Безумству храбрых поем мы песню!..
Не пугайтесь! Под катом не сто тридцать три фотографии мыса Рока со всех возможных ракурсов. Только три. И по морскому музею пролетим мухой - не будет подробного описания каждой витрины, даже не упрашивайте. Сегодняшний пост я посвящаю эпохе великих географических открытий, ужам и соколам! А вы думали...
Накануне днем я целый день гуляла по Синтре и сначала чуть не осталась ночевать в лесу, окружающем дворец Пена, потому что проклятые капиталисты часов в шесть вечера закрыли ворота на единственной тропе, по которой я вползла на гору, ведущую ко дворцу. Но где наша не пропадала, прихватив с собой незадачливую семейку из Словакии-Словении с ребенком, я спустила нас всех тайной тропой с этой горы к цивилизации. Потом я чуть не села в самый последний автобус до мыса Рока из Синтры до Кашкайша. Хорошо, решила переброситься парой слов с водителем, а то куковать бы мне на том мысе Рока до утра.
Удачно упустив две возможности ночевки под открытым португальским небом, на следующее утро я приехала опять из Лиссабона в Синтру, чтобы ступить ногой на самый западный край Евразии. Рядом с железнодорожным вокзалом Синтры есть автобусная остановка, от которой отправляется автобус номер 403 до Кашкайша с заездом на мыс Рока. Утренняя Синтра
Расписание автобуса 403 из Синтры до мыса Рока
Пока ждала автобус, зашла в кафешку рядом с остановкой, чтобы выпить кофе, а там хозяин собрал здоровую коллекцию кофейных и чайных пар, у него еще и вторая стена была ими заставлена
Дорога до мыса Рока очень извилистая, спуски-подъемы, так что берите антиукачайные таблетки. Ну вот я и добралась до конца света! Забавно, но если бы не знала, где это, была бы уверена, что это фотография откуда-нибудь с нашего Японского моря. Тысячи километров, у нас Тихий океан, здесь Атлантический, а как похоже!
Можно потолкаться на смотровой площадке рядом со стеллой, на которой высечена надпись о конце света, или присоединиться к любителям романтики, которые протоптали длинные тропинки
Может и стихи сложаться, вот такие, например,
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали
в небо, и бились волны внизу о камень...
К сожалению, это не моя муза напела такие строки. Но эти суровые скалы заставили меня призадуматься над сухими словами из школьного учебника про эпоху великих географических открытий. Только представьте всю меру безумной отважности всех тех мореходов, которые отчаливали от этих берегов в зыбкую неизвестность на поиски каких-то мифических индий и африк! И навигатором у них было одно лишь звездное небо. Для меня главным плодом после поездки в Португалию, стало это физическое ощущение героического стремления человека к тому, сам не знаю к чему вопреки всему.
На этой торжественной ноте предлагаю всем пройти в Морской музей (Museu da Marinha), который как раз и посвящен роли португальских первопроходцев в исследовании нашей Голубой планеты. Музей находится в западном крыле
монастыря Жеронимуш, о красивостях которого я уже рассказывала
Португальцам, конечно, есть чем гордиться, поэтому на входе нас гордо встречает красивая карта, рассказывающая об открытиях и исследованиях португальцев в XV и XVI веках. Вот какая красивая Южная Америка - вы думаете, почему там столько народа говорит по-португальски? В 1500 году Педру Алвареш Кабрал в своих попытках достичь Индию немножечко промахнулся и открыл Бразилию. Забавная традиция была - плавать в Индию через Америку, правда?
А это уже современная версия карты Португальской колониальной империи 1415-1999 годов! Красный цвет - колонии, розовый цвет - территориальные претензии, жёлтый цвет - сфера влияния, голубой цвет - важнейшие морские пути и ареалы проникновения, коричневый цвет - побережья исследованные, но не колонизованные португальцами. Такая маленькая красная точка на краю Евразии запустила свои щупальца в разные стороны света. Впечатляет, да?
© ru.wikipedia.org
Красивые драконы водились в Китае во времена португальских мореплаваний. А про нас тоже знали: только находимся мы посреди какой-то снежной пустыни, никаких тебе красочных драконов, хвостатых попугаев. Не ехал к нам европейский турист
А плавали отважные мореходы на таких парусных кораблях. Осмелюсь предположить, что ближний к нам корабль с косым парусным вооружением - это каравелла-латина, а судно за ней скорее всего каракка - европейское парусное судно, активно использовавшееся в таких дальних плаваниях
Самым знаменитым португальским мореплавателем был Вашку да Гама, который командовал экспедицией впервые прошедшей морским путем из Европы в Индию весьма странно, что его не занесло по пути в Америку. 8 июля 1497 года четыре корабля покинули реку Тежу в Лиссабоне (два каракка, одна каравелла и маленький грузовой корабль с припасами) и через десять месяцев 20 мая 1498 года, обогнув Африку, добрались до берегов Индии - примерно триста лет после этого события европейцы плавали в Индию путем Васко да Гама.
А позже, в шестнадцатом веке в ходе эволюции каравелл и каракк появилось парусное судно, называемое галеон. На галеонах плавали в Америку. Именно на галеонах испанцы перевозили сокровища из американских колоний в Испанию
Путешественник по Португалии волей не волей, а выучит обязательно, что такое армиллярная сфера - ею украшены все знаменитые португальские памятники. Это такой фетиш Португалии: официальный символ короля Мануэля и символ португальских первооткрывателей, даже на гербе Португалии есть. Армиллярная сфера - это известный с древних времен прибор для определения координат небесных светил. Представляет собой пять параллельных колец ("armilas"): центральное кольцо - экватор.
