Притягательный Париж

Aug 04, 2018 14:02

Париж стал первым открытым городом в Европе: король-солнце Людовик XIV приказал снести крепостную стену вокруг города и разбить на ее месте зеленую аллею для прогулок. Средневековый огороженный стеной город превратился в современный "город для гулянья", где люди ходят пешком не только для того, чтобы добраться из одной точки до другой, но и просто ради развлечения. Сейчас у Парижа мой любимый размер: город большой, множество маршрутов для разных прогулок,  но очень разнообразный и компактный. Первая половина прогулки была посвящена зеленой зоне Парижа - Булонскому лесу, парку Багатель и авеню Фош, до середины XIX века бывшей загородной территории, а сегодня переместимся в самый что ни на есть центр



От большей части Елисейских полей, начиная с площади Звезды с Триумфальной аркой я не в восторге. Слишком много людей, слишком мало зелени, надоевшие названия сетевых магазинов, офисы, банки, но часть, прилегающую к площади Согласия, я очень люблю. Улицу так и предлагают делить на две зоны: магазинную и парковую. Я, конечно, предпочитаю парковую часть Елисейских полей, с уютными скверами, зелеными газонами, красивыми клумбами. Один из символов Парижа -  фонтанчик Уоллеса. Такие питьевые фонтанчики из чугуна в конце XIX века подарил любимому городу английский баронет. К фонтанчикам изначально прилагались два железных стакана на цепочке, но в середине двадцатого века мир одноразовой посуды расправился с общими стаканчиками



Когда в  XVIII веке создавалась площадь Согласия, то находилась она на самой окраине Парижа, отделяя город от предместья Сент-Оноре и парковой зоны, которая через несколько десятилетий станет Елисейскими полями. Завершенная площадь получила имя в честь Людовика XV. В 1770 году здесь случилась трагедия, ставшая несчастливым предвестником событий Великой французской революции: на площади отмечали свадьбу наследника престола будущего Людовика XVI и Марии Антуанетты, от запущенного фейерверка вспыхнул пожар, в большой давке погибли и покалечились люди. И уже в 1789 году восставшие парижане сбросили с пьедестала и переплавили конную статую Людовика, а площадь назвали площадью Революции. На опустевшем постаменте воздвигли временную статую Свободы, выполненную из терракоты. А спустя некоторое время здесь же установили гильотину, которая лишила жизни и Людовика XVI с Марией Антуанеттой, и революционеров Дантона и Робеспьера. Всего на площади было казнено более 1000 человек.

Уличные светильники на площади Согласия выполнены в виде красивых ростральных колонн (архитектор Жак Хитторф, 1837). Рострами называют носы кораблей, украшающие отдельно стоящие колонны, эта традиция началась в Древней Греции и Риме, когда на колонны крепили настоящие носы побежденных вражеских кораблей


Ужасное колесо обозрения "Roue de Paris"  перед входом в сад Тюильри смотрится дико, даже не знаю, какой идиот дал разрешение на установку здесь этого колеса. Правда, во французской вики написано, что по решению Парижского совета его должны были демонтировать 5 июля 2018 года - хвала небесам! Кто был в этом месяце в Париже, делитесь, убрали колесо или нет? Колесо обозрения было впервые установлено на площади Согласия, чтобы отпраздновать миллениум. Интересно, что колесо периодически разбирали и отправляли путешествовать по миру - в Бангкок, Амстердам, Манчестер, Антверпен, но всегда вновь на зимние месяцы устанавливали в Париже



А вот два красивых фонтана (1840) очень украшают площадь, люблю их. С южной стороны площади фонтан Морей (La Fontaine des Mers) символизирует морскую торговлю и промышленность Франции, а с северной фонтан рек (La Fontaine des Fleuves) - речное судоходство и торговлю. Архитектор Жак Хитторф вдохновлялся двойными фонтанами площади Святого Петра и площади Навона в Риме, которые также расположены по обе стороны от египетского обелиска



Пройдя по краю сада Тюильри, я перешла Сену по пешеходному мосту Сольферино (сейчас он называется в честь первого президента Сенегала мостом Леопольда Седара Сенгора). Этот металлический однопролетный  мост покрыт древесиной  экзотического бразильского дерева табебуйя. Мост ведет прямо к музею Орсе. Париж можно назвать городом мостов, через Сену перекинуто целых 37 мостов, многие из которых с очень интересной историей, а еще множество мостов есть на системе парижских каналов



