Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних -2

Nov 17, 2016 16:14


Принятие решения о рождении ребенка. Медицинские соображения. Некоторые из девушек уже делали аборты и в результате имели заболевания, создающие риск невозможности забеременеть еще раз. «Вообще мне врачи сказали, что у меня довольно-таки серьезное заболевание... Я подумала и решила, что в таком положении, если я сделаю аборт, тогда у меня вообще может не быть детей, а так все-таки кто-то будет». Беременность «обнаружилась» довольно поздно и мама согласилась на роды (у которой, правда, тоже еще несколько детей - так, что опыт транслируется). «С этим человеком мы где-то жили около года, а потом я вернулась домой, беременная, об этом я сама не знала, об этом мне сказала мама».

Нежелание делать аборт. Такое решение является совместным, и отделить мотивацию девушки от решения ее матери довольно сложно: «Мама и отец сказали - рожай, вырастим, а его чтобы мы больше не видели». Отношения могли быть продолжительными или эпизодическими. Отец ребенка в таких ситуациях предлагает сделать аборт, готов его оплатить, но рождение ребенка никак не входит в его планы.

«Обещал жениться». Девушка влюбляется, а старший по возрасту партнер, часто он уже женат и даже имеет детей, поддерживает ее иллюзию будущего брака. Она «ему доверяет», что подразумевает, что если она забеременеет, то он жениться. Но, как говорят мужчины, «обещать жениться еще не значит жениться». В лучшем случае он предлагает сделать аборт, в худшем - всячески избегает продолжения отношений. Если у девушки есть возможность поделиться с родителями - они часто предлагают оставить ребенка. Девушки, похоже, заранее знают реакцию родителей и ставят их в известность в случае положительной реакции. Часто они хотят этого ребенка, так как все еще надеются, что смогут вернуть «свою любовь».

Вариант временного сожительства: «У него мама еще противостояла тому, чтобы он какое-то отношение имел к этому ребенку …Не помогал мне ни материально, ни физически - ничего. Потом мы с ним жили вместе какое-то время, но он жил за мой счет. Потом, когда я начала ему говорить, что, вот, денег давай. Он отказался сразу и ушел, видите ли, ему это не надо, как же так, с него требовать что-то будут. Моя мама тоже на него была обозлена… Ну через какое-то время мы опять встретились, опять начали жить вместе и тоже самое повторилось».

Из всех матерей только одна попыталась установить отцовство: «Я попыталась на него в суд подать, чтоб он алименты платил, а мне в суде отказали, сказали, что он не удочерил ее, сказали «девочка, иди отсюда». Сказали, что придется или ДНК делать, а это очень дорого стоит, или ничем мы вам помочь не можем». В надежде как-то сохранить «отца», да и потому, что дома обстановка не совсем благоприятная, девушки еще какое-то время пытались поддерживать отношения с будущим отцом. Те, кто смог выдержать испытания насилия во время беременности, некоторое время после рождения ребенка проживали в квартире мужа. Но более независимые уходили домой - там хотя бы не били: «Как с ним жили? В отдельной квартире, у него. Но периодически вписывались какие-то люди толпами. Я ходила «аскать» (от ask - попрошайничать), убирала за всеми квартиру. Он меня все время обманывал, пил слишком много и старался выкидыш сделать… Ну ногами меня по животу бил. Он когда узнал, что я беременна, говорил: «Я так хочу ребенка, мы с тобой поженимся». Но при этом напивался, бил меня ногами, и мне повезло еще, что я на «каратэ» раньше ходила, - уворачивалась». «Мы сидим, например, в кампании. Он начинает ухаживать за другой девушкой. Я собираюсь уйти. Он говорит - сиди, и замахивается так, как будто сейчас ударит мне по животу. Ну, а позже вообще стал руку прикладывать».

