Об акции так называемых «Pussy Riot» в так называемом «ХХС» не писал в своё время только ленивый. Признаюсь, меня тоже не раз одолевало это искушение, однако я благоразумно держался - не было цельной картины. И вот, наконец, она полностью сложилась.
Hieronymus Bosch - Der Garten der Lüste (1500, фрагмент) / Igor Mukhin - Pussy Riot (2012, фрагмент). Это мы уже давно проходили.
Итак, что произошло, что хотели сказать нам «художники», что они сказали и как на это отреагировало общество и власть и, главное, что с этим всем теперь делать?
Произошли некие кощунственные, по мнению адептов православия, пляски, формально выглядевшие как молитва к богине об изгнании с поста руководителя государства. Что хотели сказать протестующие своим «панк-молебном»? Они хотели обратить внимание общества на недопустимое, по их мнению, сращивание официального православия с государственной властью.
Как отреагировало общество? Оно раскололось самым жесточайшим образом, самим фактом раскола, количеством выплеснутых эмоций и их длительностью подтвердив актуальность протестного акта и его творческую силу. Почти все посчитали произошедшее недопустимым, однако мнения относительно должного наказания «кощуницам» представляли собой широкий спектр от скромного штрафа за мелкое хулиганство до фарширования горящими углями их естественных отверстий и последующего сжигания грешниц преступниц на костре.
Государство, после долгих судебных мытарств, влепило опознанным фигуранткам плясового дела суровый срок в два года, показательно освободив их при этом за два месяца до истечения фактического срока наказания.
Отступим от собственно «панк-молебна» и скажем пару слов о самом явлении «Православие» и его роли в истории развития России.
Нет особой нужды говорить, что, как и остальные религии, Христианство, органичной частью которого является Православие, суть одна из авраамических религий откровения, а значит не базируется на объективном познании окружающего мира и не подтверждено никакими достоверными научными знаниями. Тенденция такова, что начиная с 19 века влияние х-ва и религий в целом во всём цивилизованном мире и среди образованных людей неуклонно падает. Это логично, поскольку религии откровения не в состоянии объяснить существующие факты биологической и геологической истории Земли, астрономии и многих других современных знаний о мире, как бы изворотливо не старались убедить в противоположном самих себя и окружающих их адепты. Наоборот, сказанное в откровениях прямым образом противоречит этим фактам, в чём нет ничего удивительного, поскольку их создатели были обычные люди, и оперировали они доступными знаниями своего времени. Иными словами, для человечества эти «откровения» сегодня имеют значение не большее, чем какие-либо другие примитивные верования, вроде язычества, культа Вуду или анимализма. Как часть личного хобби - сколько угодно, но как серьёзная основа знаний о мире - категорически нет. Это, кстати, прекрасно понимают сами адепты, в своей повседневной жизни действующие как прожённые материалисты. Никто не будет в здравом уме водить машину или самолёт, полагаясь исключительно на «волю Божию» или отказываться от необходимой хирургической операции, уповая лишь на молитву и чудеса. Несмотря на многочисленные заверения верующих в чудодейственном свойстве иконок и молитв в деле исцеления, от оперативного вмешательства или соответствующей фармакологии отказываются очень немногие.
При этом надо обратить внимание, что разные религии и конфессии неодинаково влияют на общество. Если мы рассмотрим три основных христианских ветви - католицизм, православие и протестантизм, а также страны, где они являются традиционными, то увидим наглядную картину ранжирования по уровню жизни. Лучше всех живут протестанты (последняя версия христианской прошивки). При этом верхние позиции списка по уровню жизни занимают страны, где религия давно потеряла своё значение и была задвинута далеко на задворки общественной жизни. Похуже дела обстоят у католиков - некогда богатейшие страны ныне влачат жалкое существование, за исключением попавшей в конец первой десятки Ирландии (спасибо матушке-Британии). И, наконец, в арьергарде всех христианских конфессий плетутся страны традиционно православные. Какую ни возьми - хоть Грецию, хоть Болгарию, хоть Молдавию - картина чрезвычайно унылая и исключений, вроде Ирландии, нет в этом списке вовсе. Низкий уровень жизни православных стран контрастно бросается в глаза любому беспристрастному наблюдателю. Я специально опускаю нудный и неоднозначный разбор причин такого разделения стран и лишь констатирую результат.
Исходя из этого наблюдения, выбор православия в качестве государственной религии был крупнейшим стратегическим просчётом страны, замедлившим её развитие на сотни лет. Если в Западной Европе с учёными боролись и сжигали их на кострах, то на Руси сжигать было просто некого - до 18 века в ней царил полнейший интеллектуальный вакуум. Разница между открытием первого университета в Европе и в России - около 700 лет. До Ломоносова - ни одного изобретения, ни одного прорыва ни в искусстве, ни в музыке, ни в науке. Пустота. Одно набивание и раскрашивание иконок по каноническим греческим лекалам.
Православие прочно обосновалось на Руси с конца 10 века, став государственной религией. Именно с этого времени оно первым делом обслуживало интересы власти, причём власти любой - от киевских князей и династии Романовых, контролирующих церковь через светского обер-прокурора до большевиков, делавших это через соответствующие отделы КГБ. Некая отделённость РПЦ от государства была лишь в краткий период с 18 по 43 годы 20 века и не на 100%. Что характерно то было время беспрецедентного упадка церкви. Как структура РПЦ не в состоянии жить без опеки государства в принципе никогда и не стремилась к независимому существованию, как к нему не стремится, например бычий цепень. Протестовать против интеграции с государством со стороны «кощуниц» было так же наивно и глупо, как требовать от паразита жить отдельно от своего «хозяина».
