Вблизи деревни Артуки Речицкого района Гомельской области есть возвышенность Волчья Гора. Люди уверены, что здесь обитают неподвластные человеку злые силы.
Мрачным местом считается и Волчья Гора, которая находится между деревнями Денисовичи и Липов Калинковичского района Гомельской области.
Жители деревни Май Речицкого района днём стараются обходить Волчью Гору стороной. Ночью же здесь, по рассказам местных жителей, волки собираются стаей и страшно воют. В этой информации ощутимо подсознательное восприятие населением деревни Май отрицательного «места силы».
Жителям деревни Уборки Лоевского района также известна возвышенность Волчья Гора. Однако отношение к этому месту у них вполне нейтральное.
По преданию, на возвышенности когда-то стояла церковь. Сочетание названия Волчья Гора и предания о находившейся на «горе» церкви является косвенным указанием на былое сакральное место, возможно, связанное с культом волка.
Волк был культовым животным у населения, жившего в Верхнем Поднепровье в VII-III веках до новой эры и оставившего после себя «следы» так называемой милоградской культуры (от названия деревни Милоград Речицкого района Гомельской области).
В исторических памятниках сохранилось коллективное имя (этноним) этого населения - невры.
Милоградская культура распространялась от среднего течения реки Березины-Днепровской на севере до реки Рось (Украина) на юге и от Западного Буга на западе до реки Ипуть (бассейн Сожа) на востоке, то есть охватывала и территорию современного Лоевского района.
В известных нам волшебных сказках, например, в «Сказке об Иване царевиче и Сером Волке», восходящей к предшествующему мифу, который был связан с соответствующим культом, волк верно служит герою, является добрым помощником и покровителем человека.
В связи с этим Волчью Гору с находившейся на ней церковью (древним святилищем?) нельзя считать отрицательным «местом силы».
В сказках о животных, которые лишь изредка сохраняют мотивы волшебных сказок, волк уже не является почитаемым зверем.
Двойственное восприятие волка (с одной стороны, священное животное, а с другой стороны, олицетворение свирепости, коварства, жадности, жестокости и зла) отображает, во-первых, разновременное к нему отношение, а во-вторых, устойчивость или неустойчивость культа волка в той или иной местности.
В большинстве известных нам микротопонимов, содержащих основу волк- / волч-, однозначно выражается негативная символика волка.
О былом культе волка свидетельствует и восприятие Волчьего леса жителями деревни Небытов Хойникского района Гомельской области. Люди вполне спокойно говорят о том, что в этом лесу можно встретить волка. Волчий лес вызывает у жителей Небытова положительные ассоциации как место сбора ягод и грибов и традиционное место охоты.
© А. Ф. Рогалев.
Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). - Гомель: Барк, 2012. - 208 с.