«Обещал и женился». Если брак был зарегистрирован в период беременности, на момент опроса он либо распался и девушки не поддерживают вообще никаких контактов с отцом ребенка, либо отношения бесперспективны. Неважно, в какой семье проживают юные супруги - жены или мужа, отношения не складываются. Даже у тех кто, смог снять жилье - брачные отношения не сложились. Добрачная беременность всегда считалась фактором «риска» [13]. Рождение ребенка даже в успешном браке является «нормативным» стрессором, который удается преодолеть далеко не всем супругам. Что уж говорить о несовершеннолетних. Освоить роль супруги, матери, оставаясь при этом в сущности еще ребенком, крайне сложно. Да и мужья-отцы предпочитают более необременительный образ жизни: «У нас будет семья, мы поженимся, я хочу ребенка, я не против». Он был счастлив, на 7-м небе был…А потом…Я каждый вечер ждала или придет пьяный или вообще не придет…К дочке практически не подходил». Регистрация брака с отцом ребенка часто создает для девушки дополнительные проблемы, подтверждая имидж «замужней» она часто ограничивает собственное социальное и личностное развитие: «Он говорит, зачем тебе учиться, ты должна дом вести, мужа ждать…»

Практически никто не пытался взыскать алименты на содержание ребенка. Наиболее распространенные дискурсы в отношении алиментов: безнадежность - «с него все равно ничего не получишь, а ходить по судам нет времени» и гордость - «буду я еще унижаться», «мы и без него справимся».

Благополучный брак. Лишь в четырех из всех записанных историй несовершеннолетние матери проживали с мужем, отцом ребенка отдельно от родителей и были вполне довольны отношениями. Мужья несколько старше жен и пока полностью материально содержат семью, а бабушки-приходящие помогают с обеих сторон. Такие ситуации могут и в дальнейшем развиваться благоприятно, если мужья не станут психологически эксплуатировать экономическую зависимость юной супруги и предоставят ей возможности для социальной самореализации.

В большинстве случаев основным источником благополучного ухода за ребенком и материальной поддержки являются родительские семьи (чаще мать и бабушка, мать и отчим, нежели мать и отец). Такой феномен «бабушек-матерей» достаточно распространен в российской культуре (к сожалению, в исследовании опрашивались только сами матери, а опрос бабушек мог бы в значительной мере дополнить «картину»).

Проблемы проживания в родительской семье фактически возникают в ситуации социального неблагополучия - многодетность, пьянство, бедность, низкий культурный уровень, конфликты и постоянные упреки создают для юной матери проблемы выживания с ребенком. Отношения с матерями, по крайней мере в 7 историях можно квалифицировать как крайне напряженные. Именно эта категория юных матерей нуждается в специальных программах помощи - психологической, юридической, получении элементарных практических умений для трудоустройства, образования, а в идеале и во временных приютах. Без поддержки родительской семьи они находятся практически за гранью выживания: «Допустим, я хочу убраться в своей комнате, ну мы же с Кирюшей (сын) не одни. В нашей комнате еще брат и собака. Бесполезно. В доме постоянно чужие люди…Как нам спать…Нет я буду учиться, обязательно буду» (родила в 16 лет).

Можно утверждать, что само по себе несовершеннолетнее материнство не может исключительно квалифицироваться как проблема. Не возраст, а маргинальность социальной среды не позволяет молодой маме социально адаптироваться и выработать для себя, а значит и для будущего ребенка положительный жизненный сценарий. Вероятность, успешного брака в этом возрасте крайне низка, но если юная мать преодолевает трудности первых лет, она вполне может адаптироваться в будущем.

Официальная позиция по соответствующим вопросам сегодня пока складывается в основном в рамках изменения законодательства по вопросам, касающимся несовершеннолетних. В рамках данного проекта с конца 2001 г. проводились интервью с экспертами - управленцами, связанными с выработкой социальной политики, работниками органов опеки, центров планирования семьи, подростковыми гинекологами в Москве и Брянске (10 интервью). В апреле 2002 г. опрошены завучи школ и учителя старших классов в Брянске, Владимире, Краснодарском крае, Чувашии и Московской области (после отбраковки осталось по 30 анкет в каждом регионе - всего 150). В выборке представлено 97% женщин и только 3% мужчин.

Согласно последней (1998 г.) редакции ст.134 Уголовного Кодекса РФ УК уменьшен возраста подростков (до 14 лет), сексуальные отношения с которыми лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, наказываются ограничением или лишением свободы (Вступление в сексуальные отношения с подростками старше 14 лет строго наказуемо только в том случае, если оно квалифицировано как изнасилование (ст.131) [14]. Понятно, что доказательство изнасилования достаточно сложная процедура. Потерпевшие практически не обращаются в специальные органы, для того, чтобы наказать преступника по многим причинам. Поэтому увеличение возраста "сексуальной доступности", вероятно, не приведет к увеличению числа наказанных, а только лишь зафиксирует в сознании некие границы сексуальной дозволенности и в отношении девушек и юношей.

