Печатаю авторский вариант моей статьи для православного издания. Она же - путевая заметка о поездке в Португалию. За фото благодарна
gionet
Посмотреть на Яндекс.Фотках ПРАВОСЛАВИЕ НА КРАЮ ЕВРОПЫ
Португалия - прекрасная страна с многовековой историей, пока еще не очень знакомая для широкого круга российских туристов. И все же для тех, кто побывал там, она ассоциируется с мореплавателями-первооткрывателями - Колумбом и Васко да Гама, интересными туристическими маршрутами и пронзительной музыкой «фаду».
Но существуют люди, которые приехали сюда в надежде заработать, чтобы потом вернуться к себе - в Россию, Украину, Молдавию и Беларусь. А кто-то же, наоборот, переехал в Португалию на постоянное место жительства, обретя дом и семью. Всем им помогает вдалеке от родных мест, родного языка и Православия, духовно окормляет и поддерживает игумен Арсений (Соколов), настоятель Всехсвятского прихода Московского патриархата в Лиссабоне. В этом году община храма будет праздновать свое десятилетие.
Дорога к храму
Когда я написала отцу Арсению, что, будучи в Лиссабоне, хотела бы зайти в храм и познакомиться с общиной, он ответил мне: «Милости просим. Мы всегда рады гостям». Так оно и есть. В поисках информации в Интернете о Всехсвятском приходе, я ни единожды находила записи на форумах. Люди, приезжающие в Лиссабон по работе или отдохнуть, искали адрес храма, чтобы зайти на службу и помолиться.
Приехав в столицу Португалии, я тоже первым делом решила найти в храм во имя Всех Святых. Находится он неподалеку от железнодорожного вокзала Санта Аполония. Я шла по берегу реки Тежу, которая впадает в Атлантический океан, а напротив, на другой стороне, возвышалась знаменитая 28-метровая статуя Иисуса Христа. Здесь ее называют «Иисус Царь» - «Кришту Рей». Величественная статуя всего лишь на 10 метров ниже памятника, стоящего в Рио-де-Жанейро. Строили ее на народные деньги. В 1940 году португальцы всем миром молили Бога, чтобы Вторая мировая война обошла их стороной. Так и получилось. Португалия - одна из немногих стран Европы, на территории которой военные действия не разворачивались. Считается, что на памятник собирали деньги женщины в благодарность за то, что их сыновья, мужья и отцы остались живыми. Вот такая интересная история.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Если про Москву говорят, что она построена на семи холмах, то про Лиссабон можно сказать, что он расположен на семидесяти. По крайней мере, мне так показалось. Всехсвятский приход находится у подножия холма, а дальше мощеная дорога стремительно взлетает вверх. Здание храма поразило меня своей непохожестью на русские православные церкви с их сияющими маковками и возвышающимися крестами. Только потом я узнала от отца Арсения, что община долго находилась без помещения. Первые службы велись в болгарском посольстве, в католическом женском монастыре, в часовне при супермаркете и просто в квартирах верующих. Но по ходатайству бывшего чрезвычайного посла России в Португальской Республике Бахтияра Хакимова католический патриарх Лиссабона отдал для прихода пустовавшую капеллу Буо Нова. После «революции гвоздик» 1974 года она, как и многие церковные здания в Лиссабоне оказалась заброшенной. Игумен Арсений и православная община приняли помещение в полуразрушенном состоянии. Провели несколько капитальных ремонтов. И теперь службы ведутся здесь уже седьмой год.
Праздничный вечер
Община Всехсвятского прихода многонациональна: есть русские, украинцы, белорусы, молдаване, грузины, сербы и даже принявшие Православие португальцы. «Была семья из Гвинея-Бисау», - говорит отец Арсений: «но они недавно перебрались во Францию».
Люди здесь все разные: с разным образованием, разных профессий и с разными жизненными целями. Но объединяет их, помимо Православной веры, то, что все они оказались вдали от всего когда-то привычного для них - языка, культуры, дома.
