Прогнозы и итоги

Dec 28, 2023 21:03

Прогнозы и итоги

Год назад российские инвесторы оказались перед непростым выбором. И в канун наступающего 2023 года я написал пост, где описал варианты, доступные российским инвесторам. Сегодня, я хотел бы подвести итоги и посмотреть, как оправдались прогнозы. Вначале - мой пост годичной давности, а после него - подведение итогов.

***
Про некоторые итоги 2022 года

Сразу напишу: писать буду именно об инвестициях и инвестиционных рисках. Понимаю, что многим сейчас стало вообще не до инвестиций, и многих сейчас беспокоят совсем другие заботы и другие риски, но это, скорее всего, не те вопросы, в которых я компетентен давать советы, и которые я вообще вижу возможность обсуждать без риска скатиться к бессмысленному и бесполезному срачу в комментариях. Поэтому сегодня - только об инвестициях.

Пожалуй, главный итог 2022 года для инвестора (и особенно российского инвестора) - резко выросшие трансграничные риски.

Еще год назад о трансграничных рисках мало кто всерьез задумывался. Нет, продвинутые инвесторы, вероятно, слышали про сложности с зарубежными инвестициями у граждан Кубы, Ирана и Северной Кореи. Слышали и про проблемы у отдельных олигархов. Но все это казалось несерьезным, было где-то очень далеко, а в возможность лично столкнуться с рисками инвестиций в зарубежные активы со стороны рядовых граждан очень мало кто верил. Как правило, риск того, что что-нибудь начудят, уронят или заморозят внутри России еще год назад большинству людей представлялся куда более высоким, чем риск отказа выплат со стороны международной финансовой системы. Казалось, что доверие крупнейшим международным институтам не может ставиться под сомнение.

Оказалось, что может. Похоже, что для большинства российских инвесторов в 2022 году проблемой стали именно реализовавшиеся трансграничные риски.

Российская финансовая система, напротив, продемонстрировала весьма высокую степень устойчивости в свете свалившихся на нее внешних воздействий. Рубль по отношению к основным мировым валютам в конце 2022 года стоит дороже, чем в конце 2021. Падение российского фондового рынка кажется высоким в абсолютных цифрах, но его масштаб вполне сопоставим с падением многих других фондовых рынков планеты. Аналогичная ситуация и с инфляцией - она выросла, но для 2022 года она не является уникальной в сравнении с ведущими западными странами. Очередной мировой финансовый кризис (это уже пора называть так) затронул практически всех, а не только Россию.

В этих условиях, очевидно, подходы к международной диверсификации нужно пересматривать - и, похоже, надолго. Инвестору придется учитывать не только плюсы международной диверсификации, выражающиеся в снижении рыночных рисков, но и опасности (риски) международной диверсификации - риски заморозки или даже ареста активов, невозможности совершать операции, вплоть до потери инвестированных в другие юрисдикции (или через другие юрисдикции) денег. Ряд таких рисков в 2022 году реализовался, но никто не может гарантировать, что на этом все закончилось.

Относительно безопасно инвестор далее может себя чувствовать лишь под защитой родной для себя юрисдикции (где, разумеется, всегда остаются другие, внутренние риски, но они носят уже совсем иной характер).

У российского инвестора сейчас, по сути, есть три варианта.

Вариант 1. Полностью отказаться от международной диверсификации, концентрируясь на инвестициях внутри России. В этом случае можно собрать портфель, диверсифицированный по классам активов - акции, облигации, депозиты, денежный рынок, драгметаллы, недвижимость… Очевидным риском этого варианта видятся внутренние риски России - риски ухудшения ситуации внутри страны. Не стану отрицать, такие риски есть, и они в последнее время выросли. Насколько критично - оценивать не возьмусь.

Вариант 2. Оставаясь в целом тесно связанным с Россией, все же использовать возможности трансграничных инвестиций, пользуясь тем, что далеко не все каналы работы с т.н. Западом перекрыты. Это могут быть операции через СПБ-биржу, Interactive Brokers и редких других зарубежных брокеров, еще обслуживающих россиян, оставшиеся варианты unit-linked, редкие БПИФы, которым не перекрыты возможности работы с зарубежьем... Общими для всех перечисленных случаев являются риски возможных дальнейших санкций с закрытием возможностей управления этими активами. Насколько высоки такие риски? Мне они видятся высокими. То, что сделал Евросоюз, перекрыв операции своих депозитариев с НРД, в любой момент могут повторить и США, и любые другие страны.

Вариант 3. Лично перемещаться за пределы России, получать вторые/третьи паспорта, ВНЖ и т.п., выводить капитал, и далее инвестировать под защитой иной юрисдикции. Проблема всех подобных вариантов в том, что они:
a) требуют изменения образа жизни,
b) весьма дороги,
c) долгие по времени,
d) имеют риски и сложности на этапе перемещения капитала и его легализации,
e) не гарантируют результата.
Более того, для многих такие варианты могут быть просто неприемлемы по личным причинам.