Из всех опрошенных учителей 81 % высказались за ужесточение статьи, то есть повышения «возраста сексуальной доступности» подростков, по крайней мере, до 16 лет, 17 % считают, что поправка 1998 г. была правильной. Остальные 2% - за индивидуальный подход. Наиболее распространенные аргументы среди противников снижения возраста - «психологическая, умственная незрелость подростков» и вторая группа аргументов - «поощрение ранних сексуальных связей», «вовлечение малолетних». Те же немногие, кто согласился с поправкой, считают, что это обусловлено «неизбежной акселерацией» или «изменение законов ничего не даст, менять нужно стиль жизни, культуру».

По вопросу о репродуктивном праве девушек 20% опрошенных учительниц согласны с тем, что девушка имеет право на аборт. Большинство рассуждений сводится к основному аргументу, что бывают родители с разными взглядами и представлениями, а избавиться от ребенка можно при желании и без их согласия. Не согласны с таким правом 71%. Наиболее часто встречающиеся аргументы сводятся к предпочтительности рождения ребенка и позиция родителей здесь существенна. 9% полагают, что это «спорный вопрос, в каждом случае индивидуальный» (например, в случаях изнасилования).

Реализация права на аборт является достаточно проблематичной и с точки зрения экспертов. Они в растерянности. Фактически врачи вынуждены брать на себя ответственность за аборт и его последствия, в том числе психологические. Психологами и социальными работниками не полностью укомплектованы даже специализированные столичные центры: «Каждый раз, когда я отправляю кого-то на аборт - переживаю. Каждый раз стоишь и думаешь… Изначально у нас установка - сохранять беременность… потом уже все остальное, потому что, к сожалению, вероятность осложнений, не важно будет это мини-аборт или аборт, - не менее 80%…детям мы даем антибактериальные препараты с первого дня…Но они их не принимают… У нас существует система реабилитации после аборта, вот они потом возвращаются ко мне и приходится заниматься и психологическими, и социальными, и медицинскими проблемами… (главный детский гинеколог Брянской области). «Врачи считают, что на них возложена большая ответственность и это правильно. Они понимают, что в 15 лет у подростков нет еще никакого ума. По идее, когда родители плохие - у детей должен быть опекун (попечитель), но, когда ребенок дожил до 15 лет, никто уже не лишает родительских прав… Если никого не порезали, дом не сожгли…И у него нет законного представителя… (ведущий специалист по семейной политике, Москва).

Представляется, что наряду с пробелами в механизме реализации закона существуют и особые вопросы, включая морально-нравственные, профессиональной подготовки врачей-ювенологов, детских гинекологов, социальных работников и психологов. В идеале видится создание специальных подростковых (детских) центров репродуктивного здоровья, которых пока единицы.

Весной 2002 г. некоторыми депутатами Государственной Думы была выдвинута инициатива об изменении ст.13 СК[16] и установлении нижнего возрастного предела вступления в брак в 14 лет («при наличии особых причин - рождения ребенка или беременности…с согласия родителей»). Обосновывалось это тем, что в ряде регионов снижение допускалось до 14 лет, а в каких-то - нижний предел вовсе отсутствовал. В данном случае не учитывается гендерный аспект проблемы - последствия раннего брака для мужчин и женщин.

Большинство опрошенных учителей (83%) высказались против такой возрастной границы. Основные аргументы: «в 14 лет подростки не созрели ни психически, ни социально», «не способны содержать семью материально», «непрочность ранних браков», «необходимость такого предела для отдельных этнических культур не должна распространятся на всю Федерацию», и последняя группа «категорически не согласных».

Представляется, что минимальный возраст вступления в брак логичнее ограничить хотя бы 15-ю годами. Такой возраст будет увязан и с репродуктивным правом девочек. И со ст. 63 ТК РФ, согласно которой «в случае получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет», что позволяет хотя бы потенциальным молодым супругам легально зарабатывать и поддерживать брак с финансовой точки зрения [17]. Более обоснованным будет выглядеть и соответствующее изменение возраста «сексуальной доступности» подростков.

Должно ли государство оказывать помощь несовершеннолетним матерям? Известно, что пособие на ребенка мизерно, даже у незамужней матери. Пособие по уходу за ним, которое с начала 2002 г. повысилось до 500 руб. такая категория матерей получить, как правило, не может - они еще не имеют трудового стажа и обычно не учатся [18]. По данным опроса, 76% считают, что в такой ситуации несовершеннолетние незамужние матери должны получать специальную государственную материальную поддержку. Некоторые респондентки предлагают специальные меры: создание специальных детских садов (можно на дому), использовать опыт западных стран, где в интернате несовершеннолетняя мама с ребенком получает возможность учиться и частично зарабатывать на жизнь. Кстати говоря, такой опыт уже существует в Санкт-Петербурге.

