Милан. Базилика Святого Амвросия и самое поразительное презепе

Apr 08, 2019 23:53

Базилика Сант Амброджо, или Святого Амвросия -  отличный пример ломбардского романского стиля, одна из самых старых христианских церквей в мире, она была построена в IV веке, самая древняя церковь Милана. Здесь витает дух раннего христианства. Базилика возникла по распоряжению самого Святого Амвросия, покровителя Милана. Амвросий Медиоланский (Медиоланум - римское название Милана) - миланский епископ и богослов включен в четверку великих латинских Отцов церкви,  один из выдающихся деятелей, сформировавших догматику, богослужение, иерархическую организацию церкви. Я побывала в этой церкви в первый свой приезд в Италию, и очень она мне запомнилась, все эти годы хотелось сюда еще раз прийти. И вот повторное посещение через несколько лет убедило меня, что это то место, которое обязательно нужно посетить, если вы приехали в Милан и планируете увидеть самые важные достопримечательности города



Современное здание базилики относится к XI-XII векам, так как прежнее пережило два пожара в XI веке



На площади Сант Амброджо перед базиликой сейчас ведутся археологические раскопки в связи с прокладкой новой линии метро. Было интересно посмотреть на работу археологов. В прошлый раз здесь была обычная небольшая площадь



Оказывается, все эти столетия горожане и гости города ходили по человеческим костям, которые мирно почивали под площадью. Вот сколько скелетов выкопали археологи. Удивительны эти города с тысячелетней историей!



Базилике предшествует просторный атриум XI века - прямоугольный двор, окруженный крытой галереей. Из атриума можно увидеть остроконечный фасад базилики и две колокольни, называемые "дей Моначи" (dei Monaci) и "дей Каноники" (dei Canonici). Просторный атриум и церковь могли в то время вместить всех миланцев, на протяжении веков церковь является духовным оплотом города







Одной из самых ярких достопримечательностей атриума и внутреннего пространства базилики являются капители колонн, которые дают нам наглядное предствление о вкусах и традициях романской средневековой архитектуры. Большинство капителей было создано ломбардскими мастерами в XI-XII веках



Тематика капителей разнообразна: символические животные, воображаемые существа, чудовища, растительные мотивы. Очень интересно рассматривать эти капители, в них есть что-то от детского творчества, образное восприятие окружающего мира



Капители характеризуются свободной композицией и высоким качеством рельефов, мастера выполняли их в технике chiaroscuro - контраста света и тени, поэтому эта резьба была широко известна среди средневековых архитекторов.





Большинство оригинальных капителей сохранилось в атриуме, тогда как капители внутри базилики в течение веков реставрировались или заменялись. Кентавр с копьем



Тема животных и охоты самая распространенная. Вот как интересно древние мастера сделали одну голову для двух плоскостей колонны, если сбоку смотреть, то будет обычный зверь, а так сиамский близнец



Веселые лев и какое-то парнокопытное как будто игрют в игру друг с другом, а не борются за жизнь. И эти копьевидные хвосты являются объединяющим мотивом разных сцен



Охотник в средневековом платье. Такая живая сцена


Центральный неф базилики. Мощи святого Амвросия и мучеников Протазио и Джервазио погребены в базилике и привлекали в город множество паломников



Внутри одной из колоколен



Фресок сохранилось немного. Один из фрагментов фрески на колонне в центральном нефе



Чудесня капитель внутри собора



И вот в солнечном свете можно увидеть ярко эту игру света и тени на резьбе капителей



Неожиданно змея украшает одну из колонн



С левой стороны нефа находится древний саркофаг Cтилихона, IV век (Sarcofago di Stilicone) - обильно украшенный символической резьбой



Флавий Стилихон был известным римским полководцем IV века и фактическим правителем Западной Римской империи при Гонории





Над алтарем можно увидеть алтарную сень (киворий)  X века на четырех колоннах



Конха (полукупол) апсиды украшена мозаикой начала XIII века. В центре мозаики на троне Спас Вседержитель (Пантократор) - Христос в образе Небесного царя и Судии, а внизу эпизоды из жизни Святого Амвросия



А под киворием находится сияющий Золотой алтарь (Altare d'Oro) IX века - шедевр ювелирного искусства эпохи каролингов. Этот алтарь выполнил примерно в 835-850 монах и ювелир Воулвинио, и это один из самых древних примеров, когда мастер в Средневековье подписал свою работу, а не оставил ее безымянной



Алтарь покрыт золотой и серебряной чеканкой, украшен драгоценными камнями. К сожалению, рассмотреть все это невооруженным глазом невозможно, но увеличение на моей камере дает представление об этом алтаре. Без увеличения можно увидеть только яркий свет, который исходит от алтаря, когда солнечные лучи его освещают. На лицевой стороне алтаря изображено житие Христа, на обратном - житие святого Амвросия



Справа от алтаря находится сокровищниц базилики, за вход в которую надо традиционно заплатить три евро. Мы не поскупились и пошли посмотреть сокровищницу, чему я очень рада, потому что именно здесь пережила невероятно момент катарсиса, когда всколыхнулись все чувства и слезы полились из глаз.

