Я очень люблю в поездках устраивать покатушки на велосипеде, желательно, конечно, полноценные, на несколько дней, как в моем пятидневном
велотрипе по долине Луары, но и однодневные тоже раскрасят путешествие яркими эмоциями, как
поездка из Ниццы к виллам Ротшильд и Керилос по карнизу над Лазурным берегом. Но просто кататься бесцельно неинтересно, мне нужно, чтобы была точка притяжения - куда ехать. И мы нашли рядом с Миланом маршрут, во время которого за один день можно убить сразу трех зайцев: покрутить педали на свежем воздухе, познакомиться со знаменитым каналом Мартезана, и в конце посмотреть уникальный фабричный поселок - один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии, этакий офис компании Гугл конца девятнадцатого века.
В самом Милане канал Мартезана (Naviglio della Martesana) заканчивается, а начинается он у реки Адда в городе Треццо сулл Адда (Trezzo sull’Adda), в сторону которой мы и отправимся. Сам канал - это часть
системы каналов вокруг Милана между реками Тичино и Адда. Первоначально он назывался Маленький канал (Naviglio Piccolo). История этой водной артерии началась аж в 1475 году, поэтому ему уже почти семь веков! Изначально канал был задуман для ирригации окрестных земель и снабжения водой 16 мельниц, иногда использовался для навигации. Канал течет рядом со старой римской дорогой. Вот схема городков, через которые проходит канал Мартезана
Наш старт был не в самом Милане, а одном из его пригородов - Вимодроне. Общая протяженность канала 38 километров. Велодорожка вдоль канала в зоне Вимодроне очень ухоженная, здесь много велосипедистов и бегунов. Ехать одно удовольствие. В самом канале плавают утки, а в полях вокруг много диких кроликов
Утки почему-то плывут против течения, спортсменки
Какие-то счастливчики живут в собственных домах прямо на берегу канала. И до Милана всего минут тридцать на метро, просто мечта
Вообще на протяжении канала есть несколько вилл миланской знати или даже дворцов, но некоторые из них не прямо на канале находятся, нужно отклоняться немного в сторону, можно даже устроить покатушки с целью посмотреть такие виллы. Мы запечатлели виллу Каззанига (Villa Cazzaniga) в зоне Вимодроне, построенную в 1764 году
Ноябрь в Ломбардии прекрасен, но есть одно гигантское но! Это густые туманы, которые неделями, по словам моего друга, могут накрывать города. И обычно при мне они были с утра и примерно до обеда. Но в этот день повезло и с утра было ясно, поэтому мы и решили отправиться в велопрогулку, чтобы насладиться поздней осенью. Проезжаем прекрасную дубовую рощу с шуршащими желтыми листьями
Посмотрите, какой великолепный сквер с детской площадкой и зоной отдыха!
Сам канал - это просто канал, если не знаешь его истории, подумаешь, что это какое-то современное детище
Маршрут вдоль канала привел нас в город с известным всем названием - Горгонзола. Этот город место рождения знаменитого на весь мир сыра с плесенью. Второй по значимости после пармезана итальянский сыр, который идет на экспорт. Для нас, конечно, это очень специфический сыр.
Потом среди полей на берегу канала мы проехали мимо монастыря пятнадцатого века Санта Мария делле Грацие (Santa Maria delle Grazie al Monasterolo). Многие земли принадлежали в округе как раз монастырям. Простая архитектура с двускатной ломбардской крышей
Мы доехали до города Гроппелло (Groppello), где на канале сохранилось большое деревянное водяное колесо, которое называется рудун (Rudun), что в переводе с диалекта как раз и значит "колесо". Оно было построено для ирригации огородов и садов находящейся в городе большой трехэтажной архиепископской виллы (Villa Arcivescovile)
В городе Ваприо д'Адда (Vaprio d'Adda) стоит мрачный заброшенный недостроенный замок
Но сейчас я определила, что это такое. Называется Stabilimento Visconti di Modrone - и это никакой не замок, а фабрика по производству тканей! Хлопчатобумажная фабрика была основана в 1838 году и здесь впервые в Италии стали выпускать такие ткани, как вельвет и молескин. Это еще один необычный памятник времен развития промышленности, построенный в стиле средневековых укреплений. В начале девятнадцатого века монополистом по производству фабричных хлопковых тканей была Англия, и герцог Висконти ди Модроне основал одну из первых итальянских фабрик. Фабрика и сейчас
выпускает ткани, но не знаю, почему это историческое здание в таком заброшенном состоянии
Еще в городе Ваприо д'Адда есть очень большая вилла на холме Villa Melzi d'Eril пятнадцатого века. У меня фото не получилось, поэтому нашла в интернете
И еще в городе есть другая вилла Villa Castelbarco Albani, тоже близко к каналу. Так что мы только по верхам проехались по каналу, а можно углубиться в изучение некоторых интересных вилл как-нибудь в следующий раз. Ведь вилла Кастелбарко очень большая судя по фото из интернета
А вот живописная излучина реки Адда, туман уже начал наползать потихоньку
Канал после Ваприо д'Адда течет по лесу, это какой-то национальный парк, здесь можно устроить даже пикник у воды, если световой день длинный. Вода в канале здесь красивого голубого цвета, еще одно водяное колесо. За ним как раз и находится вилла Кастелбарко, которая находится в частной собственности и здесь устраивают выставки. Первоначально примерно с 1100 года здесь был женский цистерианский монастырь.
