О судьбе финских музыкантов, оказавшихся в советской Карелии при Сталине

Dec 29, 2020 15:06


В  30-е годы в Петрозаводске у всех было на слуху имя Карла Раутио. В 1922  он из Калифорнии приехал в советскую Карелию, которой руководил Эдвард  Гюллинг, и стал преподавателем музыки и пения в Петрозаводском  педагогическом техникуме.



Фото: Raution perhearkisto. Karjalan tasavallan kansallinen arkisto

Yle, 29.12.2020. Laila Tarpila

Благодаря  усилиям Карла Раутио в техникуме был основан первый смешанный хор  советской Карелии. Также там появился оркестр, состоявший из  преподавателей и учащихся.



Петрозаводское  музыкальное училище, в 1971 получившее имя Карла Раутио, открылось в  1935. Раутио оказался одним из немногих музыкантов - американских  финнов, выживших во времена сталинских репрессий.

Профессор Пекка Суутари  из Университета Восточной Финляндии общался с пожилыми финскими  музыкантами, приехавшими из Америки, в 1993 в Петрозаводске. Вот что он  рассказывает о Карле Раутио:

- Раутио  был очень энергичным организатором. Везде, где он появлялся, он  создавал оркестры и хоры, люди начинали работать вместе и создавать  музыку. Про оркестр педагогического техникума говорили, что для  тогдашних условий это был оркестр очень высокого уровня. Он умел  исполнять сложные произведения.



Карл Раутио (второй слева) и другие карельские композиторы: С. Ефимов, Леопольд Теплицкий, Рувим Пергамент и Лаури Йоусинен, Ленинград, 1936. Фото: Karjalan tasavallan kansallinen arkisto

Трубач Калле Раутио: из Похьянмаа в Америку

Карл  Раутио родился в деревне Унтамала в 1885. Когда Карл - Калле - был  маленьким, его отец Эрик Раутио с 6 старшими сыновьями отправился на  заработки в Америку.

Калле  остался с матерью в Финляндии. Зимой он ходил в народную школу, а летом  пас деревенский скот. Он научился играть на рожке и аккомпанировал на  нём во время субботних танцев. В армейском оркестре он овладел трубой.

Америка  неприветливо встретила отца семейства Эрика Раутио. Он вернулся в  Похьянмаа больным и вскоре умер. Здоровье старшего сына Иисакки тоже  было подорвано.

Средства  семьи Раутио уходили на врачей, долги росли, и 18-летний Калле,  оставшийся в семье единственным мужчиной, оказался перед лицом больших  трудностей.

В 1903 Калле Раутио принял решение: продал дом и отправился в Америку. Он надеялся получить музыкальное образование.



Детский оркестр финских переселенцев в Америке, 1920. Руководитель - Калле Яухиайнен. Фото: Työväen arkisto

Но  в Америке нужны были средства к существованию. Поскольку музыка доходов  не приносила, Карл был вынужден устроиться шахтёром, и первые 10 лет в  Америке проработал на шахтах Монтаны и Юты.

Однако  музыку он не оставил. Вечерами он играл на трубе в рабочем духовом  оркестре и учился на заочных музыкальных курсах в Чикаго.

В  1905 Карл Раутио стал помощником инспектора на шахте. В 1907, на 4-й  год в Америке, он возглавил шахтёрский духовой оркестр и тогда же  женился на американской финке Хильде Хаарала.

Раутио  становился известен как музыкант, и в 1912 его пригласили музыкальным  руководителем в финский рабочий клуб в городе Астория (Орегон).

В  1916 Раутио закончил чикагские музыкальные курсы и на следующий год  приступил к изучению музыки в университете Беркли в Калифорнии. Учёба  стала возможной благодаря финансовой поддержке со стороны рабочего клуба  Астории.

Спустя  4 года учёба была завершена. Он занялся сочинительством, но вскоре  настало время больших перемен. Примкнувший к коммунистической партии  Карл Раутио в 1922 перебрался в советскую Карелию.

Из Калифорнии - в советскую Карелию, строить идеальное общество

До  отъезда в Советскую Россию в числе первых американских финнов Карл  Раутио успел прожить в США почти 20 лет. На новую родину он прибыл на  рыболовецком судне, пришвартовавшемся в Беломорске. Оттуда он отправился  в Петрозаводск.

Вслед  за Раутио в советскую Карелию приехала его жена Хильда с двумя  сыновьями. Однако ей в Петрозаводске не понравилось, и вскоре она с  детьми вернулась в США.

Карл остался в Петрозаводске и в 1925 женился на Ауне Виртавуори, которая была на 20 лет его моложе.



Ауне и Карл Раутио с детьми - Хейно и Эриком в 1929. На заднем плане сёстры Ауне. Фото: семейный архив Раутио

- На  одном корабле с Карлом Раутио приплыл скрипач Лаури Йоусинен, который в  20-е работал преподавателем физики в Петрозаводском педагогическом  техникуме, в то время как Раунио стал преподавать там музыку, - рассказывает Пекка Суутари.