Особую пикантность ситуации добавляет то, что, как минимум, половина участвующих в «молебне» «Пусек» считает себя верующими православными христианками, а именно гражданки Толоконникова и Алёхина. Поэтому, на первый взгляд, со стороны произошедшее выглядит как попытка реформации существующей церковной системы религиозными методами (молебном), то есть как внутреннее дело верующих. Поэтому моей первой реакцией относительно произошедшего было: «Free us from Pussy Riot», то есть неприятие всей этой внутрицерковной разборки, вынесенной зачем-то на широкое общественное обсуждение. Напомню, по поводу произошедшего не постеснялись публично выступить люди, не имеющие к православию и христианству вообще никакого отношения, причём их озлобленность на «кощуниц» вызывала изумление и оторопь. От них не отставали и защитники «Пусек». Страсти накалялись и происходящее предстало лабораторным примером того, что религия способна скорее ссорить людей, чем объединять их и играть роль каких-либо «скреп» общества.
Однако мнение своё об акции я со временем изменил. Что же произошло со времён пресловутого «панк-молебна» в феврале 2012 года и вплоть до выпуска оставшихся двух фигуранток дела из колонии? Давайте подведём краткие итоги, для этого достаточно лишь трёх важных вех:
С сентября 2012 года во всех регионах России в школьную программу был включён обязательный предмет «Основы православной культуры», являющийся на деле скрытой церковной пропагандой, учебник по которому написан жрецом того самого культа Кураевым. В этом учебнике детям 10-11 лет, у которых ещё не вполне сложилось критическое и научное восприятие окружающего мира, со змеиной искусностью, характерной в целом для трудов этого автора, по капле вливают яд искажённых представлений, при этом информация подаётся без какой-либо критической оценки, по-религиозному догматически.
С октября 2012 года становится известным, что в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» откроется кафедра теологии. Учёные продолжают бороться, но уже вполсилы. В сентябре 2013 года жрец культа Алфеев прочёл первую лекцию на религиозную тематику в его стенах. О взглядах последнего можно составить мнение, например, по следующей цитате из Википедии: «Выступал с критикой воинствующего секуляризма, призывая христиан Европы к диалогу с представителями секулярного гуманизма по вопросу о духовно-нравственных ценностях. По мнению епископа, «взрывоопасность сегодняшней межцивилизационной ситуации» в значительной степени обусловлена тем, что «западная либерально-гуманистическая идеология, исходя из представления о собственной универсальности, навязывает себя тем людям, которые воспитаны в иных духовно-нравственных традициях и имеют иные ценностные ориентиры». В этой ситуации «религиозным людям необходимо осознать особую ответственность, которая на них возложена, и вступить в диалог с секулярным мировоззрением, если же диалог с ним невозможен - то в открытое противостояние ему».
И, наконец, вишенка на торте - в июне 2013 года приняты поправки об увеличении ответственности, включающие возможность лишения свободы за «оскорбление чувств верующих». Это явная поддержка церковной активности со стороны законодательной власти. Можно легко предположить, что первые осуждённые по этой статье будут явно не оскорбители, например, чувств верующих Пастафарианской церкви.
Список можно продолжить дальше, чего только стоит озвученное недавно желание включить пункт об «особой исторической роли православия» в конституцию (про особую роль см. выше) или фактическое введение штатного духовенства в армии. Я выбрал лишь три характерных факта, ясно свидетельствующих о том, что РПЦ сегодня ведёт последовательное и согласованное наступление на светское общество в России. Отравление умов подрастающего поколения, отравление центров науки и влияние на свободу совести угрозой судебного преследования в широких рамках (незвестно на что могут оскорбиться так называемые «верующие»). Разумеется, что разрешение на эту необъявленную войну против современности было выдано «наместникам Бога» на самом верху государственной пирамиды. Уверен, что при сохранений существующей власти тенденции клерикаризации страны будут только усугубляться, что неминуемо вызовет ответную реакцию.
Исходя из сложившегося «военного положения», акции, подобные «панк-молебну» не могут считаться недопустимыми или внутренним делом прихожан, ведь последние либо с явным удовлетворением взирают на пагубные изменения, либо робко безмолвствуют, попустительствуя им. Пока религиозные вопросы не будут полностью исключены из общественной и государственной жизни и не станут частным делом верующих, у противоположной стороны будет полное моральное право защищаться всеми доступными способами. Думаю, что Россию ждут и более смелые масштабные акции, такие, что «Крестоповал» движения Femen или сожжёные пустые церкви покажутся всего лишь милыми цветочками на фоне их. История начала 20 века нам на это недвусмысленно намекает.
В неотвратимо надвигающемся противостоянии совершенно не важно, каких верований придерживаются исполнители акций сопротивления. От солдата не требуется знать в тонкостях идеологическую базу, разоблачающую мировоззрение противника, достаточно лишь умения нажимать курок и точно попадать в цель. В свою цель Pussy Riot попали безошибочно, за что им честь и хвала.