Керсти Кальюлайд считает, что Эстония готова отстоять свою свободу в любой ситуации.
Керсти Кальюлайд. Фото: Mattias Tammet / Vabariigi Presidendi Kantselei
Verkkouutiset, 12.12.2020. Heikki Hakala Несмотря на то, что в подходах к решению вопросов безопасности у Финляндии и Эстонии могут быть различия, взгляды обеих стран на угрозы по существу совпадают, - заявила президент Эстонии Керсти Кальюлайд,
выступая на встрече Ассоциации обучения национальной обороны Финляндии.
- Если открыть страницы 21 и 22 доклада о внешней политике и политике безопасности вашего правительства и сравнить их со страницей 4 соответствующего эстонского документа, возникает ощущение, что пункты о России и Балтийском регионе писали одни и те же люди, - заявила Кальюлайд.
- Образ угрозы - один и тот же. Удивительно, что это не всегда понимается на международном уровне, и даже по обе стороны Финского залива.
Она полагает, что Россия своей стратегической коммуникацией стремится создать ложное впечатление того, что у Финляндии и Эстонии совершенно разные и несогласующиеся точки зрения на вопросы безопасности.
- Отличия заключаются в том, какие решения существуют у нас для обеспечения собственной обороноспособности и безопасности. Но и в этом у нас больше схожего и даже идентичного, чем можно увидеть на первый взгляд. Возможно, это большая тайна, и я согласна считать её таковой, но факты при этом очевидны.
Президент Кальюлайд изложила свою позицию на ежегодной встрече Ассоциации обучения национальной обороны Финляндии памяти Макса Якобсона, которая на этот раз проходила в удалённом формате.
Воля к защите
Если не считать членства в НАТО, Эстония, по мнению Кальюлайд, проводит политику безопасности в основном по образцу Финляндии.
- В качестве одного из фактов я бы назвала то, что в обеих странах взгляды общества на национальную оборону и безопасность - одобрительные и здравые. Об этом говорят и опросы, показывающие, что армия и воинская обязанность пользуются высокой популярностью. 70% эстонцев считают, что Эстонию необходимо защищать любой ценой, и примерно столько же готовы участвовать в этом лично.
- Эти цифры - чуть выше, чем в Финляндии. На самом деле это поразительно, если учесть тот факт, что ваше самосознание и воля к защите выросли на сохранении вашей независимости во время зимней войны и войны-продолжения. В то время как наша психология связана с «тихой капитуляцией» 1939 года.
«Никогда снова»
Пережитая оккупация, по мнению Кальюлайд, привела Эстонию к решению никогда больше не отступать. То, что мы сможем обороняться даже в исключительно сложной ситуации, подтверждается многим.
- Так, премьер-министр может мобилизовать всю армию, вызвав на учения дополнительное число резервистов. Либо я как верховный главнокомандующий могу предложить это сделать парламенту - или объявить военное положение и призыв самостоятельно, если нападение уже произошло.
В законодательстве Эстонии есть статья, согласно которой командир подразделения имеет право самостоятельно начать боевые действия в ситуации, когда территория Эстонии или подразделение подверглись нападению, а оперативной связи с командованием или министром обороны нет.
- Я понимаю, что это может звучать радикально и рискованно. Но мы больше не хотим оказаться в ситуации, когда наш народ просто стоит и бездействует, в то время как уничтожается наша независимость и образ жизни.
Читайте также:
«Я писал о людях»: к 100-летию со дня рождения Вяйнё Линны - о писателе и его романах Служба на стороне СССР, финский плен и бегство в Швецию: история Антти Рокки