с помощью
poozoid и
akop38 перевела статью
http://www.drstevebest.org/Essays/AnimalRightsandtheNewEnlightenment.htm пять миллионов лет назад наши предки отделились от древнейших человекообразных обезьян.
в течении ближайших двух миллионов лет эволюции гоминиды претерпели колоссальные изменения,перейдя в виды не только прямоходящие,но и с большим мозгом,языком и технологиями.
за прошедшие сотни тысяч лет биология людей мало изменилась,но они быстро развили свой социальный и технологический потенциал.к несчастью,наша технологическая эволюция значительно опередила наше нравственное развитие.
по словам доктора Мартина Лютера Кинга младшего "мы живем в мире, где неуправлемый человек имеет доступ к управляемым ракетам."
люди достигли нравственного прогресса, но медленно.западной культуре понадобилось более двух тысяч лет, чтобы преодолеть невежество, предрассудки и предубеждения, питавшие мифы, которые оправдывали неравенство, иерархию и чью-либо неполноценность, как нечто, имеющее корни в человеческой природе или в естественном порядке вещей.
западное общество достигло быстрого морального прогресса с 1960 годов.студенты,чёрные,латиноамериканцы,феминисты,движения геев и лесбиянок расширили правовой процесс,преодолели основные предрассудки и расширили человеческие свободы.
в этот неспокойный период социальных волнений, беспорядков,массовых выступлений против сша,войны во вьетнаме,обострения проблем, связанных с нищетой, бездомностью,классовым неравенством Мартин Лютер Кинг разработал концепцию "мирового дома".в этой космополитической утопии, все народы всего земного шара будут жить в мире и гармонии,а их духовные и материальные потребности будут обеспечены изобилием современного мира.
но в какой бы степени ни удалось осуществить эту мечту, "Мировой дом" Кинга всё равно остаётся чёртовой бойней,потому что гуманизм не оспаривает ненужные заключения, пытки и убийства миллиардов животных.гуманизм ненасильственной утопии останется ложью и лицемерием до тех пор,пока так называемые "прогрессивные" и "просвещённые" люди не распространят ненасилие, равенство и права на животных, с которыми мы делим эту планету.
следующий логический шаг моральной эволюции человечества заключается в том, чтобы охватить права животных и признать их далеко идущие последствия.права животных опираются на наиболее прогрессивные этические и политические достижения человечества,которых мы добились в последние двести лет.попросту говоря, довод в пользу прав животных -если люди имеют права, животные имеют права по тем же причинам.нравственное значение заключается не в наших различиях,как видов, а в нашей общности, как субъектов жизни.
это задача прав животных: могут ли люди стать подлинно просвещёнными и преодолеть один из последних предрассудков,закреплённых в демократических правовых системах?смогут ли реорганизовать экономические системы,переоборудовать технологии и преобразовать культурные традиции?прежде всего, смогут они построить новые чувства, ценности, мировоззрение и самобытность?
права животных-основной эволюционный вызов человеческим существам в разгар острого кризиса в природе и обществе.можем ли мы признать, что вопрос прав животных имеет ключевое значение для человека?можем ли мы понять, каким образом использование животных причастно к каждому аспекту кризиса в наших отношениях и природы?
права животных являются посягательством на человеческую видовую идентичность.они разрушают компас спесиешизма и ставят под сомнение космологические карты,по которым человек определяет своё место в мире.права животных требуют, чтобы люди отказались от чувства превосходства над другими видами.это вызов для людей-осознать,что власть требует ответственности,что власть не равноценна правоте и что расширенение неокортекса (неокортекс - часть головного мозга, чрезвычайно развитая у человека(я))не является оправданием для изнасилования и грабежа природного мира.