Вычисления делали как-то так (!)
© dic.academic.ru
А это еще одна штуковина, название которой ставило меня в детстве в тупик.
Помните бессмертное:
В город молодой человек вошел в зеленом в талию, костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было. В руке молодой человек держал астролябию.
«О, Баядерка, ти-ри-рим, ти-ри-ра!» - запел он, подходя к привозному рынку.
Тут для него нашлось много дела. Он втиснулся в шеренгу продавцов, торговавших на развале, выставил вперед астролябию и серьезным голосом стал кричать:
- Кому астролябию?! Дешево продается астролябия! Для делегаций и женотделов скидка! Неожиданное предложение долгое время не рождало спроса. Делегации домашних хозяек больше интересовались дефицитными товарами и толпились у мануфактурных палаток. Мимо продавца астролябии уже два раза прошел агент Старгуброзыска. Но так как астролябия ни в какой мере не походила на украденную вчера из канцелярии Маслоцентра пишущую машинку, агент перестал магнетизировать молодого человека глазами и ушел. К обеду астролябия была продана интеллигентному слесарю за три рубля.
- Сама меряет, - сказал молодой человек, передавая астролябию покупателю, - было бы что мерять.
Освободившись от хитрого инструмента, веселый молодой человек пообедал в столовой «Уголок вкуса» и пошел осматривать город.
Это и есть та самая астролябия, которую я представляла себе как-то совсем по-другому. Это тоже один из старейших астрономических инструментов для определения широты. Пика своей популярности в Европе астролябия достигла в эпоху Возрождения, в XV-XVI столетиях, она наряду с армиллярной сферой была одним из основных инструментальных средств астрономического образования. Знание астрономии считалось основой образования, а умение пользоваться астролябией было делом престижа и знаком соответствующей образованности. Европейские мастера, подобно своим предшественникам арабам, уделяли большое внимание художественному оформлению, так что астролябии стали предметом моды и коллекционирования при королевских дворах.
Но если вы уже прониклись романтичной отвагой португальских исследователей, то спешу бухнуть ложку дегтя в эту бочку романтики. Португалия была в стороне от основных торговых маршрутов, ценные товары Востока, такие, как пряности, португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам у более удачных соперников. И именно жажда наживы - стремлением португальских купцов к товарам стран Востока и необходимость открытия новых торговых путей породили португальскую экспансию и Великие географические открытия.
Главным грузом, за которым отправлялись в такие опасные приключения, были перец и корица, которые перевозили вот в таких глиняных горшках
Классе в пятом на уроке истории я очень впечатлилась фактом о том, что за мешок перца платили мешок золота, что очень богатых людей называли "мешок с перцем". В 1996-97 годах археологи недалеко от Лиссабона на реке Тежу обнаружили затонувший в самом начале семнадцатого века грузовой корабль "Nossa Senhora dos Mártires", плывший из Индии. Основным грузом на корабле был как раз такой привычный сейчас для нас черный перец
Позже ассортимент пополнился новыми землями и пряностями: перец везли из Индии и Индонезии, имбирь из Индии, корицу со Шри-Ланки (я, кстати, на Шри-Ланке видела, как добывают эту ароматную кору), гвоздику приходилось тащить аж с Молуккских островов (Индонезия), а чудный мускатный орех с архипелага Банда (Индонезия). Запомните и можете меня отблагодарить, когда выиграете миллион при помощи этой полезной информации, данные банковской карты для перечисления денежных средств
За все это добро можно было получить вот такие кривенькие монеты. Хотя не нам с нашими отпечатанными бумажками критиковать форму настоящих тяжеленьких серебряных денег
В конце восемнадцатого века морские офицеры выглядели как в исторических фильмах
А это уже моряки в середине девятнадцатого века
Витрина, демонстрирующая всякие корабельные премудрости. Очень много нужно было знать, чтобы плавать на корабле
В детстве я грезила мечтами о том, чтобы научиться вязать морские узлы. Очень красиво, до чего только люди не додумались - уйма свободного времени по причине отсутствие телевизора и интернета еще не до того не доведут
Я очень хотела увидеть какую-нибудь настоящую каравеллу или галеон, но их не было. Но в отдельном здании выставлены королевские баржи и небольшие кораблики. Вот это, например, старейшая португальская большая баржа (galeota grande), построенная в 1728 году по приказу короля Жуана V. Целых 80 гребцов нужно было, чтобы управляться с этой баржей
Нос одной из лодок опять украшен каким-то злобным дельфином
Но больше всего меня впечатлили не лодки, а вот эти крылья Икара 1917 года выпуска
Как можно было доверишь свою жизнь этой "летающей этажерке", сложно представить современному нано человеку. Вы только загляните в кабину пилота - как это вообще взлетало?
Вот какой гигантский скачок проделало человечество за каких-то сто лет. А раньше корабли столетиями сильно не менялись. За весь наш прогресс стоит благодарить всех тех безумцев, которые отправлялись в отчаянные путешествия по морю и воздуху в полную неизвестность
Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
"Безумству храбрых поем мы славу!
"Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
"Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
"Безумству храбрых поем мы песню!.."