В день, когда я прилетела в Лиссабон, в общине праздновали Рождество Христово. Молодежь под руководством отца Арсения подготовила красочный вертеп, сценки из произведений русских классиков, помимо этого исполнялись украинские народные песни. Малыши тоже активно участвовали в концерте. Где-то ударение отличалось от правильного, какое-то слово не давалось с первого раза. Но ребята старались - и от этого были очень искренними. С лиц взрослых на протяжении всего концерта не сходила радостная улыбка.
«Находясь вдалеке от Родины, мы более остро чувствуем принадлежность к культуре и религии. Мы вспоминаем традиции и стараемся отмечать наши любимые праздники так, как мы делали это дома» - поведал мне потом игумен Арсений.
«Дети - будущее нашего прихода»
Точный счет количества прихожан в Всехсвятском приходе не ведут. Люди приезжают и уезжают в поисках лучшей доли. Тех, кто связывает свое будущее с Португалией - меньшинство. Остаются люди, которые хорошо интегрировались, нашли себя здесь, а так же те, кто вышли замуж за португальцев. Для большинства же жизнь здесь означает временный заработок, после которого следует возвращение домой. А кто-то, получив португальское гражданство, отправляется в надежде на материальную стабильность в более развитые страны Европы: Францию, Германию, Швейцарию, Нидерланды. В связи с мировым финансовым кризисом работы в стране почти нет. Стройки все остановились. Сами португальцы едут зарабатывать в Бразилию и Анголу.
Коренные португальцы приходят в общину благодаря своим женам. Жена приводит их вместе с детьми. Порою наши девушки даже ставят ультиматум будущему супругу: не выйду за тебя замуж, пока ты не примешь Православие и мы не повенчаемся. Однако венчаний в храме происходит пока мало: всего несколько за год. Да и Таинство Крещения ежегодно принимают всего два - четыре человека.
«По милости Божией», - говорит батюшка: «детей становится все больше и больше. Дети - это будущее нашего прихода. Те, кто здесь родились и выросли, уже не стремятся вернуться обратно, как их родители. Потому что Португалия - их Родина. Здесь их дом, друзья и школа. Они разговаривают на двух родных им языках».
При хаме во имя Всех Святых несколько лет работает детская воскресная школа. В старшей группе занимаются подростки, а в младшей - дети с шести до одиннадцати лет. Ведется курс «Мироведение», который включает в себя Закон Божий, Ветхий и Новый Завет, литургику и катехизис.
На мой вопрос: «Остаются ли дети в лоне Церкви, когда вырастают?», - отец Арсений отвечает: «Яркий пример - секретарь нашего прихода Мигел (Михаил) Оливейра. Его мама - русская, наша прихожанка, а отец - португалец, атеист и член ЦК компартии страны. Они поженились еще в Киеве, где оба учились. Детей, мальчика и девочку, начали растить еще там. Потом 15 лет назад переехали обратно. Мать водила в церковь сына и дочь. И сын, не только пережил возраст подросткового нигилизма, но и утвердился в Православии. Был избран секретарем прихода. Есть разные примеры. Мне кажется, здесь молодые люди мало чем отличаются от тех, что в России».
Помощь ближнему
«Многие наши соотечественники и граждане стран СНГ, приезжая в Португалию, испытывают культурный шок», - поведал в беседе игумен Арсений: «И часто этот культурный шок вызывает у людей депрессию, уныние. Представьте себе ситуацию: человек, выросший в каком-нибудь рабочем поселке, вдруг попадает на самый край Европы. Его ожидает другая среда, иные условия существования. Другой язык, другая культура, другая конфессия. Иными словами - другой мир. Нужда загнала его далеко от дома. Часто человек впервые переступает порог храма, уже оказавшись заграницей. Он мог дома ни разу не зайти в церковь, а здесь приходит не потому, что уверовал, а потому что нуждается в социальной защите, в помощи. И поэтому современная православная община в Западной Европе по необходимости должна стать социальным центром. Необходимо, чтобы она была местом общения, сочувствия и взаимопомощи. Недавно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал прекрасные слова о том, что задача священослужителей заключается в том, чтобы приход вырос до такого состояния, когда его можно было бы назвать общиной».
