Про рейтинги

Jan 15, 2009 09:56

Здравствуйте!

Не могли бы Вы рассказать о рейтинговых агентствах.

1. Как возникли и зачем публикуются рейтинги?
2. Несут ли ответственность агентства в случае банкротства компаний?
3. Насколько прозрачны методы расчета рейтингов?
4. Не являются ли рейтинги просто средством для рекламы?

С уважением,
Олег



С.С.:
Подробный материал про рейтинги есть в курсе "Управление личными финансами", да и в рассылке я эту тему уже много раз поднимал, поэтому ограничусь ответами на поставленные вопросы.

1. Рейтинги возникли очень давно. Например, компания Standard&Poor’s, ведущая свою историю с 1860 года, начала присваивать кредитные рейтинги с 20-х годов прошлого века. История Fitch Ratings и Moody’s также насчитывает уже несколько десятилетий.
Инвесторам рейтинги позволяют оценить риски вложений в долговые инструменты эмитентов.
Эмитентам наличие рейтингов позволяет привлекать финансирование по приемлемым процентным ставкам.

2. Никакой ответственности в случае банкротства компаний рейтинговые агентства не несут. Дело в том, что рейтинги являются не ответом на вопросы типа "будет или не будет дефолт?", а оценкой ВЕРОЯТНОСТИ банкротства. А вероятностный подход всегда допускает возможность любого события, просто его вероятность может быть выше, а может быть ниже.
К примеру, в начале 1998 года рейтинговые агентства оценивали вероятность дефолта Российской Федерации в течение ближайшего года на уровне менее 3% (разные агентства давали разные оценки). Дефолт, как известно, в августе 2008 г. произошел. Однако, с точки зрения рейтинговых агентств это означало не неправильность их оценок, а лишь тот факт, что Российская Федерация в данном случае попала как раз в эти самые 3%.

3. Методы расчета рейтингов непрозрачны. Более того, они являются своего рода "кnow-how" рейтинговых агентств, их детали хранятся в секрете.

4. Нет, рейтинги - это не форма рекламы. Для рекламы они слишком дороги. Кроме того, рейтинги претендуют на объективность, обоснованность оценок, использование математических моделей и большого объема статистических данных. Присвоение рейтингов подразумевает тщательное и дорогостоящее исследование (за проведение которого, собственно, рейтинговые агентства и берут большие деньги, а вовсе не за его результат).

Часто задают еще прямой вопрос: насколько можно доверять рейтинговым агентствам в их оценках?

Проблема в том, что им, по сути, нет альтернативы. Либо доверяй, либо проводи исследования самостоятельно, к чему не готовы 99,9% инвесторов, включая и инвесторов очень крупных, вроде правительств и центральных банков разных стран. Поэтому инвесторы могут ругаться, плеваться, обвинять рейтинговые агентства в некомпетентности, продажности и прочих смертных грехах, но все равно они на оценки рейтинговых агентств, как правило, ориентируются.

рейтинги

Previous post Next post
Up