Равенна: баптистерии и прогулка по вечернему городу

Aug 25, 2017 15:00

Равенна - это пещера Али-Бабы, в которую я давно мечтала попасть. И в прошлом ноябре я поместила Равенну между Венецией и Флоренцией. Каждый, кто здесь побывал, думаю, согласится, что город достоин того, чтобы находиться в такой драгоценной оправе. Генри Мортон написал: "Задолго до того, как появились упоминания о Венеции, Равенна стала городом в окружении болот. Улицы здесь были каналами. Жители передвигались на лодках и барках. Римляне писали о Равенне так, как сейчас мы пишем о ее преемнице. Город издревле пил дождевую воду, как это до недавнего времени делала и Венеция". И еще одна ёмкая цитата того же автора: "Нигде в мире нет таких реликвий V и VI века. Понять Равенну легче, чем другие итальянские города. Туристу не приходится напрягаться, мысленно перескакивая из одного столетия в другое: все, что ему здесь покажут, укладывается в короткий промежуток времени - полтора столетия, от 400 до 550 года".



Мы купили общий билет за 9,50 евро (cumulative ticket), который действует в течение 7 дней и дает право однократного входа в следующие памятники, входящие в список ЮНЕСКО: базилику Сант-Аоллинаре Нуово, баптистерий православных, базилику Сан Витале, мавзолей Галлы Плацидии (но с 1 марта по 15 июня за посещение мавзолея придется доплатить еще 2 евро), архиепископский музей и капеллу апостола Андрея. Рекомендованный маршрут знакомства с достопримечательностями по этому билету выглядит следующим образом:



Мы приехали в город достаточно поздно, еще нужно было оставить вещи в отеле, поэтому в первый день смогли посетить до закрытия в пять вечера только баптистерий православных (другое название "баптистерий Неона") (Battistero Neoniano). Крестильня православных (латинское baptisterium переводится "крестить") - одна из самых старинных по времени построек. Восьмиугольное здание было построено вместе с кафедральным собором на рубеже IV-V веков



Снаружи вроде ничего интересного, но этим-то и примечательны постройки Равенны. В отличие от многих итальянских соборов, внешний декор которых завораживает, как, например, собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а внутри выглядит очень просто, в Равенне все наоборот. Заходишь внутрь такого простенького здания (хотя это сейчас так, раньше снаружи здания тоже были декорированы), практически ничем не украшенного, и открываешь рот от изумления. Во второй половине пятого века при епископе Неоне баптистерий был украшен мозаиками, поэтому у него есть второе название



В баптистерии со мной случился казус: я открыла путеводитель по Равенне и читаю следующее "по сравнению с мозаиками V века краски сделались более тяжёлыми и пёстрыми, ухудшился рисунок (особенно конечностей), укрупнились черты лица, в жёстких складках появилась подчёркнутая прямолинейность, формы приобрели упрощённо геометрический характер". Общий характер мозаики отличается монументальностью с чертами примитивизма". Я впадаю в ступор - то, что я вижу перед собой, никак не совпадает с прочитанной мною оценкой. Разве можно такую тонкую работу охарактеризовать прямолинейной и упрощенной?



Оказалось, что я перепутала и начала читать про второй баптистерий, который находится в Равенне - баптистерий ариан, построенный позже, но не дотягивающий до художественной высоты предшественника.

В куполе в самом центре, над крестильной купелью, мозаика со сценой Крещения Христа Иоанном Богословом (Богоявление, Епифания). Река Иордан предстает двояко: из прозрачной речной воды, омывающей Христа, выступает фигура, держащая полотенце. Фигуры двенадцати апостолов в движении, на них пышные хитоны двух цветов - белого, олицетворяющего свет, и золотого, олицетворяющего свет небесный. Апостолы предстают как реальные личности: лица с крупными носами, резко очерченными носогубными складками, рельефными морщинами. В то время иконографические образы еще не застыли в каких-то определенных рамках



В апостольском круге нет ни начала, ни конца, что символизирует идею неиссякаемости, бесконечности благодатной энергии, которая от принимающего крещение Христа по радиальным лучам переходит к апостолам, а через них передается церкви, которую символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации.

