Блудницы и искусительницы: Как выходили замуж в Средневековье (I)

Nov 18, 2014 16:10


Хранительница очага

Брак, когда муж и жена любят друг друга, а их права и обязанности равны, сегодня нам кажется нормой, иначе быть просто не может. Но еще пару столетий назад женщины об этом даже не могли мечтать, у них вообще никаких прав не было. Все, что дозволялось женщинам, так это работать по хозяйству.

"Вся жизнь женщины сводилась к управлению этим хозяйством. Фактически, у женщины зачастую просто не было времени даже выйти на улицу", - говорит кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ имени Ломоносова Иван Давыдов.

На протяжении веков мужья распоряжались женами как своей собственностью: легко могли запереть их на замок или сжить со свету, обвинив в измене или воровстве.

"Если речь идет об измене, скажем, простолюдинки, то ее могли просто и повесить, как за воровство яблока, допустим, на главной площади или на окраине города", - утверждает художник-галерист Валерий Переверзев.



Ян Стен. Свадьба Тобиаса и Сарры

Слово мужа в семье всегда было законом - таким был образцовый брак. Но кто и когда решил, что так должно быть, и зачем люди вообще придумали жениться?

Еще 200 лет назад этот обряд был обычным делом - невесты прощались со своим девичеством, семьей, с тем образом жизни, к которому уже никогда не смогут вернуться. Согласно народному обычаю, каждая невеста на Руси должна была искренне оплакать свою беззаботную юность. Этот древний ритуал на протяжении многих веков соблюдался неукоснительно.

После замужества девушка навсегда перейдет в чужой дом и начнет совсем другую жизнь. О ее новом статусе будет говорить даже прическа.

"Очень важным был момент, когда невесте меняли прическу. То есть ей расплетали косы, шла к венцу она всегда с распущенными волосами, а потом ей закручивали волосы, надевали на нее женский головной убор, сверху надевали платок, волосы навсегда прятались под этим головных убором, считалось, что замужней женщине уже волосы свои показывать нельзя публично.

И вот тут она уже превращалась в замужнюю женщину, именно с этого момента, а не, так сказать, с брачной ночи", - рассказывает заместитель директора Государственного республиканского центра русского фольклора Екатерина Дорохова.

Каждая русская невеста проходила через длинную цепочку всевозможных обрядов, и ни одним нельзя было пренебречь. Брак на Руси был центральным событием в жизни каждого человека - особым ритуалом, к которому относились крайне серьезно. Неудивительно, что к замужеству девушки начинали готовиться с детства.

Уже с 10 лет каждая девочка приступала к работе над своим приданым, без него найти себе жениха было очень трудно. Отсутствие своего имущества, как правило, свидетельствовало о бедности девушки, а это автоматически вычеркивало ее из списка завидных невест.

Согласно общепринятым нормам будущая жена была обязана внести немалый материальный вклад в хозяйство мужа. Поэтому большинство девушек проводили всю свою юность за шитьем.



Ян Стен. Свадьба Тобиаса и Сарры
"В первую очередь это подушки, одеяла, полотенца - все это она должна была изготовить своими руками. Она должна была большое количество подарков подарить всем своим будущим родственникам. И вот эти подарки были, в общем, регламентированы. То есть считалось, что жениху обязательно она должна сшить и вышить рубашку. Она дарила большие такие, длинные полотенца, тоже вышитые, его дружкам, их перевязывали этими полотенцами. Кому-то дарила пояса, кому-то - платки", - говорит Екатерина Дорохова.

Чтобы впечатлить будущего мужа, семья невесты в качестве приданого демонстрировала не только шитье, но и домашний скот: чем его больше, тем завиднее невеста. Ну и какое же приданое без по-настоящему ценных вещей, например, сундуков из дерева.

"Все эти предметы, эти коробочки, шкатулки, сундучки, ларец - это все входило в приданое невесты. Сундуки являлись дорогими подарками, распространенными подарками.

Они дарились не только женихом невесте или невестой жениху, отцу выходящей замуж дочери. То есть вот эта традиция делать из сундука подарок - это совершенно нормальное явление. Поэтому они были и подарками, и обязательной составляющей приданого невесте, если она выходила замуж", - объясняет ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Наталья Гончарова.



Павел Федотов. Сватовство майора
Сватовство без невесты

Каким бы богатым имуществом ни обладала девушка, в выборе своего будущего мужа она почти никогда не принимала участия.

"Это действительно были договоры между родственниками, в каких-то ситуациях молодые даже не знали друг друга и не были знакомы. То есть даже я во время полевой своей практики уже застал людей, которые женились, не зная в лицо своих будущих (я разговаривал с женщиной) мужей.