Есть и еще один неочевидный риск - риск углубления деглобализации, в результате чего я бы не стал исключать возможностей разрыва связей не только по линии США-Китай, но даже по линии США-Евросоюз и внутри Евросоюза, в результате чего вы рискуете все равно остаться без международной диверсификации, но уже в привязке к какой-либо иной стране. Здравые оценки рисков таких вариантов на среднесрочное будущее сейчас вообще нереалистичны.

Какой из вариантов выбрать лично вам? Увы, универсальные советы здесь невозможны, поскольку решения должны учитывать десятки-сотни глубоко личных для вас причин.

Риски всех трех вариантов мне кажутся запутанными и резко выросшими, но наиболее рискованным я бы назвал второй вариант. Попытка «и рыбку съесть, и на елку влезть, и ничего себе не поцарапать», попытка усидеть сразу на двух стульях в условиях, когда эти стулья с двух сторон усиленно растаскивают, мне не кажется хорошей идеей. Весь год я регулярно вспоминал короткий анекдот: «Раздался выстрел. Кэт упала. Штирлиц насторожился». Выстрел уже произошел, много инвесторов лишилось возможности доступа к своим активам, и инвестировать аналогичным образом за рубеж дальше из расчета, что следующих выстрелов не произойдет? Ну, так себе идея. Не для меня.

Что интересно, концепция распределения активов по классам активов во всех трех вариантах продолжает работать и быть актуальной. Поэтому, если вы еще не знакомы с основными идеями и правилами распределения активов - стоит познакомиться.

Еще один вариант, который я бы вообще не рекомендовал рассматривать - вариант «выйти в кэш», пересидеть, подождать и т.д. и т.п. В условиях роста инфляции по всему миру этот вариант будет гарантированно проигрышным.

Аналогично проигрышными, на мой взгляд, окажутся попытки сберечь свой капитал в нетрадиционных и авантюрных формах вложений, вроде крипты.

В любых вариантах ближайшие годы для инвесторов, похоже, окажутся непростыми, поскольку рост трансграничных рисков накладывается на рост классических (рыночных, кредитных, валютных и прочих) рисков по всему миру. Нервы инвестору будут трепать все виды рисков одновременно.

Впрочем, а когда было легко? 😊

Пожалуй, главное, что я хочу пожелать инвесторам в новом, 2023 году - принятия обдуманных, взвешенных решений. Как это было всегда в периоды потрясений, основные капиталы будут теряться в результате панических, необдуманных, непрофессиональных действий.

Держитесь курса!
***



Это был предновогодний пост конца декабря 2022 года. А теперь давайте посмотрим, к чему привели три варианта, описанные в нем.

Вариант 1: сконцентрироваться на инвестициях внутри России. Результаты такого подхода в 2023 году я назвал хорошими. Судите сами - модельный «Портфель лежебоки» из чисто российских активов за 11 месяцев 2023 года показал результат +36,7% (а за декабрь, возможно, прибавит и еще, хоть и немного) при инфляции за тот же срок +6,7% (по итогам года ожидается около 7,5%). Последний раз такую весомую прибавку «Лежебока» показывал в далеком 2009 году - также в результате восстановления после серьезного кризиса 2008 года.

Вариант 2: попытаться усидеть на двух стульях, оставаясь в России и продолжая инвестировать на Запад. Как я и предупреждал, как минимум часть таких вариантов (инвестиции через СПБ-биржу и ПИФы, инвестирующие через активы, торгующиеся на СПБ-бирже) закончилась плохо. Некоторые другие варианты пока продолжают работать, но мой совет остается прежним - не искушать судьбу в условиях ухудшающихся внешних условий.

Вариант 3: перемещаться за пределы России и инвестировать под защитой иной юрисдикции - в целом был скорее неплох для тех, кто был к нему морально и материально готов. Из минусов этого варианта - издержки релокации резко выросли, и продолжают расти, поэтому не для всех этот вариант доступен - для одних по моральным, а для других - по материальным соображениям.

Во всех вариантах понимание концепции распределения активов должно было оказаться полезным вам.

Вариант «выйти в кэш», пересидеть, подождать и т.д. и т.п., как я и писал, оказался очень плохим - инфляция растет, и не только в РФ.

Вариант с криптой в 2023 году удержался на плаву и даже принес неплохие доходы её обладателям, однако, регулярные происходившие в течение года скандалы в этой сфере показывают, что риски остаются крайне высокими. Мой взгляд на крипту не изменился, я не рекомендую участвовать в этой игре в «последнего дурака».

Главное мое прошлогоднее пожелание - принимать обдуманные, взвешенные решения, и в новом, 2024 году остается актуальным.

Держитесь курса! Тем более, что и далее штормить, похоже, будет сильно.

прогнозы

Previous post Next post
Up