" - Как все уже поняли по итогам 2020 года, образование - это не передача информации. Это среда, где люди научаются находиться в разнообразных социальных ролях: младшего, старшего, равного, успевающего и неуспевающего, помогающего и пользующегося помощью, работающего в одиночку и в группе. Люди учатся конкурировать и сотрудничать, преодолевать себя, делать то, что не умели, добиваться успеха и терпеть поражения. Это все формирует личность. Человек, который сидит дома и выполняет задания, ничего этого не получает. Это опасно. Я не говорю, что надо отменить весь онлайн. Но нельзя не указать на эту линию разлома.
- Какой предмет вы бы добавили в школьное обучение?
- С одной стороны, зная нынешнюю учебную нагрузку, говорить: «Давайте еще чего-нибудь добавим» страшно. Давайте добавим немного свободного времени и детям, и учителям. Но, если убрать всю эту шизофреническую бюрократию от бедного учителя и избыточную нагрузку от бедных деточек, я вернула бы в школу старый добрый гимназический курс логики по Аристотелю, которую преподавали в царской гимназии, еще лучше, как и тогда, преподавать ее в связи с риторикой. В информационном обществе важно отличать факт от мнения, главное от второстепенного, оценку от изложения, понимать интенцию говорящего. Человека, который без этого навыка выйдет в мир, будут непрерывно грабить и эксплуатировать все кому не лень - от телефонных мошенников до политических. Также всем были бы полезны начала риторики: теперь мы все постоянно выступаем публично, раньше это делали представители считаных профессий."