ПРОБЛЕМА СЕКСИЗМА В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (О СОВЕТСКОЙ ПОЛЯРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1932-1934 ГГ.)

Jan 03, 2015 19:27

От себя. Статья написана обиженным мужчиной, что крайне ощущается: унизила, оскорбила, недоглядела, плохо тетёшкала. О жизни Нины Петровны Демме, первой в мире женщины-полярнице, можно прочесть здесь и здесь. К сожалению, и роль Прекрасной Дамы, и Передовой Суки, очень далеки от признания за женщиной равных прав и возможностей.

А.И. Куляпин
Ишим, Ишимский государственный педагогический институт

Советская система настойчиво декларировала успехи в борьбе с сексизмом. Если судить по газетам, книгам, фильмам и пьесам, то проблема дискриминации женщин в СССР была решена полностью. Существуют, однако, ситуации, в которых гендерный конфликт практически неизбежен, и даже
официозные писатели и публицисты не могли его игнорировать.
В 1932 году начальником зимовки на Северной Земле была назначена женщина - Н.П. Демме. В компании трех мужчин-подчиненных она прожила на необитаемом острове до поздней осени 1934 года. Американские газеты преподнесли это событие как сенсацию.
«Советская Россия изощряется в самых рискованных экспериментах. Женщину в этой стране наделяют не только правами, но и обязанностями, наравне с мужчинами. Большевики создали такую атмосферу, что сами женщины стремятся к мужским подвигам.
По инициативе самой г-жи Демме советские власти решили произвести новый эксперимент. Эту отважную путешественницу назначили начальницей станции на одном из самых северных архипелагов, совершенно необитаемых.
В течение целого года на Северную Землю не сможет прийти ни один корабль, и все это время г-жа Демме вынуждена прожить в избушке с глазу на глаз с тремя мужчинами. Как нам сообщают, г-жа Демме находится в цветущем для женщины возрасте, привлекательна и весьма жизнерадостна.
Романистам, которые, по старым традициям, выбрасывают на необитаемые острова одинокую женщину в компании нескольких мужчин, надо бы послать своих соглядатаев в запорошенную снегом избушку на крайнем Севере.
Если бы это удалось, их романы и фильмы обогатились бы многими колоритными подробностями и увлекательными ситуациями».
Нина Демме в беседе с новомировским публицистом Владимиром Кантровичем, естественно, дает отпор «бульварным писакам». Делает она это, правда, настолько двусмысленно, что кое в каких деталях даже усугубляет сенсационность: «Они еще не знали, что в ушаковской рации всего одна комната. То-то глаза выкатились бы на лоб, - чего только не подскажет испорченное воображение!». Советские журналисты об интимной жизни никогда не пишут, но для Севера, к возмущению полярницы, почему то делают исключение: «<...> Женщина-де слабый пол, а если какая-нибудь проскочила в Арктику через заградительные кордоны мужского покровительства, то должна забыть, что она - женщина, личная ее жизнь - под стеклянным колпаком. Бессмыслица!».
Итоги экспедиции трудно признать успешными. Один из ее участников умер, двое других тяжело заболели.
Поразительно, но Н. Демме даже гордится этим: «К концу зимовки из всех четырех здоровье сохранила я одна. Мирович поддался цинге, Ивлев заболел аппендицитом, Костя не выходил из простуды, а мне - все нипочем». Мужской коллектив, возглавляемый женщиной, оказался фатально подвержен автодеструктивным процессам. Н. Демме слегка намекает на неблагополучие психологического климата, рассказывая о случае, когда «товарищи-мужчины напились, как свиньи», или рассуждая о «неизбежных передрягах»: «"Его величество мужчина" возмущен: он не хочет, чтобы соседство женщины его "возбуждало"».
В своей научно-руководящей деятельности Н. Демме особо выделяет культурно-исторические и биологические компоненты. «Взволнованно и горячо» отстаивает она философию советского феминизма.
«- Существует еще один властный мотив многих поступков в моей жизни. К нам, женщинам, относятся как-то снисходительно. "Женщина должна быть женственной" - часто говорят мужчины. Ненавижу всех этих глашатаев вечной женственности, покровителей, хозяев».
Мужчину полярница настойчиво именует с неприкрытой иронией «его величество мужчина». Ее монолог насыщен советскими идеологемами - «барство», «феодальный», «рабский» и т.п. Только надо учитывать, что в этих терминах описывается конфликт не классовый, а гендерный. В таком контексте сострадания бывшим «хозяевам» ожидать, разумеется, не приходиться. «Идеи свои я привыкла доказывать на деле, собственным примером, - поясняет Н. Демме. - С "его величеством мужчиной" я тоже давно хотела померяться силами. Ну, мыслимо было мне, такой, как я есть, отказаться от начальствования над полярной зимовкой?». Понятным становится то нескрываемое удовлетворение, которое испытывает Н. Демме, перечисляя болезни и слабости своих подчиненных: так незыблемо утверждается ее абсолютное превосходство над мужчинами.
Тезис «женщины - прекрасный человеческий материал для Севера» Н. Демме, будучи биологом по профессии, доказывает с помощью смелой параллели: «Псы - мастера сильного, но короткого напряжения. В дальней экскурсии суки вначале еле поспевают за ними. Но чем длиннее путь, тем отчетливее становятся преимущества сук. Длительное напряжение они выдерживают легче, в их организмах обмен происходит более регулярно. Сука тянет упорно, самозабвенно, даже ободрав лапы. Передовая сука лучше выбирает дорогу, бережется. Псовая упряжка мчит сани слепо, не считаясь с препятствиями, и быстрее выдыхается. В пургу псы ложатся в снег, ни за что их не подымешь. Суки гибнут реже, чем псы» .
Показательна смена эпохальных приоритетов. Роль Прекрасной Дамы советской женщине, конечно, не к лицу. Новый ее статус Н. Демме с шокирующей прямотой определяет метафорой «передовая сука». Проблемы сексизма в экстремальной ситуации в СССР не существовало, но вряд ли это повод для гордости.Оригинал.

Менсплейнинг, Женщины, История

Previous post Next post
Up