Министерство иностранных дел Финляндии сняло гриф секретности с документа о взаимодействии президента и правительства по запросу Yle.
Фото: Jussi Nukari / Lehtikuva
Yle, 11.11.2020. Ari Hakahuhta На копии 2-страничного документа видны следы дырокола. По какой-то причине инструкция, разработанная канцеляриями президента и госсовета имела красный гриф «Конфиденциально» - с ней могли ознакомиться лишь немногие избранные.
Теперь этот созданный в 2013 документ
рассекречен.
Речь о своеобразной инструкции по сотрудничеству президента и правительства. В ней зафиксировано, как президент и правительство взаимодействуют при формировании Финляндией своей позиции в отношении общеевропейской внешней политики и политики безопасности.
Фото: Ilkka Kemppinen / Yle
В последний раз дискуссия о разграничении сфер ответственности в отношении внешней политики и политики Евросоюза проходила, когда правительство под руководством президента Саули Ниинистё и премьера Санны Марин готовило доклад о внешней политике и политике безопасности на рассмотрение парламентом.
Источники Yle сообщали, что черновик одного из разделов доклада мог быть сочтён излишне завязанным на правительстве. Речь шла о гарантиях безопасности Евросоюза и возможном предоставлении помощи странам - членам ЕС. Этот вопрос находится в компетенции президента.
Саули Ниинистё инициировал диалог о том, как Финляндия будет принимать решение, если какая-либо страна запросит помощь на основании гарантий безопасности Евросоюза. Он хотел удостовериться, что его полномочия не будут ограничены.
Парламент будет обсуждать отчёт о политике безопасности Финляндии в среду 11 ноября.
Правительство Финляндии отвечает за вопросы, связанные с Евросоюзом, однако внешней политикой руководит президент в сотрудничестве с правительством. Общеевропейская внешняя политика, находящаяся в ведении правительства, всё чаще пересекается с двусторонними отношениями Финляндии с другими странами - например, с Россией, - что является сферой ответственности президента.
Разграничивать внешнюю политику Финляндии и Евросоюза становится труднее
Документ, полученный Yle, рассматривает вопрос конституционного разделения власти между президентом и правительством. В нём в порядке важности перечислены форматы взаимодействия.
Разграничение вопросов, связанных с Евросоюзом и внешней политикой в долгосрочной перспективе может быть затруднено. Так, в политике Финляндии в отношении ООН или России может возрасти влияние Евросоюза, - говорится в инструкции.
Проблема разграничения полномочий выглядит в документе как вывод, сделанный участвующими сторонами, но формулировки знакомы по заявлению парламентского комитета по иностранным делам, сделанного 10 лет назад в связи с поправками к конституции.
Взаимодействие органов власти происходит при постоянной коммуникации, диалога и обмена информацией о политике Евросоюза между государственным советом и президентом, и эти формы сотрудничества следует эффективно использовать на благо, чтобы обозначенное в конституции «тесное сотрудничество с президентом» проявлялось и в вопросах политики ЕС.
Таким образом, правительство не высказывает отношения Финляндии к значимым европейским и международным вопросам, не посоветовавшись с президентом. Речь здесь идёт о полномочиях органов власти, а не, к примеру, о вероятных персональных противоречиях.
Как сформулировал один из источников Yle, «важно, чтобы взаимоотношения были хорошими и чтобы в работе не возникало неожиданностей друг для друга».
Дьявол кроется не в бумаге, а в реальной жизни, - считает другой источник. «Если возникнут разногласия, потребуется воля договариваться».
Фото: Mauri Ratilainen / EPA
Документ не даёт инструкций на случай возможных внутренних политических разногласий. В нём говорится о том, какова процедура.
Однако ценность документа - в том, что он в соответствии с конституцией устанавливает различные форматы сотрудничества в порядке их важности.
Форматы таковы:
- Важнейшие вопросы внешней политики и политики безопасности Евросоюза обсуждаются на общем собрании президента и комиссии правительства по внешней политике и политике безопасности (TP-UTVA).
- Если организовать собрание невозможно, используется письменная процедура.
- Переговоры президента с премьер-министром или с министром иностранных дел.
- Обмен информацией между чиновниками.
Практически было закреплено, что комиссия редко собирается без участия президента. Стали главенствовать общие собрания.
В период эпидемии встречи президента с министрами были заменены телефонными переговорами и обменом сообщениями.
Со стороны сложно предполагать, почему инструкция оказалась засекречена. Возможно, по той же причине, что и другие документы, касающиеся TP-UTVA, которые все секретны, если не было принято решение сделать их публичными.
Недатированная инструкция, по данным Yle, была разработана в 2013, в начале первого срока Саули Ниинистё. Поправка в конституцию вступила в силу в 2012. Новых версий инструкции не было. По данным источников Yle, документ сохраняет свою силу.
Вопрос разграничения полномочий президента и правительства периодически поднимается. Согласно конституции, власть разделена между ними.
Одно из объяснений этим дискуссиям таково: мало кто из президентов или премьеров хочет оказаться тем, при ком его институт утеряет свои полномочия - например, на основании изменения какого-либо документа или традиций ведения дел.
Читайте также:
Финское издание: Джо Байден - не конец света для Кремля Евросоюз налаживал отношения с Россией, но Навальный и Белоруссия их испортили - президент Финляндии