...Само воспитание становится различным по своим целям и задачам. Помогая матери, девочка обучается всему тому, что должна уметь женщина: вести домашние дела, ухаживать за ребенком, собирать пищу, работать на огороде, шить и чинить одежду, изготовлять простейшую утварь и т.д. Приобщение девочки к этим работам начинается очень рано, с 6-7 лет, и к моменту вступления в брак - в 12-14 лет - она вполне готова справиться со всеми функциями женщины. Воспитание шлифует и ее характер: от нее требуют отзывчивости, мягкости, терпеливости, заботливости, ответственности.
Мальчиков готовят к будущей жизни охотников, рыболовов и воинов. С 4-5 Лет в игровой форме они начинают постигать азы мастерства. Взрослые мужчины дарят им детское оружие - ножи, луки, палицы и т.д., обучают необходимым в дальнейшей деятельности приемам и навыкам. День за днем мальчики учатся бросать копье, стрелять из лука, ставить капканы, накидывать арканы и т.д. При этом старшие тренируют их выдержку, выносливость. И.Е. Вениаминов писал об алеутах (Дальний Восток):
Воспитание мальчиков заключалось в том, чтобы сделать их терпеливыми во всем. У них было в обычае, как и у колаш ныне, купать детей в холодной воде или в море во всякое время, с намерением укрепить их тело. Потом приучали к байдарной езде, учили быть искусным как при отвале и привале байдары, так и управлять ею при сильных бурунах; наставляли, как должно спасать себя и других при опасных случаях, и особенно, как быть искусным в промыслах... Цит. по: (Анисимов, 1966, с. 115).
Однако при всем при том мальчики привлекаются к работе значительно позже и реже девочек. В обществах охотников, собирателей и рыболовов только в 10-11 лет они начинают сопровождать на охоту своего отца и старших братьев. В раннеземледельческих обществах они начинают работать лишь в период отрочества. Но и тогда они участвуют в труде, в значительной мере сообразуясь с собственными желаниями. У папуасов юноши работают в полную силу только обзаведясь своей собственной семьей. А основным стимулом к этому служит необходимость уплаты родичам долга за то, что они собрали брачный выкуп (История первобытного общества, 1986, с. 393).
Только в обществах, где имелся домашний скот, мальчиков начинали привлекать к труду гораздо раньше. Так, у гоахиро они с 5 лет пасли мелкий рогатый скот, а с 8-12 - коров, лошадей, мулов (там же, с. 393).
Наличие большего свободного времени позволяет мальчикам использовать его по своему собственному усмотрению и развивает в них больше самостоятельности, а групповые игры формируют чувство мужского коллективизма. Существенным фактором половой социализации выступает обособленное друг от друга проживание детей разного пола, которое наступает достаточно рано. Способствует этому не только раздельное проживание женщин и мужчин, но и то, что дети рано покидают семью. Начиная с 8, а у некоторых народов и еще раньше - с 5-6 лет - мальчики ночуют в мужских домах или домах холостяков, девочки либо остаются с матерью, либо также уходят в дома девушек, если таковые существуют. Подобная сегрегация воспитывает в них чувство половой солидарности и непосредственно приобщает к культуре, характерной для их пола, нередко оберегаемой от пола противоположного. Зачастую именно в мужских домах мальчики получают от старших знания производственной и хозяйственной деятельности, их учат не только навыкам, связанным с охотой, рыболовством, военными действиями, но и изготовлению инструментов, ремеслу и художественному творчеству. Большое значение в ходе воспитания мальчиков придается умению говорить, устанавливать контакты, улаживать спорные ситуации. (стр.30-32)
Управителева Л.М. Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования: Учебное пособие. - Мегион: Изд-во «Фаст- Принт», 2002.-171 с.