Милан. Монументальное кладбище

Apr 22, 2019 21:17


"Я знаю, что первое, что подобает сделать, когда вы приезжаете в какой-нибудь город или в деревню, - это бежать на кладбище и наслаждаться видом могил, но я всегда отказываю себе в этом развлечении" - говаривал главный герой книги "Трое в лодке, не считая собаки". Эта цитата отражает мое обычное отношение к посещению таких достопримечательностей, но где-то с год назад в ЖЖ вышел пост с печально-поэтическими черно-белыми фотографиями статуй на Монументальном кладбище Милана, и мне очень захотелось на них самой посмотреть и вам показать. Ну что, заглянем в неизбежное,тем более что время подходящее - начало Страстной седмицы.


Памятник Джованни Маккиа,  скульптор Луиджи Криппа, 1869 год
Это Монументальное кладбище было открыто во второй половине девятнадцатого века и задумывалось, как кладбище-витрина, на котором должны были быть похоронены самые выдающиеся миланцы, подавшие своей жизнью пример широкой общественности. Потому и обставлено все было сразу с широким размахом, архитектор Карло Макиачини соорудил у входа грандиозное строение в эклектичном стиле: здесь и готика, и черты романской ломбардской архитектуры, пизанское и византийское наследие. Выглядит все это, конечно, монументально, но не шедеврально



В первый раз, когда мы решили посетить эту миланскую достопримечательность, попали на выходной день - понедельник, и только смогли посмотреть сквозь решетку на полосатый собор Фамедио (Il Famedio) с галереями по бокам, который задумывался как пантеон прославленных уроженцев Милана. Меня позабавило, что помимо нас у закрытых ворот стояли еще три или четыре молодые парочки, хотя это не самое очевидное место для романтического свидания.



А еще для меня стало открытием, что, оказывается, существует специальный туристический маршрут по выдающимся европейским кладбищам European cemeteries route, так что если вам вдруг приелись всякие "самые красивые городки", лучшие пляжи или винные дороги, то вот свежая идея для тематической поездки :)



Седьмая глава моей любимой настольной книги очень ярко живописует интерес к этой теме в девятнадцатом веке, помните, как героя уговаривали посмотреть могилки, черепа и эпитафии на каком-то провинциальном кладбище, но он бежал, зато его друг Гаррис "упивается видом могил, гробниц, эпитафий и надписей на памятниках, и от мысли, что он может не увидеть могилы миссис Томас, он совершенно свихнулся".

В информационном бюро нам дали бесплатную карту-путеводитель по самым примечательным памятникам, на экскурсионном маршруте 38 основных точек.  Для богатых и знаменитых работали известные скульпторы и архитекторы, поэтому кладбище стало музеем под открытым небом, где можно увидеть смену художественных стилей в историческом развитии: от реализма и эклектики конца девятнадцатого века до стиля либерти и символизма начала двадцатого века, от тридцатых годов до современной эпохи.

Сначала мы прошлись по галереям, отходящим от центрального собора. Вот очень неожиданный бронзовый памятник в космическом стиле, интересно и воздушно получилось



Кто-то предпочел свое надгробие украсить изящной обнаженной женской скульптурой. Красиво.



С галереи я увидела, что само кладбище утопает в зелени, и очень обрадовалась, гулять по мраморным галереям, напичканным надгробиями не самое захватывающее из того,  что я делала в жизни



Различные варианты распятий, конечно, самые популярные надгробные памятики. Надгробные кресты устанавливаются как символ того, что "тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием".

Вот интересное распятие, оплетенное колючими ветками шиповника с красными ягодами



А здесь очень натурально в бронзе передана деревянная структура креста, и образ Спасителя очень романтичный с развевающимися на ветру волосами



Интересно, что, на обоих этих распятиях очень непривычная нам форма креста, без верхней части. Судя по всему, это т-образный Антониевский крест (тау-крест, египетский крест), который сделал своей эмблемой в XIII веке Франциск Ассизский. Прочитала сейчас в небезызвестном всем источнике, что отличительный признак католического распятия  - скрещенные и пробитые одним гвоздем обе ступни Христа, тогда как в православии Христос изображается распятым на четырех гвоздях: руки и ноги пробиты каждая своим гвоздем. И еще в православном распятии руки Христа не провисают под тяжестью умирающего тела, а изображаются прямыми, и ладони открыты, а не сжаты.