эти глубокие изменения в мировоззрении требуют революционизирования повседневной жизни и признания того, что личное есть политическое.я преподаю много радикальных философий,но только права животных имеют силу нарушать и изменять ежедневные ритуалы и социальные отношения."радикальные" философии,такие как анархизм и марксизм некритично воспроизводят спесиешизм.после марксистского семинара,за ужином, студенты могут разговаривать о революции,в то время,когда на столах тела убитых сельскохозяйственных животных.после семинара о правах животных часто случается,что они смотрят в свои тарелки и подвергают сомнению базовые модели поведения и испытывают чувство отчуждения и критику к друзьям и семье.
давайте проясним ситуацию: мы боремся за революцию, а не за реформы, за конец рабства, а не за гуманное рабовладение.движение за права животных продвигает самую радикальную идею, когда-либо достигавшую/касавшуюся человеческого уха:животные не продукты питания, не одежда,не ресурсы или объекты развлечений.
нашей целью является ни что иное, как изменить укоренившиеся взгляды, сложившиеся практики, а также мощные институты, которые извлекают прибыль из эксплуатации животных. действительно, государство демонизирует нас как "эко-террористов" и криминализирует нашу борьбу за то, что правильно.
наша задача является особенно сложной, поскольку мы должны преодолеть комфортные границы гуманизма, и настоятельно призываем к качественному скачку в моральном отношении.мы настаиваем на том,что люди не только изменяют взгляды друг на друга в рамках своего вида,но и осознают,что данный вид границ так же произволен,как раса и пол.наша задача состоит в том, что бы подтолкнуть человечество к смещению границ морали от холодного расчета в сторону индивидуальности и способности проявлять чувства.
мы должны не только обучать, мы должны стать социальным движением.проблема прав животных также является нашей задачей, права животных должны быть не только идеей,но и общественным движением за освобождение наиболее угнетенных существ мира,как с точки зрения количества ,так и тяжести их боли.как и во всех революциях,животные получат права не тогда,когда угнетатели вдруг увидят свет,но скорее,когда достаточное количество людей станут просвещенными.
хотим ли мы слишком многого?справедливость требует только то,что правильно и никогда не бывает черезмерной.неужели революция совсем невозможна? тысячей разных способов революция завоевывает территорию.от почти повсеместного запрета петушинных боёв,от признания издевательства над животными тяжким преступлением в 37 штатах,от отказа использования животных для обучения врачей в двух третях медицинских школ сша,до преподавания прав животных и правовых семинаров в более чем двух десятках университетов,от расширения освещения в сми вопросов,касающихся прав животных до проведённого в 2003 г. Gallup Poll опроса,показавшего,что 96% американцев говорят, что животные заслуживают некоторую защиту от злоупотреблений ,а 25% считают, что животные заслуживают "точно таких же прав, что и люди- быть свободным от вреда и эксплуатации " -все эти факты свидетельствуют о том, что люди начинают менять свои взгляды в отношении других видов.
людям просто придется заново изобретать их личности и найти пути для определения человечности и культуры без жестокости.осознают ли это люди или нет,но это не бремя,а освобождение.больше не нужно жить ложью разделения,а раскрытие сердца может принести глубокое исцеление.
права животных являются следующим этапом в развитии высших ценностей современного человечества - равенства, демократии и прав человека.наши искажённые представления о себе,как о полубогах,которые командуют планетой,должны быть заменены гораздо более скромным и целостным понятием того,что что мы принадлежим и зависим от всего живущего.доминирование и спесиешизм ведут нас к катастрофе.если человечество и мир в целом хочет иметь будущее, люди должны принять универсальную этику, которая уважает всякую жизнь.
взросление будет сложным и болезненным процессом: человечество еще не достаточно развито и с точки зрения психологии не устойчиво.люди должны усвоить, что они являются гражданами а не завоевателями в биосообществе и, как граждане, они имеют определённые обязанности ко всему биосообществу.
меняется смысл Просвещения.в восемнадцатом веке это означало преодоление религиозных догм и тираний, в конце двадцатого века оно потребовало преодоления расизма, сексизма, гомофобии и других предрассудков; сейчас, в двадцать первом веке оно требует преодоления спесиешизма и развития универсальной этики, почитающей всякую жизнь.
мы можем измениться,мы должны.послание природы-эволюционировать или умереть.