Были браки, когда выдавали молодых девушек за взрослых мужчин, причем не всегда эти браки были неудачными, и довольно часто они действительно были счастливыми", - рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов.

Как ни странно, но роль главных купидонов на Руси играли не родители, а сваты. Именно этим людям, чаще всего родственникам семьи, отец с матерью поручали выбирать судьбу для своих детей.

При этом сваты никогда не руководствовались предпочтениями молодых, при заключении брачных договоров ни любовь, ни симпатия не имели значения. Главной целью было найти выходца из порядочной и состоятельной семьи, без видимых физических недостатков. В остальном - стерпится-слюбится.

"Сватовство всегда происходило поздно вечером, когда уже было темно, в темное время суток. А кое-где даже ночью. Скажем, вот в лесах брянских есть такие села глухие, вот нам рассказывали, что сваты приезжали после 12 ночи. Всех будили и проходили.

Знаете, вот такая обстановка какая-то таинственная: темно, какие-то люди приезжают, потом они целую ночь сидят, что-то беседуют. Родители, в основном отцы (родные или крестные чаще), ударяли по рукам. То есть они скрепляли таким рукопожатием ритуальным свое согласие на совершение брака", - говорит Екатерина Дорохова.



Павел Федотов. Разборчивая невеста
Потом, от этого момента, вот уже когда они договорились, до, собственно, самой свадьбы проходило где-то от двух недель до месяца.

Замуж на Руси издревле выходили в народных костюмах. Никаких белых пышных платьев еще не было. Сарафаны и рубахи шились в традиционных цветах своего региона. Кстати, носились эти костюмы и после бракосочетания: их было принято надевать по любому торжественному случаю в жизни. Редкие экземпляры из гардероба молодоженов прошлого сохранились в Государственном историческом музее.

"В конце XIX века на традиционный русский костюм очень большое влияние оказала городская мода. Что мы можем видеть как раз на этом венчальном костюме крестьянки из Архангельской губернии? Этот костюм сшит по моде конца XIX века, где-то 1890-х годов.

Влияние городской моды сказалось в том, что уже вместо традиционного сарафана и рубахи девушки надевали нарядные костюмы - юбка, кофточка с поясом, что называлось, в общем-то, парочкой", - рассказывает научный сотрудник Государственного исторического музея Александра Цветкова.

Русская свадьба была делом всей деревни. И гуляния продолжались не один день. Но этот праздник предназначался не для молодых, а для родителей, сватов и многочисленной родни. Жених и невеста на свадьбе не веселились, они молчали, ничего не ели и не пили.

Новоявленного мужа во время свадебного застолья нередко волновала только одна мысль: сможет ли он с достоинством пройти испытание первой брачной ночи? Ведь с появлением потомства в то время не принято было тянуть.

"Тут надо тоже понимать, что женихи в то время были неопытные, и соответственно, после всех событий свадьбы у них действительно могло не получиться чисто по неопытности. Есть вообще подозрение, что в традиционном обществе, и в средневековом в том числе, было что-то вроде такого психического заболевания, такого невроза, связанного вот как раз с боязнью магического воздействия, то есть реально женихи боялись этого, подозревали, что это может быть", - считает Дмитрий Громов.

Брачной ночи придавалось большое значение, по сути, это была первая, одобряемая обществом, возможность вступить в интимные отношения, ведь близость до брака осуждалась. Кстати, в некоторых регионах России существовал обычай, когда девушка должна была доказывать свою невинность.



Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
"Очень строго следили, чтобы девушка вела такой образ жизни очень достойный, чтобы с парнями она не гуляла, ничего себе лишнего не позволяла. Обязательно проверяли ее честность на второй день свадьбы. Но, правда, в связи с этим всегда бывает очень много разговоров, как они с женихом там какого-нибудь петуха прирежут, чтобы изобразить, что она была честной", - утверждает Екатерина Дорохова.

Из поколения в поколение

Обычай демонстрации целомудрия молодоженов соблюдался недолго и далеко не во всех регионах нашей страны. На какое-то время об этом и вовсе забыли, пока Петр I не решил вернуть эту традицию для всех придворных дам.

Но самое большое значение нравственности жениха и невесты придавали в средние века в Европе. Церковь, которая имела тогда большое влияние на общество, предписывала вести безгреховный образ жизни до брака.

В Англии даже существовал такой обычай, когда после свадьбы у ложа супругов присутствовал свидетель, который должен был зафиксировать не только консумацию брака, но и подтвердить, что молодожены действительно придерживались строгой морали.