Согласно данным опроса 14 % считают, что материальную помощь несовершеннолетним матерям оказывать не стоит, потому, что: «будут еще больше рожать», « будущая мама должна все взвесить и рассчитывать только на себя». 10% формулируют, по сути, «адресный вариант» поддержки - доплата возможна, но при условии, что девушка учится или работает.

Анализ рассуждений респонденток наводит на мысль, что тяжело переживается отсутствие государственной поддержки материнства в принципе. «Образ» же потенциального мужа, отца ребенка практически не упоминается. Только несколько человек написали, что «нужна поддержка, если не помогает отец». «Между прочим, где-то ходит папашка. Почему бы судом не установить это отцовство» (специалист по семейной политике, Москва).

Помощь юным матерям на федеральном уровне не предусмотрена из-за отсутствия трудового стажа. Хотя многие из них, согласно интервью, работали и после 9 класса и во время беременности, но без трудовых книжек, например, продавщицей на рынке: «Если человек утрачивает доход в результате общественно полезного деяния - ухода за ребенком, беременности, заседание в суде, в роли присяжного, тогда должен быть компенсирован утраченный доход… В ситуации, девочки-подростка ( да она может и в 30 лет такой) для помощи нет оснований. Что не исключают адресной помощи нуждающимся в связи со сложными обстоятельствами в жизни. Но это местные бюджеты. Хотя здесь возникают другие проблемы. Маловероятно, что такая мать проживает с ребенком одна. А социальная помощь выделяется домохозяйству вне зависимости от числа проживающих в нем семей» (ведущий специалист по семейной политике, Москва). «Я считаю, что нужно поддерживать таких матерей. Если бы им было совершенно наплевать на детей, то они бы их даже не забирали из роддомов. Этот вопрос я задам «думцам», когда мы скомпонуем программу «Дети брянщины». Ведь таких не очень много, этот вопрос мы выносим…» (Ведущий специалист по семейной политике, Брянская область).

Проблема просвещения подростков в сфере сексуальных взаимоотношений остается актуальной и по сей день. Об этом постоянно пишет И.С. Кон [см. 3]. Но время идет, а работа ведется лишь усилиями отдельных медиков-энтузиастов. Что же думают по этому вопросу учителя? На вопрос, можно ли повлиять на снижение числа беременностей среди девочек-подростков, 88% ответили утвердительно, 10 % отрицательно. Из тех, кто выразил согласие, большинство настроено вполне либерально и предлагают, просвещение по вопросам, связанным с контрацепцией, репродуктивным здоровьем и т.п. Другие - консерваторы подразумевают под просвещением «запреты или отвлекающие меры». Пессимисты, выступающие против просвещения, считают, что на молодежь уже никак повлиять нельзя, их ценности формируются в рамках молодежной субкультуры, под влиянием СМИ, а такие агенты социализации как родители или школа малоэффективны.

В рамках какого предмета должно быть такое просвещение? 70% опрошенных учительниц высказались примерно в одном ключе - спецкурс, лекции необходимо читать медикам (специалистам), у учителей нет необходимой подготовки. Причем 18% из них отметили, что лекции должны читаться отдельно для девочек и мальчиков. 13% указали различные предметы (биология, право), 10% - «этика и психология семейной жизни», «нравственность», «этика». 3% написали, что такие знания можно было бы преподавать в рамках «основ безопасности жизни» (ОБЖ) или «валеологии». Пока же даже в лучших школах г. Москвы на уроках ОБЖ все еще рассказывают о противогазах и поведении в условиях бактериологического нападения. А реальна угроза заражения СПИДом и другими болезнями, передающимися половым путем.