Хочется отметить, что по части туристической навигации европейцы всегда на высоте, и нашим градоначальникам стоит это перенимать, если хотят, чтобы туризм в России развивался. Информационные стенды практически всегда на двух языках сопровождали нас по всему маршруту
Мы уже были близко к городу, который хотели посмотреть - Креспи д'Адда, и столкнулись с дилеммой, как перебраться на другой берег, навигатор показывал мост достаточно далеко, уже за городом, плюс нужно было ехать по трассам. Но мы решили продолжить путешествие вслед каналу. Решение оказалось правильным. Хоть на навигаторе его и не было, но в реальности прямо к Креспи от канала вел узкий мост. А навигатор хотел нас отправить на тот большой арочный, который виднеется вдали
Здесь же какая-то плотина, как раз к ней и придешь по узкому мосту. Для тех, кто решит проехать тем же маршрутом, небольшая карта, где находится мост. После того, как мы перешли на другую сторону реки, пришлось немного проехать обратно, чтобы попасть в сам город
Уже было часа четыре, вечерело, поэтому фотографии будут достаточно темные. А теперь небольшая вводная про этот интересный город, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с формулировкой "экстраординарный пример феномена рабочей деревни, самый цельный и лучше всего сохранившийся в Южной Европе". Креспи - это фамилия семейства хлопковых мануфактурщиков из Ломбардии. В конце девятнадцатого века они постарались создать идеальную деревню для рабочих рядом со своей хлопковой фабрикой у реки Адда. Поселок Villaggio Crespi d'Adda был построен для рабочих с нуля и помимо домов с огородами, садами также хозяева построили всю необходимую инфраструктуру - школу, больницу, баню, церковь. А для себя выстроили целый замок. Вот так это выглядит на схеме
А теперь та-дам! Какими же качествами должен был обладать идеальный поселок для рабочих?
Это была первая деревня в Италии с современным электрическим освещением даже на улицах; образование в школе для детей рабочих было абсолютно бесплатным, фабрика оплачивала все: учебники, ручки, зарплату и проживание учителей; в начале двадцатого века здесь был построен бесплатный крытый бассейн с душевыми, комнатами для переодевания и подогреваемой водой; у семьи Креспи была частная телефонная линия уже в конце девятнадцатого века, она соединяла замок Креспи с их домом в Милане.
По приезду в город оказалось, что сама территория фабрики закрыта, на нее можно посмотреть только снаружи, что, конечно, разочаровывало. Я решила, что мы приехали не в то время
Но встречный местный житель очень любезно нам рассказал, что эта территория закрыта в принципе. Сама фабрика прекратила работу в 2003 году. И то, что я принимала за дома рабочих - это все территория самой фабрики
А сама деревня по-прежнему живая и интересна именно она. Потому что здесь было определенное зонирование: в одной части жили высококвалифицированные специалисты, для них были выстроены достаточно необычные дома, а рабочие жили в другого плана домах. Поэтому мы немного оживились и поехали сначала по вот такой аллее - это почти в конце главной улицы
Громадное сооружение в конце, сильно напомнившее мне храмы Ангкора в Камбодже, оказалось ни чем иным, как семейной усыпальницей в каком-то загадочном стиле. А рядом с ней было кладбище для рабочих. Часть могил абсолютно под копирку - это одинаковые небольшие каменные кресты на лужайке, видно что это старые, а часть современные с разными памятниками, много цветов. Я не люблю делать кладбищенские фотки, поэтому вот вид на все это с воздуха
Впечатление о хозяевах после посещения этого пункта было неоднозначное. Мы с другом пришли к выводу, что это были какие-то странноватые люди, которые возомнили себя королями и попытались построить свое персональное королевство, где все остальные пешки, одинаковые на вид, а они возвышаются над всем этим как боги. Но в дальнейшем при осмотре поселка я изменила свое мнение о тех, кто заварил всю эту кашу, в лучшую сторону. Мы поехали к той зоне, которую нам указали, как дома для руководства фабрики, клерков. Здесь были очень необычные для Италии дома, но замечательно красивые, больше похожие на английские поместья и каждый дом отличался от другого. Этой типовой застройки как на фабрике и на кладбище не было. И самое главное - люди здесь по-прежнему живут
Это что-то вообще в альпийском стиле. И у каждого дома прекрасный сад-огород
Полюбовавшись этим замечательным уголком с виллами, там достаточно много домов, мы поехали обратно к основной зоне. Вот нашли что-то, предназначенное явно для мытья или стирки, этопрачечная (Wash House), где женщины могли стирать одежду прямо рядом с домом, без необходимости ходить далеко к реке с тяжелыми корзинами
А потом мы стали изучать дома, где жили просто рабочие, они стоят в несколько линий. Интересно, но если фабрика сейчас выглядит сильно подуставшей, требует ремонта, то часть коттеджей, где живут люди, уже обновлена, заново покрашена, а часть как раз находится в процессе обновления. И дома, несмотря на типовую застройку, отличаются друг от друга. Хотя может быть это современное веяние и раньше они все были одинакового цвета. Я бы с превеликим удовольствием работала на фабрике, если бы мне работодатель построил вот такой дом!