С набережной Анатоля Франса на левом берегу Сены мне открылся прекрасный вид на многие исторические мосты. Вот прямо к Лувру, к павильону Флора протянулся Королевский мост, или мост Руаяль (1685-1689) - третий по возрасту мост в Париже после Пон-Нёф (Нового моста) и моста Мари. Конечно же, в создании Королевского моста поучастововал король-солнце Людовик XIV, именно он профинансировал строительство этого каменного арочного моста. В XVIII веке мост был популярным местом встреч для различных праздников и торжеств. На мосту есть пометки с указанием самого высокого уровня наводнения в Париже



Открытка с видом моста Руаяль в 1814 году



Фото с сайта ru.wikipedia.org

Набережная Анатоля Франса превращается в набережную Вольтера и здесь находится антикварный квартал Карре Рив Гош - центр арт-бизнеса и антикварной торговли. На улочках этого района можно найти более 100 антикварных салонов и галерей, где круглый год устраиваются аукционы и встречаются крупнейшие коллекционеры произведений искусства со всего мира



Кто смог удержаться от подобной фотографии с парижским постерами, тот не я. Но я упорно в который раз воздерживаюсь от их покупки. Хотя они вносят изюминку в современный облик Парижа



Следующий на пути изящный пешеходный мост, соединяющий Лувр и Институт Франции - Мост искусств (Pont des Arts, Пон дез-Ар). Оцените масштабы Лувра: целых три моста помещаются вдоль фасада музея! На первый взгляд может показаться, что Мост искусств появился в Париже лишь несколько десятилетий назад - его металлические конструкции выглядят очень современно, но мосту более 200 лет, это первый парижский мост, сделанный из железа при Наполеоне в 1801-1804 годах, в то время Лувр именовался Дворцом искусств. До 1848 года за проход по мосту взималась плата в 1 су


А сейчас на горизонте показался Новый мост. Как это ни странно, но пинком к нынешней поездке в Париж стало желание еще раз пройтись по этому мосту. Меня вдохновила прочитанная замечательная книга Джоан Дежан "Как Париж стал Парижем. История создания самого притягательного города в мире" В книге рассказывается, как в  начале ХVII века Париж, как и другие европейские столицы, находился в оковах средневекового прошлого, но всего за сто лет превратился в тот легендарный, прекрасный и волнующий город, который мы знаем сегодня. За прошедшие столетия Париж претерпел много изменений, избавился от крепостных стен, стал первым городом, который приглашал гостей, а не закрывался от них. Именно в Париже появились первые бульвары и публичные сады, тротуары и удобные для променада мосты. Парижане первыми оценили достоинства общественного транспорта и уличного освещения.

В Средневековье Сена была главной торговой и транспортной магистралью. Новый мост - Пон-Нёф - на самом деле самый старый мост Парижа: это первый городской мост, не застроенный домами, каменный, на нем появились приподнятые дорожки для пешеходов, смотровые балкончики. Если в 1600 году на правом берегу Сены был только Лувр, то после постройки моста к концу века появились Королевская площадь (площадь Вогезов), Елисейские поля



В 1606 году, когда открылся Новый мост, к нему стали стекаться толпы, чтобы насладитья видом на Сену, что и сейчас, спустя четыреста лет стремиться сделать каждый гость французской столицы. До постройки моста на реку особо неоткуда было любоваться: набережных еще не было, мосты были застроены лавками, как во Флоренции Понте Веккьо, дома часто строились у самой кромки воды



Новому мосту в книге посвящена целая глава - это захватывающее повествование, даже и не подумаешь, что столько всего интересного может быть связано с мостом. Например, тротуары на Пон-Нёф стали первыми в мире, именно здесь европейцы познакомились с идеей разделения пешеходов и транспорта