Лаури  Йоусинен родился в Канта-Хяме. Он был сыном рабочего, имел 3 класса  образования в народной школе и перепробовал множество профессий.

Перед отъездом в советскую Карелию Йоусинен успел год проучиться игре на скрипке в Чикагской консерватории.

В Петрозаводске Карл Раутио и Лаури Йоусинен занялись организацией городской музыкальной жизни.

Эдвард Гюллинг - «император Карелии»

Когда  Карл Раутио и Лаури Йоусинен приехали в начале 20-х в Петрозаводск,  советская Карельская республика только зарождалась. Руководил ей финн,  председатель совета народных комиссаров Автономной Карельской ССР Эдвард Гюллинг.

Родившийся  в Куопио в 1881, Эдвард Гюллинг был финским учёным, доктором философии и  доцентом экономики. Изначально Гюллинг выступал против революции, но с  началом гражданской войны в Финляндии в конце января 1918 примкнул к  руководству красных.

Когда в мае война завершилась победой белых, Гюллингу удалось скрыться и тайно перебраться в Стокгольм.

Весной 1920 глава Советской России Владимир Ленин пригласил Гюллинга в Петрозаводск.



Эдвард Гюллинг с женой Фанни и одной из дочерей в Стокгольме, 1920. Фото: РГАСПИ

Национальная политика была одним из основных инструментов большевиков.

- В  царской России национальность не имела значения. Однако многие не  были русскими, и было важно, чтобы эти национальные меньшинства  поддержали революцию.

Гюллинг  собрал в руководстве советской Карелии коммунистов, бежавших из  Финляндии после гражданской войны. Под его началом осуществлялась  политика, целью которой стало усиление экономической независимости и  превращение карельского населения в финноязычное.

В  июне 1920, за неделю до начала переговоров между Финляндией и Советской  Россией в Тарту, была основана Карельская трудовая коммуна. Это было  сделано по предложению Эдварда Гюллинга и хорошо увязывалось с идеями  Ленина.



Фанни Гюллинг с детьми 4 мая 1921 в порту Стокгольма перед отплытием в Советскую Карелию. Фото: РГАСПИ

Карелы превращаются в финнов

Национальная политика в советской Карелии проводилась под руководством Гюллинга.

- Финский  и карельский языки близки, и благодаря этому подчёркивались и братские  отношения народов. Карелов стали воспитывать в соответствии с этим  несколько надуманным предлогом, а официальными языками стали русский и  финский.

- Финскому  языку отдавалось предпочтение в ущерб карельскому. В советской Карелии  стали издаваться газеты на финском. Но уровень грамотности был низок,  так что срочно необходимо было организовывать школы.



Средняя школа №2 в Петрозаводске была финской. Второклассники на уроке, 1935. Фото: Karjalan tasavallan kansallinen arkisto

Изначально учителей пригласили из Ингерманландии.

- Использование  финского языка стало педагогическим и политическим выбором: у  карельского языка не было оформившейся литературной нормы. Разумеется,  финноязычным руководителям, интеллигенции и учителям, перебравшимся в  Карелию, проще было пользоваться финским языком, когда были подготовлены  соответствующие учебники и материалы.

- С  другой стороны, с современной точки зрения был в этом некоторый  колониализм. При преподавании финского игнорировались языковые  потребности народа и возникал риск, что карельский останется лишь  разговорным языком земледельцев.

Легче финский язык воспринимали в Беломорской Карелии, где карельский был к нему наиболее близок.

Но  на Олонецком перешейке, где говорили на ливвиковском диалекте, это было  не так просто. Население протестовало. С большей охотой люди учили  русский, нежели финский.



Преподаватели Петрозаводского педагогического техникума на сельхозработах, 1935. Фото: Karjalan tasavallan kansallinen arkisto

Эдвард Гюллинг поручает задание Карлу Раутио

Карл  Раутио руководил музыкальной деятельностью в техникуме на протяжении  всех 20-х годов. Несмотря на то, что оркестр был любительским, к началу  30-х он достиг настолько высокого уровня, что Раутио получил от Гюллинга  поручение собрать симфонический оркестр Петрозаводска.

Летом 1932, по  решению народного комиссариата Карельской республики №1208, начал свою  работу симфонический оркестр карельского радио. Финансирование он  получал из Москвы.

- Как  минимум половина музыкантов в нём были финны, в основном американские,  которые тысячами приезжали в Карелию в предыдущие годы.



Американские финны по пути в Советский Союз, в английском порту. Фото: Gloria Huttusen arkisto

- Многие  в Америке ходили в школу и там играли на музыкальных инструментах,  которые привезли с собой. Самых способных Раутио отобрал в оркестр.

Первое публичное выступление оркестра прошло 30 сентября 1933. В программе была 4-я симфония и Итальянское каприччо Петра Чайковского.

Изначально в оркестре было 18 музыкантов, затем стало 40, дирижёром в нём помимо Раутио стал русский музыкант Леопольд Теплицкий.



