ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой несколько расширенный курс лекций по истории арабов в средние века, прочитанных автором на историческом отделении Института стран Азии и Африки при Московском государственном Университете им. М. Ломоносова в 1992-2004 годах. Непосредственным продолжением этой работы является изданная в 2001 г. издательством «Муравей» книга того же автора под названием «История арабов и Халифата (750-1517 г.г.)». Обе книги, в совокупности охватывающие весь период арабской средневековой истории, предназначены прежде всего для студентов и аспирантов, специализирующихся по изучению различных проблем и периодов истории арабов и других народов Ближнего и Среднего Востока, а также и для широкого читателя, интересующегося исторической проблематикой, в первую очередь историей стран мусульманского Востока. В них изложены не только основные факты политической истории и экономического состояния арабского государства (Халифата) в указанный период, но также рассматриваются некоторые возникавшие в процессе развития средневекового общества религиозно-философские проблемы (в основном в книге, посвященной времени господства династии Абассидов), и в общих чертах различные аспекты культурной жизни каждого из рассматриваемых периодов.
Книге предпослано короткое введение, в котором сообщаются сведения о деятельности основоположника нового религиозного учения, Мухаммада и первых, так называемых «праведных», халифов, возглавлявших исламскую общину (умму) после его смерти. Дается также краткое описание начала арабских завоевательных походов и конфликтов между преемниками Пророка, завершившихся приходом к власти династии Омейядов и утвердивших господство арабов в этнически пестром исламском сообществе.
Композиция книги определяется содержащимся в ней материалом. Поэтапное изложение событий, связанных с деятельностью того или иного омейядского правителя, сопровождается специальными разделами, посвященными арабским завоеваниям и состоянию арабской культурной жизни, - в первую очередь арабскому словесному искусству в период столетнего господства омейядской династии и той роли, какую исламские поэтические языческие традиции играли в идеологическом и политическом упрочении позиций правящей династии.
Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность сотрудникам кафедры Истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при Московском Государственном Университете - Мейеру М. С., Ацамбе Ф. М., Кириллиной С. А., Орлову В. В., Жантиеву Д. Р., Кобищанову Т. Ю., Панченко К. А. за активное участие в обсуждении подготовленной к изданию книги. Выражаю также благодарность студенту 5 курса Василию Кузнецову за оказание технической помощи в подготовке к изданию настоящей работы.
ВСТУПЛЕНИЕ
В первые десятилетия VII в. произошло два тесно связанных между собой основополагающих для политической истории и культуры народов Ближнего и Среднего Востока события: возник ислам и началась арабская экспансия, приведшая в конечном счете к образованию огромного теократического государства - Халифата.
Основатель и провозвестник новой монотеистической религии Мухаммад родился в Мекке - относительно большом торговом городе, экономическом и религиозном центре северной и центральной Аравии. Процесс разложения родоплеменных отношений протекал здесь особенно интенсивно. В отличие от оседлых обитателей других оазисов Аравии, мекканцы не занимались ни земледелием, ни ремеслом. Мекка была главным перевалочным пунктом для товаров, привозимых с севера (из Сирии, Ирака, Египта) и с юга через Йемен, из заморских стран (Индии, Китая, Восточной Африки), и почти все жители города в той или иной мере были связаны с обслуживанием караванов. Организацией торговых экспедиций занималась богатая верхушка проживавшего в Мекке племени курайш. Оно имело такую же родоплеменную организацию, как и все другие племена Аравии, но в своем экономическом и общественном развитии зашло намного дальше других племен.
Во главе города стояли старейшины знатных курайшитских родов. Господствующее положение в племени занимал род омейя (умаййа), из которого впоследствии и вышла династия Омейядов[1]. Курайшитская аристократия располагала большими богатствами - владела землями в соседних оазисах, привозимыми из других мест товарами, скотом и рабами. Экономическая власть курайшитов распространялась далеко за пределами Мекки.
В Мекке находилась главная святыня горожан - языческий храм Ка‘ба. Во время ежегодных ярмарок Мекка становилась местом не только оживленной торговли, но и паломничества аравийских языческих племен, расставлявших своих племенных идолов возле Ка‘бы и в определенное время года посещавших Мекку не только с целью проведения торговых операций, но и для совершения обряда поклонения языческим богам.