Король Генрих IV стал первым значимым градостроителем, изменившим Париж. Интересна история памятника Генриху IV на Новом мосту: после гибели Генриха от выстрела религиозного фанатика герцог тосканский подарил его вдове - Марии Медичи - бронзовую лошадь. Корабль, на котором везли лошадь, затонул около Сардинии. Через год лошадь вытащили и водрузили на пьедестал там, где стоит сейчас памятник Весёлому королю. Конь простоял без всадника 21 год, и только в 1635 году сын Генриха - король Людовик XIII - приказал отлить и посадить на лошадь статую своего отца. Во время революции в дни якобинского террора статуя короля была свергнута с пьедестала, ее распилили и переплавили. А в 1818 году, после реставрации Бурбонов, Людовик XVIII велел воссоздать статую короля, которая была отлита из той самой бронзы, в которую превратился Наполеон, простоявший несколько лет на верхушке Вандомской колонны. Но литейщики, видимо, тайные бонапартисты, вложили в руку Весёлого короля крохотную статуэтку свергнутого императора, а в брюхо коня - целую кипу текстов бонапартистских песен, которые так там и находятся


От памятника Генриха IV по небольшой лесенке можно спуститься к скверу Вер-Галан, что находится на стрелке острова Сите между сходящимися здесь рукавами Сены.  Этот популярный уголок острова также связан с именем Генриха: само название сквера - Вер-Галан - означает "Галантный кавалер". Так часто называли монарха, славившегося своей галантностью в обхождении с дамами и пользующегося их постоянным вниманием



Очаровательные парижские дома с коваными балкончиками



Горчичного цвета дверь великолепна, именно такие детали притягивают сюда людей со всего мира



Знаю, что раньше мансардные этажи предназначались для бедноты, но сейчас, наверное, это очень популярные и престижные места обитания парижан, с удовольствием бы пожила в такой мансарде



Фонтан на площади Шатле был построен по приказу Наполеона в 1806 году, чтобы снабдить парижан бесплатной питьевой водой, а в середине девятнадцатого века к фонтану добавили нижнюю чашу с четырьмя сфинксами



Старейшая парижская тюрьма - Консержьери -  вытянулась вдоль Набережной часов. Круглые башни с коническими крышами выглядят декорацией к рыцарскому роману - грозный боевой замок посреди сегодняшнего Парижа. Две башни-близнецы - башня Цезаря и Серебряная башня, расположены по обе стороны от бывшего входа в здание. В Серебряной башне долгое время хранилась королевская казна. Последней башней фасада Консьержери является башня Болтунья (Бонбек), именно здесь узников подвергали пыткам, выведывая у них необходимую информацию



В прошлый раз я ходила на экскурсию в Консьержери, очень мрачное место, но рекомендую всем к обязательному посещению. Большая часть экспозиции там связана с революционным террором, с заключением и  казнью Марии-Антуанетты. Получилось так, что сначала я побывала в жизнерадостном Малом Трианоне в Версале, где проходила беспечная частная жизнь Марии Антуанетты, а потом попала в Консьержери, контраст был разительным.

Совет: здесь же можно приобрести совместный билет для посещения Косьержере и Сен-Шапель - тогда вам не придется стоять в гигантской очереди, чтобы увидеть Святую часовню.

На угловой  Часовой башне Консьержери в 1370 году были установлены самые старые в Париже часы



Бесподобные кружевные готические башни удивительной парижской достопримечательности - часовни Сент-Шапель. Если вы в Париже впервые, то одним из первых пунктов must-see советую вписать посещение именно этой восхитительной часовни, лучше пропустить поход в Нотр-Дам, чем не зайти внутрь Сент-Шапель



Площадь перед Нотр-Дам-де-Пари (Place du Parvis Notre Dame, Пляс дю парви Нотр-Дам) и парижская знаменитость, которая не нуждается в представлении. Как в Москве я каждый раз прихожу на Красную площадь, так и в Париже обязательно рано или поздно опять придешь к Нотр-Даму. Именно здесь на площади находится нулевой километр Франции. Хотя очередь на вход в собор обычно выглядит пугающе,  но движется она, как правило, очень бойко, вход в сам собор бесплатный,  заплатить придется только если вы захотите подняться на обзорную площадку на башнях. Западный фасад собора представляет собой гармоничный ансамбль, основанный на игре между вертикальными и горизонтальными линиями