Школьный учитель вряд ли подходит для подобного просвещения. Скорее, эту роль может взять на себя медик. Но и у них в школе возникают нестандартные ситуации: «Конечно, работа не для слабонервных. Я много чего видела в своей жизни. Но, мальчики ввели меня в краску… Вынудили одеть презерватив на школьную швабру…» (гинеколог-ювенолог, Москва). Врачи предпочитают иные формы работы: «Мы сейчас стали приглашать к нам в центр небольшие группы. У нас есть видеотека, телевизор, можем побеседовать, дать литературу» (гинеколог, Областной центр планирования семьи Брянск). На государственном уровне наблюдаются разногласия по поводу просвещения, носящие не только моральный, но и финансовый характер. Мнение эксперта: «Но вы поймите, что с моей стороны это чистый энтузиазм… Да что вы, какие деньги?…Я получаю за свою работу 2000 рублей в месяц. Принимаю своих пациентов, потом несусь, как лошадь, на какую-то лекцию, потом бегу, поскольку считаю это важным, на родительское собрание в 19 час… То есть мы просто как фиговый листок, чтоб совсем уж не было неприлично… Они же (мужчины-руководители) не понимают эту проблему. У них дети выросли, у них жены на аборты ходили всю жизнь, и всегда это были чисто женские проблемы. Это же надо еще донести до них, что это проблема, что поезд уже идет без нас» (гинеколог, Областной центр планирования семьи, Брянск).

Хотелось бы подчеркнуть, что помимо вопросов репродуктивного и сексуального здоровья, существует множество проблем взаимоотношений юношей и девушек в том числе сексуальных, в период ухаживания, в браке, после рождения ребенка. В число факторов снижения числа подростковых беременностей, например, в США включают не только более активное использование контрацепции, но и «широкое осознание проблемы власти, молодые девушки чаще говорят «нет», а молодые люди чаще относятся к их желанию с уважением» [19]. Но этому обстоятельству во многом способствовала рефлексия относительно гендерной компоненты программ сексуального просвещения [20]. Прежнюю, возможно, уже не воспринимающуюся молодежью мораль о «женской чести» и «мужском достоинстве» необходимо «модернизировать» в новых понятиях, на языке прав, восприятия личностных качеств вне зависимости от пола, ненасилия в отношениях, что могло бы способствовать повышению толерантности во взаимоотношениях между полами в будущем. Кто может заниматься этими вопросами на уровне среднего образования, пока неясно.

Cписок литературы:

1. Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщинами и улучшение положения женщин. Представительство ООН в республике Беларусь. Информационный Центр ООН в Москве. 2001.
2. Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб. «Алетея», 1996.
3. Кон И.С.Подростковая сексуальность на пороге ХХIвека. Дубна: «Феникс +», 2001.
4.Vannappagari V., Ryder R.Monitoring Sexual Behavior in the Russian Federation. Preprint. 2002.
5. Undy J.R. Hormonal and social determinants of adolescence sexual initiation. // Adolescence and Puberty (Eds. Bancroft J. And Reinisch J.) N.Y. Oxford University Press. 1990.
6. Голод С.И.Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого.// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 2. №2.).
7.Websdale N., Shesney-Lind M.Doing Violence to Women // In Masculinities and Violence (Ed. L.H.Bowker). SAGE Publ., Inc., 1998
8.Ambert A.Families in the New Millennium. “Allyn and Bacon” 2001.
9.Аборты в России. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. №48, 2000
10.Демографический ежегодник России: Стат. Сб./Госкомстат России. М., 2001, с.139.
11.Информационно-консультативный вестник по вопросам семьи и детства. Вып. №7, М.: Правительство Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи, 2001.
12.Гурко Т.А.Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. // СОЦИС. 1997. №1.
13. Яковлева Г.В.Охрана прав незамужних женщин. Минск, 1978.
14. Гурко Т.А.Добрачная беременность как фактор формирования и дестабилизации молодой семьи.// Тез. докл. Всесоюз.науч.-практич. конф.в г. Тбилиси "Планирование семьи и национальные традиции". Тбилиси, ноябрь. 1988.
15. Уголовный Кодекс Российской Федерации. 5-е издание. М.: Ось-89, 1999.
16. Семейный Кодекс Российской Федерации. 4-е издание. М.: Ось-89, 2000.
17. Трудовой Кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89, 2002.
18. Федеральный закон РФ от 28.12.01. (№181-ФЗ)
19. National Campaign to Prevent Teen Pregnancy.//NGO Families International. 2000, N 3.
20. Fine M.Sexuality, Schooling and Adolescent Females: The Missing Discourse of Desire // Disruptive Voices. The University of Michigan.1992.

1 Статья подготовлена на основе исследования, поддержанного Фондом Дж. и К. МакАртуров ( гранта № 01-68458-000).
Источник

Детские браки, Социология, Репродуктивные права, Психология, Воспитание, История

Previous post Next post
Up