Я вспомнила: на первом этаже есть большая доска объявлений. Увешена она маленькими листочками, где каллиграфическим почерком выведены просьбы людей найти им работу. Кто-то учитель со стажем более тридцати лет, кто-то приехал сюда помогать в уходе за больными и пожилыми людьми.
При храме проводятся бесплатные курсы по изучению португальского языка для всех желающих. Ведут занятия профессиональные переводчики. На сайте среди телефонов старосты, секретаря и других сотрудников я нашла телефон «физрука прихода». Потом отец Арсений объяснил, что именно этот человек летом организовывает выезды в лес со спортивными играми и проводит турниры в нарды. В приходе трудятся и социальный работник, и те, кто заведуют работой с молодежью и служением в тюрьмах. Все эти люди энтузиасты чистой воды. Жалованья никто не получает. Работают во Славу Божию и помогают каждый по своим силам и желанию.
В приходе оказывают социальную помощь бездомным и безработным. «Ходим по паркам, раздаем бутерброды. Кому-то деньги собираем на лекарства», - рассказывает батюшка: «Без этого нельзя. Если человек здесь не найдет протянутой руки помощи, то он вообще впадет в отчаяние - а это духовное самоубийство».
Помимо всего, игумен Арсений проводит тюремное служение, для соотечественников, которые попали в беду. В настоящее время Всехсвятский приход опекает три тюрьмы. Одна в черте Лиссабона, другие в пригороде. В них пару лет назад сложились небольшие евхаристические общины. До этого посещения ограничивались беседами, молебнами, изучением заключенными Священного Писания. «Полтора года назад в одной за другой тюрьмах, - рассказывает отец Арсений: «мы стали совершать Божественную Литургию. В двух тюрьмах служим в католической часовне. А в третьей - в предоставленной нам комнате».
Посмотреть на Яндекс.Фотках «Слово Божие привело меня к вере»
И все же игумен Арсений находит силы и время не только для помощи ближним и организации приходской жизни, но и для написания богословских трудов.
Во время моего приезда в лиссабонском издательстве «Porturusso» вышла в свет работа отца Арсения под названием «Книга пророка Амоса: введение и комментарий». Ее презентация прошла в Доме русского языка и культуры в Лиссабоне.
«Много лет назад, на рубеже 80-90-х годов прошлого века», - рассказывает батюшка: «вдохновленный примером моего духовного отца и учителя, сибирского пастыря протоиерея Геннадия Фаста, я решил - главным делом моей жизни станет истолкование Библии. Отец Геннадий, автор многих книг, посвященных толкованию Библии, благословил меня на данный труд. Вышедшая книга - моя докторская диссертация, к защите которой я сейчас готовлюсь. На это ушло шесть лет жизни. И я надеюсь, что моя работа будет интересна не только ученому сообществу, но и всем, кто любит и изучает Священное Писание. Мне кажется, пророки актуальны всегда. И в наше, столь тревожное время, обращаться к слову Божию, содержащемуся в пророческих книгах - насущно необходимо. Несмотря на то, что пророк Амос жил 28 веков назад, его книга, входящая в состав Библии, ценна до сих пор, потому что содержит вечное слово Божие. А Оно всегда новее самой свежей газеты или радиопередачи».
Я попросила отца Арсения рассказать, каким путем пришел он к Православию: «Меня привело к вере Слово Божие, которое содержится в Новом Завете. Я вырос в городе Лесосибирск Красноярского края, возникшем на берегу реки Енисей в 1975 году. К сожалению, в этих местах в ту пору не было никаких церквей. И все мое окружение, включая семью, было неверующим. С началом перестройки среди молодежи стало проявляться разочарование в окружающей их действительности и стремление найти опору в жизни. У людей в наших местах появился интерес к Православию, и у меня тоже.