Невероятное пластическое изящество каменной готической статуи на фасаде собора справа от центрального портала (если считать слева направо -  третья скульптура из четырех). Эта скульптура представляет собой аллегорическое изображение Синагоги. Ecclesia et Synagoga на латыни означает "Церковь и Синагога" (Церковь изображена аллегорически в следующей скульптуре). Такая пара фигур, олицетворяющих церковь и еврейскую синагогу, то есть еврейскую религию, найденную в средневековом христианском искусстве, часто изображается по обе стороны церковного портала, как здесь в Нотр-Даме или в Страсбургском соборе. Их также можно найти по обеим сторонам от креста в сценах Распятия, особенно в романском искусстве. Это молодые и привлекательные женские фигуры. Экклезия (церковь), как правило, украшена короной, чашей и крестом, уверенно смотрит вперед. А синагога с завязанными глазами или смотрит вниз, держит сломанное копье (возможно, намек на Святое копье, которое нанесло удар Христу), и в руках скрижали закона или свитки Торы. Средневековые фигуры Синагоги и Церкви отражают христианскую веру, что Иисус был еврейским мессией, и поэтому иудаизм как религия стал ненужным после установления христианства, поэтому все евреи должны обратиться в христиан



В углу площади справа от главного фасада собора странный на вид памятник "Карл Великий и его вассалы" (1878 г, скульпторы Шарль и Луи Роше). Скульптуры воспроизводят одежду и другие особенности облачения эпохи Карла Великого, под уздцы коня держат рыцари Карла - Роланд и Оливье, меч Роланда - легендарный Дюрандаль


С острова Сен-Луи по мосту Мари я перешла на правый берег и оказалась возле нового для себя места - отеля де Санс (Hôtel de Sans) в квартале Маре. Это один из старейших особняков Парижа, сохранившийся еще со средневековых времен. Расположен он на небольшой улочке со странным названием Фигье, что означает улица Фигового дерева. В архитектуре особняка гармонично сочетаются черты поздней готики и Ренессанса. Особняк напоминает собой небольшой замок благодаря угловым башенкам и мощным каменным стенам



Особняк  был выстроен на рубеже XV-XVI веков в качестве архиепископской резиденции.  После воцарения Генриха IV перешел во владение короля, предоставившего его в распоряжение своей бывшей супруге - Маргарите Валуа, "королеве Марго", вернувшейся в Париж после продолжительной ссылки. Она прожила здесь несколько лет, купаясь в роскоши и богатстве: встречалась со своими возлюбленными, устраивала пиры и празднества. С 1961 года в особняке располагается библиотека Форни - богатая коллекция книг и предметов декоративно-прикладного искусства рубежа XIX-XX  и более ранних эпох, собранная богатым деревопромышленником Самуэлем Форни и переданная им в дар Франции. Вход в особняк - свободный, но,  к сожалению, уже был вечер и я внутрь не смогла зайти



По кривым улочка вышла на живописную улицу Сент-Антуан, хоть я и уже была раньше в квартале Маре, но на эту широкую улицу никогда не выходила. Она должна была привести меня, наконец, после сегодняшнего пешеходного дня к метро возле площади Бастилии. Улица Сент-Антуна возникла на месте старой римской дороги, соединяющей Париж с Мелуном



На улице Сент-Антуан кипит барная жизнь, а еще здесь много интересных зданий. Через особняк де Сюлли (Hôtel de Sully) с этой улицы можно через неприметную калитку попасть прямо на площадь Вогезов!



Забавная мешанина современного и древнего Парижа на фасаде этого кривого дома



Величественная церковь Сен-Поль-Сен-Луи увенчана вторым по высоте парижским куполом, после купола собора Дома инвалидов. При этом купол церкви Сен-Поль-Сен-Луи почти на полвека старше, она была заложена при Людовике XIII в 1627 году. Для строительства был выбран участок земли на улице Сент-Антуан, где находился особняк, принадлежавший влиятельному ордену иезуитов



С вечерними огоньками Париж еще более притягателен, а моя сегодняшняя почти двадцатикилометровая прогулка по Парижу подходит к концу возле метро у площади Бастилии. А вернуться в утреннюю первую часть вы можете по ссылке





прогулка по Парижу, Париж

Previous post Next post
Up