Сведения о жизни Пророка Мухаммада, основателя нового вероучения, разбросаны в виде смутных намеков в священной книге мусульман Коране и содержатся в «Сире» («Жизнеописании Мухаммада»), труде арабских историков конца VII - начала VIII вв. Согласно мусульманской традиции, Мухаммад родился между 570 и 580 гг. Он происходил из бедного рода хашим мекканского племени курайш. Отец Мухаммада Абдаллах рано умер, в шестилетнем возрасте ребенок лишился также и матери и был взят на воспитание дядей Абу Талибом, у которого пас скот. Около 610 г. он выступил с проповедью нового учения, которое было встречено курайшитской знатью враждебно, ибо посягало на их наследственные привилегии хранителей языческой святыни Ка‘бы и воспринималось ими вполне справедливо как покушение на их материальные интересы. Опасаясь преследований со стороны соплеменников, Мухаммад с группой своих сподвижников (мухаджиров) бежал в Медину, в которой вскоре завоевал авторитет среди новых сподвижников (ансаров), сумел отбить все попытки мекканцев расправиться с ним и с его мекканскими и мединскими сторонниками, после нескольких серьезных столкновений добился от противников принятия провозглашенного им верования, за что мекканцам было обещано признание их языческой святыни Ка‘бы священным центром новой религии - ислама.
После смерти Мухаммада в 632 г. во главе мусульманской общины стали его преемники - халифы, выполнявшие одновременно функции феодальных правителей - эмиров и религиозных руководителей мусульманской общины - имамов. При первых четырех, так называемых «праведных» халифах (ар-рашидун), бывших в прошлом ближайшими сподвижниками Пророка, Абу Бакре (632-634), Умаре (634-644), Усмане (644-656) и Али (656-661), а также при сменивших их халифах династии Омейядов (661-750) арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Юго-Западной Европе. Мы считаем целесообразным предпослать нашему повествованию об эпохе Омейядов специальный раздел, посвященный завоеваниям при праведных халифах, составивших первый этап арабской экспансии и образования арабо-мусульманской империи.
Следуя предписаниям умершего Пророка Мухаммада, первый халиф Абу Бакр начал активные завоевания. Отправляя военные отряды за пределы Аравийского полуострова, Абу Бакр преследовал не только чисто религиозные цели (распространение ислама), но в большей мере экономические и политические. По его замыслу эти походы должны были, во-первых, заинтересовать аравийских бедуинов возможностью получения военной добычи, во-вторых, сплотить вчерашних кочевников вокруг исламской общины, и, наконец, преодолеть сопротивление мединской власти в лице не желавших принимать ислам после смерти Myхаммада непокорных племен и, тем самым, укрепить положение складывавшейся исламской «аристократии». Кочевники, давно уже с вожделением взиравшие на богатые соседние с Аравией провинции, мечтали обогатиться за счет обитавших там народов. Надежда на обогащение и захват этих земель сплачивала бедуинские племена вокруг единой цели, превращая их в грозную силу.
Начавшееся еще при Пророке Мухаммаде вторжение аравитян-мусульман в соседние с Аравией области облегчало то обстоятельство, что два могущественных, граничивших с Аравией государства - Византия и Иран были ослаблены длительными войнами и испытывали большие внутриполитические трудности. Войны между ними шли с переменным успехом, и с 615 по 626 гг. персы сумели овладеть Египтом, большей частью Сирии и Палестины, а в момент своего высшего успеха подошли к воротам Константинополя. Однако внутренние распри в Иране и реорганизация византийской армии императором Ираклием (610-641) дали возможность византийцам нанести иранской армии ответное поражение и возвратить утраченные в ходе войны области.
В начале своей деятельности Мухаммад, по-видимому, считал Византию своим естественным союзником в борьбе с Ираном. Однако в конце жизни, будучи уже не только религиозным реформатором, но и политическим главой государства, он изменил свою точку зрения. Победа византийцев над персами и восстановление греческого владычества над прилегающими к Аравии районами Азии побуждали его и первого халифа Абу Бакра начинать походы за пределы Аравии одновременно и против Ирана, и против Византии. Возможно, сыграло свою роль и то обстоятельство, что на землях, непосредственно примыкающих к Аравии со стороны Византии, обитали в большом количестве выселившиеся ранее с полуострова и воспринявшие христианство южно-аравийские бедуинские племена, на помощь которых арабы-завоеватели могли рассчитывать.
