С.С.:
Есть подозрения, что мои
прогнозы недельной давности начинают сбываться с пугающей даже меня самого быстротой.
Сегодняшняя статья в РБК
"На межбанковском рынке начался кризис из-за повышения ключевой ставки" подтверждает информацию, которая и до меня доходит по ряду каналов: рынок межбанковского кредитования схлопнулся, причем во многом благодаря Сбербанку, который сметает ликвидность с рынка по невиданным ранее ставкам под 30% годовых и выше. Рекомендую
прочитать статью внимательно: кто предупрежден, тот вооружен.
Однако расплачиваться за это, скорее всего, будет вовсе не Сбербанк. Поговорка «пока толстый сохнет, тощий сдохнет» очень точно отражает суть происходящего. Пострадавшими окажутся те, кто, в отличие от Сбербанка, денег на затыкание своих дыр найти не сможет. Сбербанку это удается благодаря имиджу «too big to fail», чего нельзя сказать об остальных.
Наши финансовые власти в этой ситуации сделали два финта ушами, которые могут немного отсрочить момент расплаты, но вряд ли способны эту расплату предотвратить.
Во-первых, ЦБ России принял ряд «мер по поддержанию устойчивости российского банковского сектора», о которых можно прочитать в
пресс-релизе ЦБ от 17 декабря.
В переводе с канцелярского языка на русский основная суть этих мер сводится к следующему: если по докризисным нормативам некоторые банки в нынешних условиях, похоже, уже можно считать банкротами, то ЦБ дает им шанс (в терминах документа - «временное право») пока не признавать этот факт официально. А вдруг выкрутятся? Ну, может некоторые и выкрутятся. А для тех, кому это не удастся, диагнозом станут очереди вкладчиков перед дверями банков, которые, в отличие от бумажных показателей, скрыть станет уже невозможно.
Но это будет не сейчас, а немного позже. «Я подумаю об этом завтра» - сказала Скарлетт.
Во-вторых, Госдума сразу во втором и третьем чтении
приняла законопроект, увеличивающий предельное страховое покрытие банковских вкладов граждан сразу вдвое - с 700 тысяч до 1,4 миллиона рублей.
Это все замечательно. Вот только денег в Фонде Страхования Вкладов сейчас уже втрое (!) меньше, чем было в июне 2013 года. А ведь с тех пор пошло под нож не так уж и много банков, по сравнению с тем, что нас может ожидать. В «нормальных» условиях Фонд формируется отчислениями банков, однако в нынешней ситуации это, боюсь, будет похоже на резервуар, в который вода притекает «по чайной ложке», а утекает мощным напором во все новые и новые дыры. Судьбу такого резервуара предсказать несложно.
Да, по закону государство имеет возможность пополнять Фонд Страхования Вкладов деньгами из бюджета. Но, во-первых, «возможность» еще не подразумевает автоматически «обязанность», во-вторых неизвестно, насколько оперативно это будет делаться (а от скорости пополнения резервуара здесь может многое зависеть), и в-третьих, в этом случае за банкротства банков и выплаты вкладчикам в итоге заплатим мы все в виде увеличения инфляции. Чудес в финансовом мире не бывает, и если куда-то прибудет, то где-то при этом обязательно убудет.
Боюсь, как бы в следующем «комментарии к происходящим событиям» мне не пришлось писать о сбытии еще одного прогноза - паники вкладчиков. Пока еще все относительно тихо (тьфу-тьфу-тьфу!), но, к сожалению, события могут начать разворачиваться стремительно, и мы имеем шанс увидеть не только
второй акт Марлезонского балета, но и третий и последующие.
Другие мои ресурсы: ■
Facebook ■
ВКонтакте ■
Twitter ■
YouTubeЖЖ-сообщество
my_fin