Еще со школьной скамьи у меня возникло желание найти Священное Писание - и прочесть его. Как и многие в то время, я тайком слушал западные радиостанции: радио Ватикана, проповеди митрополита Антония Сурожского. Но Библии нигде достать не мог. И только вернувшись из армии, удалось мне прочесть Новый Завет, получив его через третьи руки.
Мы с друзьями стали ездить в Енисейск., где в то время в Успенском кафедральном соборе настоятелем был протоиерей Геннадий Фаст. От моего городка до храма приходилось преодолевать путь в сорок километров на рейсовом автобусе. С 1989 года отец Геннадий начал готовить меня к Таинству Крещения. А в 1990 году крестил в реке Енисей. И тогда передо мной встал вопрос: как жить дальше и какое служение нести. После долгих раздумий, продлившихся не один месяц, а гораздо дольше, чаша весов перевесила в пользу монашества. Мне хотелось посвятить свою жизнь богословию и миссионерству. И отец Геннадий, поразмыслив, благословил меня на этот путь. В 1992 году я принял монашеский постриг. Епископ Красноярский рукоположил меня во дьяконы. Так я стал иродьяконом в Успенском кафедральном соборе Енисейска. И начал помогать отцу Геннадию в его миссионерских трудах».
После окончания Московской Духовной Академии отца Арсения ждала стажировка в Библейском Институте в Риме, работа в Отделе внешних церковных связей. В 2001 году он был назначен настоятелем Христорождественского прихода Московского Патриархата в Мадриде. А в 2003 году стал настоятелем Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне.
При Всехсвятском приходе есть большая библиотека, куда может записаться каждый желающий. Среди книг можно взять, как русскую классику, так и труды духовного содержания. Уверена, что книга отца Арсения займет в библиотеке свое почетное место.
Отец Филипп
Во время рождественского представления среди зрителей я увидела пожилого португальца в монашеском одеянии. Прихожане объяснили мне, что это отец Филипп. Ему девятый десяток лет, и он коренной лиссабонец. Православие принял более полувека назад во Франции. Сначала, когда в Португалии не было русского прихода, ходил в греческий - при Греческом посольстве. Потом в приход Русской Православной Зарубежной Церкви. В то время два раза в год из Парижа прилетал священник для совершения богослужений. Затем отец Филипп, тогда еще в миру Луиш Рибейра, пришел на богослужение к игумену Арсению. И с этого момента он стал постоянным участником духовной жизни русской православной общины в Лиссабоне.
Семь лет назад правящий архиерей, архиепископ Корсунский Иннокентий, совершил постриг Луиша Рибейру в иноки с наречением имени Филипп, в честь святого апостола Филиппа. А еще два года спустя, благословил отца Арсения постричь инока Филиппа в монахи.
Игумен Арсений говорит: «Несмотря на то, что монах Филипп в постриге недавно, у него большой духовный опыт. Он всегда готов помочь прихожанам мудрым словом. Многие из них обращаются к нему за духовным или житейским советом».
Мне захотелось пообщаться с этим удивительным человеком. И он пригласил меня для интервью к себе в гости. В силу преклонного возраста живет отец Филипп в своей квартире. К нему наведывается социальный работник, а несколько прихожанок приходят помогать по хозяйству. Живет он в старом районе Лиссабона. Напротив его окон стоит, окруженная пальмами, разрушенная усадьба с черепичной крышей. А рядом возвышаются бетонные многоэтажки. Каменные джунгли постепенно поглощают столицу Португалии.
Отец Филипп радушно принял гостью из далекой России. В его доме повсюду черно-белые семейные фотографии. Сам он принадлежит к древнему португальскому роду. В молодости был оперным певцом. Выступал в Италии и Франции, но кода возникли проблемы с голосом, пошел работать в морскую компанию.
«Я шел к Православию через Католическую церковь, не отрицая ее. Именно она подготовила меня к принятию Православия. Монашеский путь я расцениваю, как призвание от Бога», - начал рассказывать мне монах Филипп.