Дома простые, но очень элегантные. Сын основателя поселка, Сильвио Креспи был вдохновлен примером домов для рабочих, которые он увидел во время путешествия по Англии. Что меня больше всего поразило - что у каждого дома во дворе явно поработал профессиональный ландшафтный дизайнер! Так красиво подобраны деревья
Вот главная улица, справа здания фабрики, а слева жилые дома
Декор фабрики, конечно, фантазийный. Что-то с готикой связано, везде повторяется символ такой звезды. Но уже одно то, что люди старались украсить даже цеха, удивляет современного человека, нас таким редко балуют
Еще один уютный коттедж с замечательным садиком
Конечно, хотелось бы еще попасть внутрь заводских цехов. Окна большие, света внутри здания много, забота о людях в действии, а не на словах
А вот здесь как раз центральный вход на фабрику. Вот какой была индустриальная архитектура в конце девятнадцатого века
Вечером включили подсветку зданий и фабрики. Эта центральная труба как символ всего поселка
А вот и школа Креспи. Здесь не только обучали детей, но и даже рабочих - что-то типа профессионального училища
Еще из основных достопримечательностей деревни: грандиозная вилла-дворец с завершением стены в виде ласточкиного хвоста, как в нашем Кремле, и с похожей на кремлевские башней; церковь - реплика ренессансной церкви школы Браманте в Бусто-Арсицио (Busto Arsizio), откуда родом была семья Креспи; общинный центр, где рабочие могли отдохнуть и пообщаться после рабочего дня, здесь была библиотека и лужайка для боулинга.
Я не знала, что такие уникальные поселки действительно существовали, и проклятые капиталисты не всегда угнетали своих рабочих, а некоторые из них тратили заработанные деньги не только на себя любимых, но и строили вот такие даже по современным меркам комфортные комплексы для своих сотрудников. Это достойно восхищения.
А теперь в заключении о том, как добраться до Креспи д'Адда и чего не стоит делать, если вы на велосипеде. Не повторяйте наших ошибок и возвращайтесь обратно вдоль канала Мартезана, а мы доверились навигатору, решили добраться до ближайшей станции метро по дорогам. Изначально в темноте навигатор вывел нас к скоростному шоссе полос в шесть и предложил ехать по нему, что строго-настрого запрещено. Потом путем долгих плутаний и езды в полной темноте по трассам всего лишь с маленьким мигающим красным огоньком, находясь под постоянной угрозой быть сбитыми автомобилями, через несколько часов мы все-таки добрались до станции метро.
В Милане можно сесть на один из трех автобусов и доехать до Треццо (Gessate M2 - Trezzo; Sesto S.G. - Trezzo; Cologno Nord M2 - Trezzo), это примерно 35 км. В Треццо выйти на остановке via Biffi, а потом пешком примерно 20 минут придется идти до пешеходного моста Concesa. Вообще-то Креспи д'Адда находится в провинции Бергамо, до самого Бергамо 16 км, поэтому можно попробовать доехать на каком-нибуд автобусе до Треццо из Бергамо.
Посещение поселка с местным англоговорящим гидом возможно по предварительному заказу по электронке info@villaggiocrespi.it
Мои посты про Италию:
Вилла Медичи делла Петрайя, Флоренция Орбетелло ч. 2, Порто-Эрколе и удивительная сосновая роща Орбетелло, Тоскана - розовый фламинго-о-о Бассано-дель-Граппа, Северная Италия Остиа Антика: путешествие во времени Краски озера Маджоре