Сначала я увидела барочную боковую капеллу - к счастью, так не "украсили" всю романскую базилику



А в другой капелле сфотографировала красивую мозаику, как я тогда подумала - кто-то пытался воспроизвести здесь великие мозаики равеннских соборов, потому что очень было похоже. Но позже я узнала, что ошибалась, и эта мозаика столь же выдающаяся, как и мозаики Равенны. Вместе с другими мозаичными ансамблями V в в Италии в Риме, Равенне, Неаполе эта мозаика представляет самые ранние, немногочисленные дошедшие до нас образцы церковной живописи, относящиеся к первому веку официального христианства.

Мозаика "Золотое небо" V век покрывает купол и стены капеллы Сан Витторе, построенной над могилой мученика Виктора Мавра. Купол капеллы выложен золотой смальтой. Слева на стене в полный рост изображен святитель Амвросий Медиоланский, которому посвящена базилика, а слева и справа от него мученики Гервасий и Протасий, чьи мощи он обрел. Амвросий приказал построить эту базилику для мощей Гервасия и Протасия в 386 году, а после смерти епископа Амвросия базилика была переосвящена в Сант Амброджо. Мощи Гервасия, Протасия и Амвросия сейчас можно увидеть в крипте под церковным алтарем



Остатки фрески с коленопреклоненным ангелом, который уже мне кажется больше относится к ренессансному периоду



Четыре капители с листьями VIII в



Фрагмент мраморной мозаики IV в с агнцем, которая украшала апсиду изначальной базилики



Урна невинных работы ломбардских золотых дел мастеров 1449 года украшена серебряными барельефами и синей эмалью



На основных поверхностях сцены из жизни Христа, а по бокам францисканские и миланские святые. Святое семейство и сцена Рождества Христова



Три волхва - Мельхиор, Каспар и Бальтазар - идут поклониться рожденному Спасителю, путь им указывает Вифлеемская звезда. Эта традиция трех царей-магов с именами возникла в Средневековье и характерна для католической церкви, в православной церкви у них нет титулов, имен и конкретного количества. В другой древней церкви Милана - базилике Сант Эусторджо культ этих трех магов, так как согласно преданию в IV веке из Константинополя в Медиолан были перенесены мощи трех магов, а в начале XII века их перевезли в Кёльн



В витрине было выставлено неаполитанское презепе XVIII в - яркое, праздничное, богато украшенное, все фигурки пышут жизнью и южным солнцем



А потом я перевела взгляд на соседнюю стену и что-то щелкнуло в голове, я почувствовала странный диссонанс, которого не могла понять. Что за непонятное презепе? Почему такие изможденные и пугающие лица у фигурок? Особенно контраст был заметен после жизнерадостных розовощеких персонажей неаполитанского презепе



Что за странная фантазия? Я пялилась и не могла понять своих чувств. И даже не сразу заметила на заднем и переднем фоне колючую проволоку. Именно притягивали угловатые и суровые лица фигурок, их пугающие глаза, шерстистая овечка



И только когда я начала читать небольшой информационный листок, я поняла. Это сцена Рождества, которую создали заключенные фашистского концлагеря Wietzendorf в 1944 году. Нож бойскаута, пара маленьких ножниц, дверные петли, используемые в качестве молотка, тусклый свет маленькой лампы, на топливо для которой тратилась крохотная ежедневная пайка маргарина - при помощи таких инструментов было создано это невероятное презепе



Фигурки вырезаны из дерева, а фоном служит колючая проволока. Одежду смастерили из тех скудных запасов, которые еще оставались у заключенных, может это были памятные подарки от любимых: лоскутки серо-зеленой рубашки, кожи ягненка, полосатый хлопок от сумки с туалетными принадлежностями, обрывки рясы капеллана. Святой младенец сделан из шелкового платка. Это шедевр, который по силе эмоционального воздействия можно сравнить с Пьетой Микеланджело, я стояла, вглядывалась в эти лица, похожие на автопортреты,  и слезы ручьем лились из глаз



В канун Рождества 1944 года это презепе было установлено перед импровизированным алтарем, покрытым итальянским флагом, который сохранился у капеллана Дона Коста. И служили праздничную мессу...



Очищенная эмоциональным взрывом, я вышла из сокровищницы в пронизанное солнечными лучами пространство этой древней церкви



В лучах предвечернего солнца капители заиграли новыми богатыми красками. Если в первый раз планируете ехать в Милан, рекомендую вторым или первым пунктом записывать посещение базилики Сант Амброджо, станция метро так и называется Sant' Ambrogio.



базилика Сант-Амброджо, Италия, презепе, Милан, романская архитектура, Средневековье, базилика

Previous post Next post
Up