Он родился в католической семье и был воспитан в религиозной традиции. Но в 18 лет начались духовные поиски. А потом светская жизнь захлестнула его. Луиш Рибейру стал изучать хоровое искусство. И получив приглашение, поехал в турне по Европе. Во Франции он познакомился с болгарской певицей. Она привела его в православный храм. Молодому Луишу все было интересно. Он засыпал свою знакомую вопросами об устройстве церкви. Ему хотелось знать все. В тот день проводилось венчание. Таинство произвело неизгладимое впечатление на юношу. Особенно поразили венчальные короны: они выглядели так торжественно, так по-царски.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Духовник с Афона
Потом во Франции через подругу своей крестной матери он познакомился со своим будущим духовником. Луишу тогда еще не было и тридцати лет.
Духовный отец монаха Филиппа - Архимандрит Плакида (Дезей) родился во Франции в 1926 году в католической семье. В шестнадцать лет поступил в монахи. В 1966 году основал вместе с монахами-единомышленниками монастырь византийского обряда. В 1977 году монахи монастыря решили принять Православие. В феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симоно Петра. Вернувшись через некоторое время во Францию, отец Плакида вместе с перешедшей в Православие братией основал четыре подворья , главным из которых стал монастырь преподобного Антония Великого в Сен-Лоран-ан-Руайан. Архимандрит Плакида - доцент патрологии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Он основатель серии богословских книг «Восточная духовность», посвященных православному монашеству и православной духовности, выпускаемой с 1966 года издательством аббатства Бельфонтэн.
Более полувека назад отец Плакида подарил монаху Филиппу книгу, которую он до сих пор бережно хранит у себя. Виделись они всего один раз. Остальное время общались через письма.
Дорогие сердцу книги
Отец Филипп с благоговением открыл для меня свой книжный шкаф. Как особую реликвию показал книгу русского эмигранта Николая Зернова «Восточное Христианство. Вначале ее перевели на французский язык, а затем на португальский. Ему очень понравились жития серафима Саровского и Сергия Радонежского. Святого Августина он считает общецерковным святым, чьи труды надо обязательно прочесть.
Помимо духовной литературы на верхней полке у отца Филиппа я нашла книгу известную на весь мир и очень любимую иностранцами: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
На мой вопрос, какую литературу он любит читать, отец Филипп ответил: «Очень нравятся труды Иоанна Лестивчника. Книги «Лествица» в Португалии не было. А прочесть мне ее очень хотелось. Поэтому я спросил в итальянском монастыре в городе Бозе, смогут ли они прислать мне хотя бы фрагмент. И они подарили мне целиком итальянский перевод. Я считаю, что не может быть хорошего монаха, если он досконально не изучит эту книгу. Еще я читал Оптинских старцев. Если б у меня был выбор, где подвизаться в России, то я бы желал поступить в Оптину Пустынь. И, кончено, хотел бы посетить гору Афон, потому что там полезно побывать каждому христианину мужского пола. На мой взгляд, у любого православного человека при упоминании Святой Горы Афон сердце переполняется благоговением».
Вместо эпилога
Португалия - замечательная страна. И мне она очень понравилась. Как и те люди, которых я встретила в своей поездке. Но сейчас на Португальскую Республику со всей силой обрушился мировой финансовый кризис. Зарплаты некоторых жителей арестовывают за долги. Кто-то из португальцев не выплатил государству круглую сумму, а кто-то не в состоянии самостоятельно вернуть долг немногим более 300 евро. Любой финансовый кризис - время справляться с кризисом духовным, найти опору в Боге. И в этом по-прежнему будет помогать своей пастве делами и словом игумен Арсений (Соколов). Ведь вспоминая слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Православный приход, православная община должна быть местом милосердия, благотворительности, реальной любви, и, может быть, в первую очередь к нуждающимся прихожанам».
Посмотреть на Яндекс.Фотках