К началу завоеваний теократическое мусульманское государство, справившись с бедуинами-вероотступниками, в основном завершило объединение племен Аравии под знаменем ислама. Прочная родовая организация и традиции временных межплеменных союзов помогали созданию механизма для исламских завоеваний. Общность материальных интересов укрепляла дисциплину в многоплеменном мусульманском войске, а идея служения Аллаху и участия в священной войне создавали необходимую религиозную мотивацию для грядущих завоеваний.
Следуя планам Мухаммада, Абу Бакр еще в 633 г. отправил первую военную экспедицию на север, дабы подчинить арабские племена, осевшие в пограничных районах Византии еще до возникновения ислама. Поход этот носил, скорее, разведывательный характер и должен был засвидетельствовать, что мединский режим достаточно силен, чтобы решиться на завоевания отдаленных земель. В военном отношении он мало что дал, и исламское войско возвратилось обратно в Медину.
В том же 633 г. исламское войско, во главе которого был поставлен военачальником Халид ибн аль-Валид и в котором большую роль играла конфедерация северо-аравийских несторианских племен бакр во главе с шейхом племени шайбан аль-Мусанной ибн Харисом, незадолго до похода принявшего со своими соплеменниками ислам, пересекло иранскую границу, вторглось в южную часть бассейна Тигра и Евфрата, переправилось через Евфрат и в июне 633 г. подошло к Хире. Арабоязычному христианскому населению Хиры удалось избежать разграбления путем уплаты огромного выкупа. В сентябре 633 г. арабы захватили селение Анбар, также населенное арабами-христианами. Район Хиры стал базой мусульманской армии в ее дальнейших походах на Восток.
Зная о тяжелом экономическом положении Мекки, утратившей былые доходы из-за нарушения трансаравийской торговой деятельности, а также стремясь укрепить свою власть в Медине, Абу Бакр, хотя и неохотно, поддержал инициативу Халида ибн аль-Валида в дальнейших наступательных действиях против Ирана. Их целью было не нанесение серьезного поражения противнику и овладение его территорией, а захват военной добычи.
Набеги на иранские владения аравийских кочевников случались и в доисламский период, но теперь они мотивировались идеей распространения ислама, хотя цели их были вполне материальные. Союз аравийских мусульман с христианскими племенами, обитавшими на захватываемых территориях не был случайным эпизодом. Он показал глубинную связь новых мусульманских завоеваний с доисламской миграцией бедуинских племен в смежные с Аравией районы. Ныне, в результате первых побед, арабы осознали свои преимущества и более не собирались довольствоваться районом Хиры. Халид ибн аль-Валид со своим помощником аль-Мусанной начал дальнейшее наступление в плодороднейшей области центральной Месопотамии - Саваде.
<... ... ...>
________
[1] Здесь и далее мы употребляем для обозначения правящей династии термин Омейяды и род омейя в соответствии со сложившейся в отечественной науке традицией вместо более точных обозначений Умаййады и умаййа.
Фильштинский И.М. Халифат под властью династии Омейядов (661-750 г.г.).
М.: Соверо-принт, 2005. - 232 с. Тираж 1000 экз.
В книге последовательно рассматривается деятельность первых четырех, так называемых «праведных» халифов, пришедших к власти после смерти основоположника исламской религии Мухаммада, а также сменивших их правителей династии Омейядов.
В центре внимания автора находятся такие вопросы, как социально-экономическое состояние Халифата в VII-VIII в.в., борьба правящей династии с ее политическими противниками, государственное и административное устройство Халифата в изучаемый период. Также прослеживается изменчивое отношение омейядских халифов к бедуинским племенам. Специальные разделы книги посвящены арабским завоеваниям как на востоке (в областях, населенных иранскими и тюркскими народами), так и на западе (в коптском Египте, Северной Африке и Испании). В книге исследуются проблемы возникновения исламской догматики, появления оппозиционного режиму сект (хариджитов), причины постепенного упадка власти Омейядов и их свержение Аббасидами.
Особое внимание уделяется арабской культуре на раннем этапе истории арабо-мусульманского общества, арабскому языку и его роли в формировании общемусульманской культуры, словесному искусству и ранней арабской архитектуре.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой стран Востока, а также в качестве пособия для студентов историко-филологических и восточных факультетов университетов и педагогических институтов.
См. также:
⇑
Рекомендуемая литература OCR: fir-vst, 2015