Красивый  ангел, ловящий ветер лицом, замечательная напряженная поза у этой скульптуры, прямо чувствуется движение, которое хотел передать автор



Помимо небольших памятников здесь можно познакомиться с вариантами склепов на любой вкус и эпоху. Поэтому у таких памятников два автора: скульптор и архитектор. Вот усыпальница в виде готической часовни



Одна из отмеченных в маршруте осмотра достопримечательностей - усыпальница семьи Антонио Берноччи, архитектор Алессандро Минали, скульптор Джаннино Кастильони, 1931-1936. Ее украшает монументальная спираль, поднимающаяся к небу - крестный путь Иисуса Христа

А вот традиционная усыпальница из кирпича и с мраморным порталом



Модернистский бетонный склеп семьи Корнер, архитектор Джулио Улиссе Арата, скульптор Адольфо Вильдт, 1929. С творчеством Адольфо Вильдта я познакомилась более подробно в Венеции в "Международной галерее современного искусства", там было несколько его интересных работ. Крыша склепа очень напоминает гигантскую каменную плиту, венчающую мавзолей Теодориха в Равенне

Здесь даже есть пирамида со сфинксом у входа. Это склеп семьи Джузеппе Бруни, архитектор Анджело Колла,
скульптор Джулио Монтеверде, 1876 г

Кладбище действующее, и даже сейчас по датам можно увидеть, как семейные усыпальницы становятся пристанищем новых членов семьи. В них даже есть специальные "пустые места". С одной стороны, это непривычно  для обычных людей, приходить навещать своих предков, и знать, что вот на этой полочке когда-нибудь будешь покоиться и ты, странное это чувство, но с другой стороны, ты знаешь свои корни. Особенно сильно я прочувствовала это в монастыре Эскориал в Испании, в гробнице, облицованной темно-красным камнем: вот так уже не одно поколение каждый испанский король приходит сюда и видит все своих королей-предков и пустующее место для себя



Еще один памятник из рекомендованного маршрута - ангел с романтическим и очень строгим лицом над могилой семьи Пиньи, скульптор Одоардо Табаччи,1875-1877

Одна из очень необычных и очень понравившихся мне композиций - надгробие Карло Борги, скульптор Энрико Бутти, 1884. Даже не думала, что в это время, в конце девятнадцатого века уже была такая тяга к модерновому контрасту: нарочито грубый камень, распятие похоже на железный крест с заклепками, нимб над головой Христа как колесо со спицами, и задумчивый бородатый ангел вполне себе в классическом исполнении



Солнечный луч пробился сквозь тучи и осветил фигуру этого бородатого задумчивого ангела, просто удивительно, он как будто взглядом провожал нас



Но все же большая часть могил украшена не столь монументально, хотя художественный размах чувствуется и в них. Милый и красочный мозаичный ангелок - за образ явно взят ангел с "Сикстинской мадонны" Рафаэля



Небольшой бронзовый шар украшает плиту семьи Кольо, скульптор Арнальдо Помодоро,1969. Эту сферу миланского скульптора Помодоро можно увидеть в разных местах, но самое известное, наверное, это во дворе Ватиканских музеев. Используя такие базовые формы, как куб, цилиндр и сфера, Помодоро разрывает первозданную полированную поверхность, чтобы открыть внутреннюю структуру формы. Под блестящей поверхностью бронзы лежит регулирующий механизм, который Помодоро называет "знаковой системой", похожий на сложную систему языка или органическое тело. Сфера, например, не только функционирует как геометрическая форма и аналог живого тела или минеральной формы, но также напоминает земной шар. Уходя от фронтальности, Помодоро приглашает зрителя обойти шар, передавая чувство непрерывного вращательного движения

Прекрасная умиротворяющая группа из пастуха и агнца, а подстилка из пожухлых иголок добавляет жизни



Выразительная девушка с крыльями скорее всего в стиле модерн



Бронзовая девушка-ангел распростерла свои крылья над могильной плитой, а в руки ей вложили живой цветок, который за зиму высох и дополняет замысел скульптора



Мы зашли в современный квадрат, здесь заметен отход от пафоса предыдущих времен. Вот чудесная брозовая скульптура на фоне зелени очень спокойно сидящей женщины, у ног которой растут цветы. Очень поэтично и в духе современного отношения к этой теме, как мне кажется, такого философского принятия смерти



И даже в январе здесь цвел огромный куст с камелиями - что может быть символичнее? Именно природа с испокон веков служила человеку утешением и дарила надежду на воскрешение


И закончим великолепной жизнеутверждающей мозаикой с мудрой эпитафией, которую со своим скромным знанием итальянского я бы могла перевести как  "Если жизнь - это путешествие, так почему бы не расширить пределы?". Кто знает хорошо итальянский, предлагайте свою версию в комментариях.



Милан, monumentale, Монументале, Италия, архитектура, Монументальное кладбище, искусство, скульптура

Previous post Next post
Up