Симфонический оркестр радио Автономной Карельской ССР и его основатель Карл Раутио (на переднем плане, слева от микрофона) в радиостудии в 1932. Фото: Väinö Rintalan perhearkisto

Оркестр  выступал с классической программой, в основном это был Чайковский,  Шуберт и Сибелиус, но исполнялись также произведения и аранжировки Карла  Раутио, Леопольда Теплицкого и Рувима Пергамента.

- Музыка  карельских композиторов была красочная и романтичная - как музыка к  кинофильмам того времени. В мелодиях Раутио была некоторая наивность,  корни которой лежали в народной музыке. Его оркестровая музыка по стилю  напоминала переложения народной музыки.

В кузове грузовика несмотря на проливной дождь

Кроме  концертов в Птерозаводске, оркестр радиокомитета гастролировал и с  выступлениями для простого народа и рабочих по всей Карелии.

Однажды  оркестр под сильным дождём отправился в кузове грузовика в Олонец.  Несмотря на наличие навеса все музыканты промокли насквозь, пока  добирались до места. В холодном классе местной школы развели костёр,  развесили одежду сушиться и устроили танцы. Концертмейстер Лаури  Йоусинен собрал денег и купил водки.

В  соответствии со своим названием оркестр постоянно звучал на радио.  Студия располагалась на первом этаже здания почты. Каждый день в  полночь, когда трансляция заканчивалась, музыканты собирались в студии и  исполняли Интернационал.

Затем  кто-то сжалился над музыкантами, и Интернационал записали на пластинку.  Но пластинка разбилась - возможно, не случайно - и музыканты снова  стали каждую ночь приходить в здание почты.



Симфонический оркестр радио под руководством Леопольда Теплицкого выступает на днях карельского искусства в Ленинграде, 1937. Архивное фото

История Леопольда Теплицкого

Леопольд  Теплицкий родился в Киеве в 1890. С 16 лет он содержал родителей и  братьев, играя на фортепиано, после того как его отец утратил  работоспособность.

Днём  Леопольд аккомпанировал на танцах, а вечерами развлекал посетителей  ресторанов. Со временем Теплицкий стал дирижёром ресторанного оркестра.



Дирижёр и композитор Леопольд Теплицкий в 20-е годы. Архивное фото

В  1915 Теплицкого приняли в Санкт-Петербургскую императорскую  консерваторию. Он учился игре на фортепиано, композиции и дирижированию,  после чего стал дирижёром «Лебединого озера» в Мариинском театре.После  революции Теплицкий выступал с оркестром перед Лениниым и высоким  партийным руководством на втором конгрессе Коминтерна.

Также он дирижировал оркестром на 15-м партийном конгрессе в Москве, где в числе зрителей оказались Сталин и представители партии.

Работу  дирижёра Теплицкий совмещал с игрой на пианино в кинотеатрах. Благодаря  этому его направили в Америку ознакомиться с тем, как проходит  аккомпанемент к фильмам.

- Главный идеолог советской политики в области культуры Анатолий Луначарский  послал его в США, чтобы тот познакомился там с джазом, привёз ноты,  инструменты и новые веяния. Его задачей стало дать Советскому Союзу  новую музыкальную культуру.

Будучи  в Америке, Теплицкий выступал на международной выставке в Филадельфии, в  ресторане при советском павильоне. В числе прочего ему довелось  поиграть в ансамбле известного джазового музыканта и дирижёра Пола Уайтмена.

Вернувшись  из Америки, Теплицикй основал в Ленинграде джазовый оркестр, который  стал пользоваться успехом. Во время гастролей в 1927 оркестр выступил в  Ленинградской филармонии.



Джазовый оркестр Леопольда Теплицкого в 1927. Архивное фото

В  1928 удача изменила Теплицкому. Писатель Максим Горький опубликовал в  «Правде» разгромную статью, в которой назвал джазовый оркестр  «идиотским», а музыкантов - сошедшими с ума на ceкcyaльной почве,  утверждая, что Теплицкий размахивал перед музыкантами «огромным  фaллoсoм».

В то же время отправивший Теплицкого в Америку Луначарский лишился своего положения.

У  Теплицкого и раньше возникали сложности с советской властью. Всё  осложнялось тем, что в Америке у него были родственники, а во время  поездки туда он встречался с русскими композиторами-эмигрантами.

В  1930 Леопольда Теплицкого арестовали как шпиона. Его отправили в лагерь  на Соловки, а оттуда - на строительство Сталинского канала в Карелии.

Он  находился в заключении 2 года. После освобождения в 1932 обосновался в  Петрозаводске. Теплицкий стал главной фигурой музыкальной жизни города, и  помимо оркестра карельского радио возглавил ансамбль «Кантеле».

Читайте также:

Жизнь как выживание: карельский музыкант написал книгу о непростой судьбе финнов, бежавших в СССР в 30-е  

история, композиторы, музыка, дирижеры, ссср, карелия, сталин, интересные факты, джаз, финны, петрозаводск

Previous post Next post
Up