На подъезде к Марьиной Горке
Древние культы преемственно связаны с новыми верованиями.
В пределах Беларуси обращает на себя внимание ойконим Марьина Горка, являющийся названием города Минской области Беларуси.
Согласно местному преданию, некий страждущий поселянин воздвиг часовню в честь Пресвятой Девы Марии на возвышенности возле речки Титовка, где издавна собирались местные жители для поклонения языческой богине Маре (Морене, Моране).
Капище Мары, как можно полагать, было одним из главных культовых центров во всех ближайших окрестностях. Иначе не складывались бы легенды о чудесной горе, не справлялись бы здесь тризны, не устраивались пляски даже в новые, христианские, времена вокруг большого камня на вершине возвышенности, о чём сообщалось в таком авторитетном исследовании начала XX века, как «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества».
Имя Девы Марии в легенде сменило именование языческой богини не по созвучию, а вполне закономерно, в силу преемственной связи между почитаемыми субъектами.
Образ Мары в XIX веке сохранял основу всё тех же древнейших представлений эпохи матриархата о Богине-Деве, или Богине-Матери.
Это была великая Мать, Мать Сыра-Земля, с которой генетически были связаны, в частности, образы греческой богини Гекаты и римской богини Цереры, воплощавших производительные силы земли.
Славянская богиня Мара также считалась богиней земли, плодородия, деторождения, но одновременно и богиней смерти. Противоречия в этом нет: архетипы жизни и смерти нельзя рассматривать как противоположности, а нужно воспринимать как два проявления одной и той гениальной мысли Творца.
Богиня Мара не была доброй, но не была и злой. Она управляла установленным свыше, и наши далёкие предки принимали это как должное.
В русских волшебных сказках богиня Мара представлена в образе воительницы Марьи Моревны.
Символами Мары были чёрная Луна и серп, которым она подрезала нити жизни.
Этимологически имя Мара сопоставимо не только со словами мор, смерть, марево, санскритским словом maras - «уничтожение», но и с латинским словом amore - «любовь».
Мара была хозяйкой жизни: она обеспечивала плодородие и рождаемость, она же управляла и смертью.
Но в то же время смерть, которую несла Мара, не была полным прерыванием токов жизни, а лишь переходом в инобытие, началом нового этапа вечной эволюции жизни, то есть смертью не уничтожающей, а рождающей.
Капища в честь богини Мары устраивались на речных берегах и на возвышенных местах у кромки леса вблизи селений, но всегда в мощных «местах силы».
В христианское время прежние места почитания Мары стали называться в разных местностях не только Марьиными, но даже Мавриными и Марфиными Горками.
В Беларуси самой известной по воле истории стала Марьина Горка у речки Титовка (приток Свислочи), давшая название населённому пункту, известному по письменным источникам с XVI века.
© А. Ф. Рогалев. Этнические и географические названия как источник для изучения истории Беларуси. - Гомель: Барк, 2014. - С. 69-89.