" многочасовой моноспектакль, где актер сыграл более трехсот ролей, в том числе и женские, говорил, что остался единственный плодотворный способ знакомства и погружения в настоящую литературу - чтение по радио классических вещей, когда слушатель остается один на один с голосом актера. Как ни парадоксально, утверждал М. Ульянов, радио богаче телевидения и любого другого визуального искусства, ибо включается фантазия. Михаил Александрович признавался: "Как актер я больше всего люблю радио. Чистейшая, благороднейшая, аристократическая работа!"
Узнав, что в Доме радиовещания и звукозаписи "Радио России" записывает спектакль "А вот те шиш!" по рассказу Михаила Веллера с участием Михаила Ульянова и Льва Дурова, отправился в студию. Ту самую, седьмую, где, если не ошибаюсь, Михаил Александрович читал и "Тихий Дон", и "Карамазовых". Теперь друг против друга сидели Ульянов и Дуров.
- Мотор, начали. Дубль второй, - командует режиссер.
Михаил Александрович, впрочем, довольно сдержан в отношении литературной основы спектакля:
- Она по большому счету средняя. Ведь рядом - великая литература. Но, слава богу, хоть такие спектакли стали появляться. Я уже года четыре не работал на радио.
- А будь у вас такая возможность, что бы вы записали на радио?
- Я предложил "Радио России" записать большой моноспектакль "Мартовские иды" по роману Торнтона Уайлдера. В свое время шел у нас в театре такой спектакль. Теперь его уже не восстановить, но на радио записать можно. Это прекрасная историческая литература. А заметьте, насколько велик сегодня интерес к истории! Народ с интересом смотрит передачи Л. Парфенова, Э. Радзинского.
…Каких-нибудь десять лет назад жизнь в Доме радиовещания и звукозаписи буквально кипела. В детской редакции делала свои блистательные спектакли легендарная Роза Иоффе, ученица Осипа Абдулова. Вспомним хотя бы "Золотой ключик", где Роза Марковна впервые вручную замедляла и ускоряла движение магнитной ленты, чтобы голоса персонажей - Буратино, Карабаса, Мальвины, Артемона - звучали по-разному. А играл весь спектакль один-единственный актер - Николай Литвинов. Эстафету Р. Иоффе приняла Лия Веледницкая, записавшая такую радийную классику, как "Дубровский" с Виктором Хохряковым, Ольгой Яковлевой, Марком Прудкиным, Геннадием Бортниковым и Алексеем Консовским, как бунинскую "Первую любовь" с Леонидом Марковым и Ларисой Гребенщиковой, "Олесю" А. Куприна, "Дикую собаку Динго" Р. Фраермана и другие инсценировки.
Радио сумело сохранить такие шедевры, как единственный спектакль Андрея Тарковского "Полный поворот кругом", "Маленькие трагедии" и "Мартин Иден" в постановке Анатолия Эфроса, брехтовский "Добрый человек из Сезуана", поставленный Юрием Любимовым в 1965 году.
Ростислав Плятт вспоминал: "Радио является постоянной сферой моей работы, параллельной театру. В радиостудии я перепробовал за это время все виды деятельности: был диктором, чтецом во всех жанрах, практикующихся на радио, читал художественную прозу, стихи, публицистику, конферансы к литературным, музыкальным и драматическим передачам, к операм и опереттам, был радиоактером, шумовиком, даже вокалистом, только что не играл на музыкальных инструментах и не настраивал их". А однажды случился такой разговор. Плятта спросили: "Ростислав Янович, а что вы сыграли на радио такое, чего нигде больше сыграть нельзя - ни в театре, ни в кино?" Плятт помолчал и ответил: "Да, в общем, многое… вот есть даже запись - монолог умного крокодила. Был на радио киплинговский слоненок. Были разные птицы…" Присутствовавший при сем Осип Абдулов ревниво заметил: "Подумаешь, крокодил… Я вот даже огненный шар играл!".
Увы, нынче радиотеатр переживает трудные времена. Кое-что пытается делать "Радио России". Недавно в эфире прозвучал роман Виктора Пелевина "Жизнь насекомых" в исполнении Сергея Маковецкого. Интересная экспериментальная работа, выполненная в стиле арс-акустики, популярном нынче во всем мире, имела большой общественный резонанс. Мне довелось присутствовать при записи спектакля по пьесе Г. Фигейреду "Эзоп" с Николаем Караченцовым в заглавной роли. С каким подъемом работал актер, как увлекал он своим темпераментом молодых коллег! Теперь записали "А вот те шиш!", премьера которого состоится в апреле или мае. Но, к сожалению, "Радио России", лишившееся частоты 104,2 ФМ, одновременно потеряло и немалые доходы от рекламы, а значит, придется сократить и без того невеликие затраты на радиопостановки. Остается надежда только на Гостелерадиофонд. ■
Юрий Крохин
OCR: fir-vst, 2015 (Источник:
http://teleradio.livejournal.com/46704.html)