Русские власти разгромили ещё одну могилу финских солдат, погибших в ту войну: на этот раз в городе Кякисалми.
Раньше там было военное кладбище, стояли кресты в несколько рядов. Потом победители объявили, что кладбище нужно благоустроить. Снесли кресты, распахали могилы, а финнам разрешили оставить только одно общее братское захоронение.
Таким необсуждаемым образом они устроили для чужих мёртвых, как и полагается под их властью, коллективистское погребение - вероятно, в воспитательных целях. Общак, колхоз, артель - всё это их слова, всё это понятия их страны, их культуры, их менталитета.
Великодушно позволили финскому архитектору сделать маленький гранитный памятник, и он сделал. Даже крест на памятнике не запретили.
Официально объяснили, что финны должен быть благодарны русскому народу за великодушие. За то, что позволили поставить в финском городе скорбный мемориальный знак финским солдатам, защищавшим свой город.
Теперь срок великодушия окончился. Памятник вывезли в неизвестном направлении, втихаря, ночью. Ночь - время злодеев.
Наутро привели школьников из близлежащей школы, велели им нагадить в яму, которая осталась от фундамента, от украденного памятника. И они, приспустив штаны и присев на корточки, нагадили.
А яму засыпали, землю разровняли. Чтоб не осталось и следа.
Почти одновременно в Якутске
уничтожили памятник ссыльным полякам, вместе с кладбищем. Видать, новая московская политика.
Но мой журнал не политический. Речь сейчас идёт не о политике, а о народном самосознании и самовыражении, о культурных кодах. И о национальных страхах.
В этот раз - перед чужими мёртвыми.
И перед своим неотвратимым будущим.