"Вокруг брачного ложа существует очень много мифов и легенд. Такие вещи, как снятие пояса целомудрия, или, например, вот это феодальное право первой брачной ночи.

Что касается специальных людей, которые присутствовали во время брачной ночи, то, скорее всего, была матрона, женщина в возрасте, действительно в ее обязанности входило засвидетельствовать то, что брачная ночь совершилась. Она занималась подтверждением девства самой невесты", - рассказывает магистр истории, соискатель философского факультета МГУ Иван Фадеев.

Сегодня такие свадебные ритуалы кажутся суровыми и довольно унизительными. Впрочем, в истории брака было немало шокирующих обычаев. К примеру, в Древнем Риме муж имел законное право не только полностью распоряжаться жизнью своей жены, но и решать, когда ей умереть.

В те времена судьба женщины была довольно незавидной. Каждая обязана была исполнять любую волю мужа. И не только его: прежде всего, жена зависела от решений патерфамилиса - отца своего супруга и главы всего рода.



Константин Маковский. Под венец
"Это единственный домовладелец, владыка над всем родом, старший из мужчин, и пока он был жив, он, как вождь, решал судьбу каждого члена своего рода. В его руках находилось, в том числе, решение вопроса жизни и смерти новорожденных, причем независимо, эти новорожденные происходили от него или же, скажем, от его сыновей", - говорит Иван Давыдов.

В глубокой древности это была абсолютная власть, которая сравнительно поздно, только в эпоху "законов 12 таблиц", а это где-то VI век до нашей эры, была ограничена. Причем и здесь женщины были поражены в правах. Сохранялась обязательно жизнь первой девочки, а вот с остальными женщинами рожденными могли обойтись весьма жестоко.

Брачные союзы между мужчинами и женщинами на протяжении многих тысячелетий устраивали их родители и родственники. Но когда именно такая модель для заключения браков стала общепринятой? Кто ее придумал? К сожалению, ученые не могут найти ответы на эти вопросы. Мы даже не знаем, когда люди вообще придумали жениться.

"Когда был заключен первый брак на Земле - науке неизвестно. И я думаю, никогда известно не станет. Мы вынуждены ориентироваться на письменные источники, сохранившиеся, в первую очередь, в религиозной традиции. Ну и, согласно Библии, первый брак - это брак Адама и Евы, которые жили в раю, и сам Бог благословил их плодиться и размножаться, населять Землю и владеть ею", - рассказывает Давыдов.

Хотя дата первой свадьбы на Земле нам неизвестна, зарождение некоторых форм брака проследить можно. К примеру, печально известный брак по расчету имеет на самом деле очень солидный возраст: такой тип супружества зародился еще в раннем Средневековье, и тогда это называли династическим или королевским союзом.

Монаршие браки всегда вершились по своим правилам и служили обычно только одной цели - политической. Любой король или царь стремился к выгодным союзам, и самые важные он заключал благодаря брачным договорам с другими правителями.



Сергей Никитин. Выбор невесты
"Любой брачный союз был связан с очень строгими обязательствами, о которых мы не всегда даже можем точно сказать, но совершенно очевидно, что они были. Например, ты всегда мог рассчитывать на поддержку своего зятя, ты всегда мог рассчитывать на то, что твой сват, пусть это даже и венгерский король или польский династ, в случае необходимости, если тебя пытаются свергнуть с престола, например, обязательно тебе придет на помощь и даст военную поддержку", - говорит доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Федор Успенский.

Династические браки помогали решать множество проблем в государстве, в том числе и расширять границы. Так в XII веке король Англии Генрих II стал крупнейшим феодалом в Европе только потому, что очень успешно устраивал браки своим многочисленным детям. В результате он присоединил Нормандию, Анжу, Аквитанию, Гиень и Бретань.

Наследники престолов еще во младенчестве неоднократно меняли своих суженых. Например, королева Шотландии Мария Стюарт в возрасте 12 месяцев брачным договором была обещана сыну короля Англии Генриха VIII - принцу Эдварду.

Через пять лет из-за политического конфликта между государствами регент Шотландии заключил новый брачный договор: шестилетняя Мария Стюарт стала невестой дофина Франциска II в обмен на военную поддержку Франции. Нетрудно догадаться, что мнения самих наследников никто не спрашивал.

"Мнение отца, правящего монарха, и его, если угодно, желания, которые определялись политической необходимостью, в первую очередь, они имели куда большее значение, куда больший вес. Средние века - это не та эпоха, где, скажем так, такие индивидуальные чувства являлись чем-то, что принималось во внимание в первую очередь", - говорит Иван Давыдов.



Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII столетии
Великая княжеская династия Рюриковичей, которая правила Древнерусским государством около 700 лет, также преуспела на ниве династических браков. На протяжении всего Х и XI веков Рюриковичи не только успешно выдавали своих дочерей замуж за видных наследников европейских государств, но и сами брали в жены иностранок. Кстати, породниться с русским княжеским родом в то время считалось очень перспективным.

"Во-первых, династия Рюриковичей и Русь в то время чрезвычайно мощны с военной точки зрения. Русские князья были вооружены, экипированы, может быть, едва ли не лучше других. Поэтому военная поддержка - тут даже обсуждать нечего, на нее можно было рассчитывать и она была очень мощной.

И хотя Русь во многом воспринималась как некая отдаленная территория (не всеми, безусловно, но многими), тем не менее, все-таки, конечно, русская династия обладала известным статусом и известным престижем, поэтому выдать замуж за русского князя свою дочь - это шаг довольно важный", - рассказывает Федор Успенский.

Неравный брак

На протяжении долгих веков игры престолов вершились благодаря династическим союзам, при этом личное счастье монархов никого не интересовало. В средние века вообще мало значения придавали эмоциям и чувствам. Но значит ли это, что все пары были глубоко несчастны в браке? Можно ли вообще построить крепкую семью, не пережив влюбленности в супруга?

"Сексологи очень хорошо знают, что если люди не совпадают по сексуальному фактору, это вообще может никак не отразиться на климате в семье. Люди могут совершенно непонятной сексуальной жизнью жить, далекой от какой-то такой нормативной, вообще никакой не жить, но при этом прекрасно ладить по всем другим факторам. Если вдруг летит какой-то другой фактор, особенно если психологический, сексуальный фактор очень быстро подключается. Так что на самом деле сексуальная функция не так уж и важна, как это ни странно", - говорит кандидат медицинских наук Лариса Штарк.

Удивительно, но модель древних браков многими учеными сегодня признается далеко не самой плохой. К тому же, уверяют нас историки, осмысленная и зрелая любовь между супругами вполне могла существовать, несмотря на отсутствие симпатии и влечения в начале брака. Скорее всего, такой сценарий был нередким.



Василий Пукирев. Неравный брак
Впрочем, как бы то ни было, а брак оставался на протяжении многих веков завидной целью как для мужчин, так и для женщин. Но почему это было так важно? Для девушки союз с мужчиной часто был единственной возможностью получить социальную защиту и сохранить хорошую репутацию. Мужчина при этом почти всегда получал богатое приданое, а иногда и земли, которые принадлежали семье жены.

И все же считается, что прежде всего брак был необходим женщине: хозяйство, во главе которого она становилась, и последующее материнство были единственными сферами жизни, где она могла себя реализовать. Не секрет, что правами и свободами жены во всем мире не были избалованы вплоть до XVIII века.

"Эмансипация женщин начинается с эпохи Возрождения, продолжается в эпоху Просвещения, однако мы можем увидеть и во французском праве эпохи Наполеона отголоски прежней традиции. Скажем, по Кодексу Наполеона женщина не имела права заключать никакие договоры купли-продажи без письменного разрешения мужа на трату денег", - говорит Иван Давыдов.

В дальнейшем, конечно, эта норма была пересмотрена и аннулирована, но если мы будем читать Кодекс Наполеона, мы увидим, что там эта норма сохраняется, дальше идет пометка, что она не применяется, и в конце Кодекса появляется новая фраза, которая регулирует уже современное положение женщины, а именно ее полное равноправие с мужем.

Но в одном женщина не могла добиться равенства с мужчиной: на протяжении всего периода существования института брака ей приходилось мириться с неверностью мужа. Адюльтеры, может быть, не всегда прощались, но браки не распадались.

Все потому, что развод был непозволительной роскошью. Без препятствия женщина могла получить его, только если собиралась до конца дней посвятить себя служению Церкви. Такое право было закреплено за женщиной и во времена Римской Империи, и в средние века, и в эпоху Просвещения.

"Более того, подчеркивается уже христианскими историками, что женщина, добровольно отказавшаяся от брака в пользу христианского служения, приобретала больше социальных прав. Скажем, она имела право свободного передвижения по городу и вне города, если это было связано с ее уже христианской миссией.

Понятно, если она давала обет вечного затворничества уже в монастыре, тогда ее будущая жизнь в монастыре мало чем отличалась от супружеской жизни", - утверждает Давыдов.



Питер Брейгель. Крестьянская свадьба

Источник m24.ru
via Твоя Ужасная Леди (18+)

Интересное, Женщины, Перепост, История

Previous post Next post
Up