Финские специалисты не видят естественного объяснения того, что российский транспортный самолёт изменил свой курс. Поэтому причину странного маршрута ищут в обострившейся ситуации в Европе.
Маршрут российского самолёта, летевшего из Москвы в Лейпциг. Изображение: Flightradar, Harri Vähäkangas / Yle
Yle, 17.01.2022. Mika Mäkeläinen В субботу вечером над Финляндией пролетел большой российский транспортник, чей необычный маршрут вызвал в социальных сетях подозрения относительно целей этого полёта.
Опрошенные по телефону военный специалист и эксперт по безопасности считают, что полёт носил либо демонстративный, либо разведывательный характер. Они считают, что это связано с обострившейся ситуацией в Европе.
Летевший из Москвы в сторону Мурманска самолёт повернул над Белым морем на запад и направился в Лейпциг.
Над Финляндией его курс пролегал от Суомуссалми до Турку. Вблизи этого маршрута располагается гарнизон Ювяскюля, где базируются штаб воздушных сил и отдел разведывательного управления Сил обороны. Так же на пути самолёта находился военный аэродром в Ямся.
Курс и подробности полёта были
зафиксированы на портале Flightradar24. Самолёт получил разрешение на полёт и над Финляндией летел на высоте, обычной для пассажирских лайнеров, - порядка 8,5 км.
Опрошенные Yle специалисты не видят этому внезапному изменению курса ни одного естественного объяснения.
- Не могу придумать такого, маршрут слишком необычный, - говорит один из экспертов.
Ещё один военный эксперт, долгое время наблюдающий за российскими ВВС, сходится с ним во мнении.
- Признаться, приходит мысль о том, что таким образом испытывается реакция финских властей в чрезвычайной ситуации - по курсу располагаются чувствительные объекты.
Обычно маршрут из Москвы в Лейпциг пролегает через юг Прибалтики.
Подробности полёта зафиксированы на портале Flightradar24. Изображение: Flightradar24
Воздушные силы Финляндии воздерживаются от комментариев
Оба эксперта согласились на интервью Yle лишь на условиях анонимности, поскольку в силу своих должностей не имеют право давать оценки публично.
Летевший в Германию Boeing 747-8HVF принадлежит авиакомпании AirBridgeCargo, базирующейся в Москве. Компания называет себя крупнейшим российским грузовым авиаперевозчиком. Лейпцигский офис авиакомпании на звонки Yle не ответил.
Финляндия не входит в сеть маршрутов компании, но этот же самолёт ранее совершал посадку в аэропорту Хельсинки - Вантааа.
Опрошенный эксперт по безопасности обращает внимание на то, что это - обычный транспортный самолёт, не оснащённый антеннами или радарами, характерными для разведывательных самолётов.
Если бы подобное оборудование было установлено специально для этого полёта, оно было бы обнаружено при идентификации самолёта. Эксперт отмечает, что в случае необычных полётов для идентификации и съёмки в воздух обычно поднимают истребители Hornet.
Воздушные силы Финляндии не сообщают, сопровождали ли этот борт истребители.
Не комментируют они и другие подробности. На запрос об интервью они ответили по электронной почте: представитель Воздушных сил Йони Малкамяки заверил, что «Воздушные силы наблюдают за воздушным пространством Финляндии в режиме 24/7».
Ранее Boeing 747 авиакомпании AirBridgeCargo прилетал в аэропорт Хельсинки - Вантаа. Изображение: Flightradar
Полёт может носить «демонстративный» или разведывательный характер
Специалист по безопасности не исключает возможности, что полёт мог оказаться демонстративным.
- Речь может идти о демонстрации - Россия захотела провернуть такой необычный фокус, чтобы у противоположной стороны волосы встали дыбом, - говорит он.
Также речь может идти о разведке. Реакция Финляндии на исключительный полёт может дать России представление о возможностях и подготовленности страны.
- Создаётся раздражитель, позволяющий увидеть, как на него отреагируют средства слежения или воздушные силы.
Военный эксперт не исключает, что целью был сбор информации о действиях финских истребителей: откуда те вылетают для идентификации и куда возвращаются.
Он отмечает, что «хорнеты» при необходимости могут лететь на предельно низкой высоте и оставаться незамеченными для наземных российских радаров. В то же время, если Россия подняла бы в воздух оснащённый радарами самолёт, его бы в Финляндии засекли.
Эксперт говорит о том, что Россию могут интересовать не только воздушные базы, но и учения наземных войск, однако вряд ли авиаразведка может дать России больше данных, чем наблюдения со спутников.
Другой эксперт считает разведывательные цели полёта весьма возможными, поскольку необходимое для этого цифровое оборудование сегодня может быть незаметным. И всё же политический «тест» он считает более вероятным объяснением.
- В первую очередь в голову приходит политико-психологическая проверка, во вторую - использование «безобидного» самолёта для разведки.
По его данным, подобные загадочные полёты транспортников Россия практиковала и раньше.
Россия может пытаться запутать общую картину
Специалист по безопасности не исключает, что полёт мог стать частью действий России, связанных с обострившейся ситуацией в Европе и особенно на Украине.
- Возможно, таким образом они пытаются запутать общую картину, - говорит он.
Отдельные явления, такие как появление десантных кораблей в Балтике или дронов над шведскими АЭС, российские военные учения и ограничения на полёты, которые выглядят трудными для понимания, в совокупности призваны скрыть истинные намерения России.
- Цель России - странными действиями повлиять на трактовку происходящих событий.
Читайте также:
Финляндия и Швеция готовы к обострению на Балтике - финский эксперт «Война на Украине может расшириться» - директор Института международных отношений Финляндии