Oct 03, 2009 11:21
«Йога-сутра» рассматривает пять видов деятельности сознания (загрязненных и незагрязненных). Это есть: истинное познание (к нему относятся чувственное восприятие, рациональное умозаключение и авторитетное свидетельство); заблуждение (это ложное знание, - то есть знание, которое не соответствует своему реальному объекту); ментальное конструирование (оно лишено объективной основы и проистекает из вербального знания); сон (специфическая деятельность сознания, особый опыт); память (ее Патанджали понимает как сохранение прошлого опыта). ...
Кшипта - это рассеянное состояние сознания, при котором ум (внимание-воля) скользит от одного предмета к другому и ни на чем не задерживается. Это обычное состояние возбужденного или рассосредоточенного человека. Некоторые люди в таком состоянии пребывают почти всю свою жизнь.
Мудха - это заторможенное состояние сознания, при котором умственная деятельность подавлена. Алкоголь, наркотики, обильное питание, растрата сексуальной энергии, угнетающие обстоятельства жизни, внутренняя психическая слабость, болезнь приводят человека в подобное состояние.
Викшипта - это относительно уравновешенное, умиротворенное состояние сознания, лишенное, однако, определенной действительной сосредоточенности. Многие люди в таком состоянии проводят значительную часть дня.... В йоге можно встретить значение Махамудры - как состояние осознавания повседневных действий, как первого этапа этого состояния, и как состояния непривязанности, бесстрастия, невовлеченности, спонтанности и различения - как перманентного состояния. Это подразумевает создание некого внутреннего пространства, которое не вовлекается в происходящее. Также это можно сравнить с созданием чувства «внутреннего свидетеля». Мы становимся невовлеченными свидетелями внутренних и внешних событий мира, своих переживаний, флуктуаций сознания и своих реакций.
my opinion,
introduced