На уровне человека крестильня украшена по кругу арками с замечательным мозаичным узором



Здесь можно поближе рассмотреть мелкие детали, из которых собраны мозаики



А еще есть украшения из похожей на флорентийскую мозаику



Все познается в сравнении, поэтому предлагаю сразу посмотреть на баптистерий ариан, в котором мы побывали на следующий день, чтобы достойно оценить высоту художественного гения мастеров из баптистерия православных. Баптистерий ариан (Battistero degli Ariani) был построен в конце пятого века готом (один из германских народов, захвативших Римскую империю) Теодорихом, воспитанным в Константинополе. Арианство - одна из древних христианских ересей, учившая о тварности Христа, и отвергнутая церковью, но процветавшее среди германских народов.

Здание баптистерия ариан такой же восьмиугольной формы, как и баптистерий православных, но оно было частично засыпано



На стенах мозаики не сохранились, только центральный медальон купола. Внешне тематика и иконография мозаики из баптистерия православных здесь повторена, но есть отступления, которые характеризуют другое воззрение ариан на христианское вероучение. Например, вода во время крещения льется из клюва голубя, так как согласно арианству Христос получил свою божественную сущность именно в этот момент



Если бы я не видела до этого тончайших мозаик в предыдущих памятниках Равенны, то была бы восхищена и этой работой, а так мне была уже очевидна разница, и более поздние мозаики стали символом общей деградации после распада Римской империи. Ну и еще один важный момент, о котором я давно прочитала в книге про искусство - шедевры искусства живут вне времени, не важно, создал его доисторический человек или художник эпохи Возрождения, понятие технического прогресса сложно применимо к сфере искусства



Кстати, когда после Равенны я поехала во Флоренцию и увидела второй раз мозаику в баптистерии во Флоренции, то мне бросились сразу в глаза странные пропорции фигуры Христа, особенно ног, чего не замечала до этого.

И раз уже для нас закрылись двери в сокровищницы с мозаиками, предлагаю немного прогуляться по вечернему городу. Ведь это не абы что, а бывшая столица Западной Римской империи. В 402 году император Гонорий, брат Галлы Плацидии, обеспокоенный набегами варваров, повелел перенести столицу из Милана в Равенну, на берег Адриатического моря, полагая его более защищенным. Красивое здание с терракотовой лепниной как в понравившемся мне Бассано-дель-Граппа



Симпатичный цветочный магазин. Обратите внимание на название улицы на углу дома - в Равенне указатели на домах украшены мозаиками, здорово!



Конечно же площадь Гарибальди, в Италии без него никуда



Самая главная площадь города - Piazza del Popolo (Народная площадь), на которой находится городская ратуша (Palazzo del Comune) - обязательное строение для европейских городов, особняк венецианцев XV века, так как Равенна долго была в зоне влияния Венецианской республики, Часовая башня. В витрине какого-то банка на площади выставлена интересная коллекция копилок, часов и еще всякой всячины



Вот, скорее всего, копилка с автоматическим счетчиком брошенных в нее монет



А это уже артефакты из Нового света - мальчик, у которого в башке одна кока-кола и арахис



И крутейшая вещь - в целости и сохранности настенный календарь времен фашистов в Италии. Посмотрите в правый верхний угол и вы увидите фасцию, атрибут власти древнеримских царей и высших магистратов в эпоху Римской республики. Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии



Фасции (ликторские пучки) - это пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые красным шнуром или связанные ремнями. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции закреплялся топор или секира, символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство. Также воспринимаются как символ защиты государственности. И в такой трактовке используются и сейчас: на гербе Франции, по сторонам трибуны палаты представителей в США, на эмблеме Федеральной службы исполнения наказаний у нас.

Забавная кофемашина в форме традиционной итальянской мокки - гейзерной кофеварки



За Народной площадью есть еще одна уютная небольшая площадь с каруселью, которой завершим вечернюю прогулку



баптистерий, #архитектура, #мозаика, #равенна, баптистерий православных, баптистерий ариан, #искусство, Италия, #италия, христианство, города искусств, древний город, искусство, мозаика, Равенна

Previous post Next post
Up