В середине XVI века король Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь святого Лаврентия. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал - примерно в 60 километрах от Мадрида. Жму руку всей честной компании, они год трудились в поте лица, это вам не Америку открывать. В отличие от солнечной весенней погоды, сопровождавшей меня в
Аранхуэсе, в день посещения Эскорила шёл дождь, хотя он весьма соответствует духу этого внешне мрачноватого места. Но так же, как и в Аранхуэсе, здесь дурацкий запрет на фотографирование, поэтому под катом пара-тройка преступных фотографий интерьеров Эскориала, небольшая прогулка по французскому парку и страшилка про гробы
Вокруг монастыря вырос город Сан Лоренцо дель Эскориал, в который я приехал из Мадрида. Дальше путь проходил через приятный парк, в котором мне очень полюбилась двойная аллея: высокие сосны, под которыми росли молодые каштаны, необычно и живописно
Замечательная лавка в стиле мегалита
Вот так в загадочной туманной дымке между сосен постепенно передо мною стал появляться Эскориал. Это купол собора, построенного по образцу собора Святого Петра в Риме, автором которого был Микеланджело. Монастырь был создан для монахов ордена иеронимитов, которых три раза изгоняли из него (1808,1837 и 1854), в конце концов в 1885 году иеронимиты были заменены августинцами, в распоряжении которых монастырь и сейчас находится
Филипп II говорил, что он хотел "построить дворец для Бога и лачугу для короля". Один взгляд на полученный результат, дает понять, что знания о лачугах у короля были очень приблизительные
Внутри большого четырехугольного комплекса в стиле архитектуры эпохи Возрождения находятся церковь (1582 г), монастырь, королевский дворец и колледж (1584 г) и библиотека (1592 г). При входе внутрь придется зачехлить фотоаппарат, но зато можно взять хороший аудиогид на русском языке
Королевская библиотека Эскорила, не смогла удержаться, чтобы тайком не сфотографировать эту красочную галерею. Роспись потолка символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви
Прекрасное распятие из белого и черного мрамора (1562 г)
Украшали Эскориал знаменитые испанские и итальянские скульпторы, художники XVI и XVII веков. В 1939 году многие картины из Эскориала были перевезены в музей Прадо в Мадриде
Эль Греко "Мученичество святого Маврикия". Картина была слишком необычной для вкусов того времени, поэтому не понравилась ни королю, ни придворным, а Эль Греко прочно обосновался в
Толедо. Но в Толедо можно было спокойно все фотографировать, в том числе и картины Эль Греко, а здесь пришлось преступить закон. На полотне несколько разновременных эпизодов из жизни Маврикия. На переднем плане зритель видит сцену, когда полководец Маврикий с верными соратниками готовится принять смерть за христианство. Средний план показывает казнь Маврикия, а верхняя часть отдана вознесению праведной души на небеса
Вид на французский сад Эскориала сквозь старинное оконное стекло. Я такие очень люблю, особенно в Венеции они прекрасны
Еще одна живописная галерея, росписи которой посвящены морским баталиям. Наверное, испанцы хотят сохранить о себе впечатление как о мрачных и высокородных донах, поэтому не разрешают фотографировать элегантное и красочное внутреннее убранство своих достопримечательностей, чтобы не разрушить этот миф. Эта галерея очень напомнила мне красочные стенные росписи в Таиланде
Экскурсионный маршрут привел меня в полуподвальный этаж, где находится огромная королевская усыпальница. Сначала идешь через нескончаемую анфиладу залов, в которых стоят саркофаги огромного количества королевских родственников, младенцев, детей, жен. А потом поднимаешься по лестнице, проходишь небольшую площадку, и спускаешься в темную крипту собора, в которой находится мрачный и великолепный королевский пантеон из мрамора, яшмы и бронзы. Оказываешься в круглом зале, а вокруг по всем стенам в несколько ярусов установлены темные саркофаги с прахом всех испанских королей (кроме двух), начиная с отца строителя Эскориала, Карла V Габсбурга. Какие чувства, интересно, испытывает действующий король Испании, приходя в этот семейный склеп, зная, что вот это полочка для него?
Помню, как в первый раз побывав в европейском соборе - это было знаменитое Вестминстерское аббатство в Лондоне, я была неприятно поражена тем, что большая часть внутреннего пространства уставлена мраморными саркофагами, на полу места живого нет от надгробных плит. Но сейчас я привыкла к специфике европейских соборов и, попадая в такого рода места, я всегда вспоминаю книгу моего любимого Джерома "Трое в лодке, не считая собаки"
Гаррис захотел сойти на берег у Хэмптонской церкви, чтобы взглянуть на могилу миссис Томас.
- А кто такая миссис Томас? - осведомился я.
- Почем я знаю? - ответил Гаррис. - Это дама, у которой презабавный памятник, и я хочу на него посмотреть.
Я запротестовал. Может быть, у меня извращенная натура, но я не чувствую никакого пристрастия к памятникам. Я знаю: когда путешественник приезжает в незнакомый город или селение, принято, чтобы он тотчас бросался со всех ног на кладбище и наслаждался лицезрением могил. Но я не любитель этого веселого времяпрепровождения. У меня нет ни малейшего интереса к тому, чтобы таскаться вслед за каким-нибудь пыхтящим от одышки старым грибом вокруг хмурой, наводящей тоску церкви и читать эпитафии. Даже тогда, когда трогательные изречения нацарапаны на медяшке, привинченной к каменной глыбе, я не в состоянии прийти от этого в экстаз.
Абсолютное самообладание, которое мне удается сохранять перед лицом самых душераздирающих надписей, приводит в содрогание всех добропорядочных могильщиков, а пониженная любознательность по отношению к местным семейным преданиям и плохо скрываемое стремление выбраться из-за церковной ограды оскорбляют их лучшие чувства.
Из мрачного пантеона я вернулась обратно на лестничную площадку, и оказалась на распутье - передо мною широкая дверь с натянутой поперек веревкой, с одной стороны спуск в пантеон, с другой обратно в анфиладу с королевскими родственниками. Выхода нет! Меня прошиб холодный пот. Наверное, за мной следили великие инквизиторы, заметили, что я, несмотря на суровый запрет, сделала несколько фотографий, и теперь настал час расплаты!
Но тут в дверном проеме появилась пара служительниц, оказывается выход прямо передо мною, но почему-то его решили перегородить веревкой. Черный испанский юмор?
С облегчением выдохнув, я вернулась на грешную землю и вышла на площадь с одной из сторон Эскориала
Заприметив из окон Эскориала красивый сад, я захотела по нему прогуляться. Вход в сад немного пришлось поискать, но все-таки я оказалась в приятной галерее
Под дождиком очень приятно пахли растения, а вдоль всей наружной стены усыпальницы росли великолепные розовые розы
Розы под дождем мне всегда кажутся еще более красивыми
Завернув за угол, на суровой стене Эскориала, я увидела вот такого красавца павлина. В саду живет много павлинов, они вальяжно прогуливаются по окружающим каменным стенам
Мои любимые цветущие каштаны
Холмы из мха на каменной стене
Крыши домов города возле монастыря, и классические геометрические фигуры из кустов во французском стиле, на такие кусты нужно смотреть сверху, с галереи, какой великолепный французский регулярный сад я видела
в замке Вилландри в долине Луары
Прогулка по саду была очень приятной, да и сам Эскориал по праву был включен в наследие ЮНЕСКО