125 лет моды в России. Мода, она для всех или нет?

Mar 21, 2018 00:18

В Новосибирске продолжается выставка "125 лет моды в России". Более 300 платьев и аксессуаров из коллекции популярного телеведущего Александра Васильева разместились в просторных залах краеведческого музея.

В субботу мы тут побывали, послушали экскурсию, полюбовались на чудесные платья.  Да, обширная коллекция дает представление о женском костюме от конца 19 века до 90-х годов минувшего столетия. Платья богатых переселенок в Сибирь, здесь же вечерний туалет Евы Браун, яркий наряд балерины Екатерины Максимовой, простенькое платье Галины Брежневой и сценический ватник Лаймы Вайкуле. И еще много интересного.

Лекция экскурсовода (отличная лекция) составлена по мотивам экскурсии самого Александра Васильева в Новосибирске, как я понимаю.  Лично мне Васильев как-то не очень нравится, и модным и современным его не назвать, скорее он нарядный)
Основная мысль Васильева - "Мода не для всех, это удел элиты, так было всегда, так остается и сейчас."

И здесь мне трудно согласиться с историком моды.
Безусловно, на протяжении столетий мода была не для улиц, не для всех. Но в данный момент мода для всех. Одежда стала демократичной, ткани подешевели, фурнитура тоже.И самое главное - мировые производители одежды теперь ориентированы на всех, захват рынка должен быть полным, в интересах корпораций сделать всех модными, а не только тонкую прослойку населения.

Ладно, вернемся в наш музей.
Посмотрим на платья?   Мне наряды 19 века сразу напоминили чудесную книгу Элеоноры Лорд Прей "Письма из Владивостока".  Она подробно описывает бытовую жизнь и те самые платья, что носили богатые дамы Владивостока.
Я приведу здесь некоторые цитаты Прей. В 1894 году Элеонора со своим мужем отправились из США во Владивосток, где у их семьи была торговая фирма. И следующие 35 лет жизни Элеонора Прей провела во Владивостоке, городе, который она полюбила сразу и навсегда.

В те времена трудно было быть модной. Сложный покрой одежды того времени, когда только на одно платье уходило 9-11 метров ткани, требовал и художественного вкуса, и профессионального навыка, особенно, когда женщины в целях экономии подгоняли слегка устаревшие фасоны под новейшие. Что уж говорить о чистке и стирке таких платьев.  К тому же, принадлежность к "изысканному обществу" обязывала дам переодеваться несколько раз на дню.

22,3,1913. в Н.А. "Я зареклась пить чай на этой неделе, а вернее - есть печенье и пирожные, которые подаются к чаю во второй половине дня, и наверняка ни один отшельник во власянице не ощущал себя большим мучеником. Ну почему, почему я родилась со склонностью к корпулентности, а не к худобе? Куда бы я ни пошла, я вижу изобилие печенья и пирожных, и тогда я почти завидую мисс Сержант, которая похожа больше всего на одежную булавку. Она может есть пирожных сколько угодно, но она их не хочет".

Так писала Элеонора Прей)) Вот что делают десять лет пребывания в России. И под платья с корсетами тех времен трудно найти манекен - талия 45-55 см для заграничных платьев, а в России женщины любили пироги да пельмени, поэтому корсеты под талию 60 сантиметров шили в начале двадцатого века.




Платье по моде 1900-х годов. Яркие краски сменились пастельными "неврастеничными" цветами



Еще из книги "Письма из Владивостока"

30.9.1894.  в Н.А. "Мне бы хотелось бы, если это вам не слишком трудно, чтобы вы присылали мне страницы с модами каждый месяц. ...Я хочу послать в Китай за новыми летними платьями  - тем же пароходом, который доставляет почту. Я хочу, чтобы они были из тонкого шелка. Здесь они дешевле, чем хлопчатобумажные, хорошо стираются, и их не нужно крахмалить. Не странно ли, что есть места, где шелк дешевле хлопка?"

29.3.1895 к М. "Вчера и третьего дня я работала над своим гранатовым платьем с белыми вставками. Я вырезала старые рукава и вшила короткие напускные, тоже гранатовые. Затем я вынула кружева, отутюжила, и когда я вставила их обратно, платье выглядело как новенькое."




4. Удивитесь, но шляпки женщины тоже могли изготовить самостоятельно.
Вот что пишет Элеонора:

2.8.1899. "Вчера и сегодня я проделала огромную работу. ... Изготовила три дюжины карточек с меню для (благотворительного) базара, а вечером я сделала себе шляпу, которой я чрезвычайно горда: она вышла замечательно.  ... Каркас обтянут белым шелком, отделанным белым кружевом и красными и белыми розами в огромном изобилии. Поскольку ради этого дела я потратилась только на кусок холстины и проволоку и белый шелк (по рублю тридцать копеек), думается, у меня есть повод гордиться собою, а г-жа Гансен говорит, что  если бы разлекламировала ее как шляпу из Шанхая за двадцать пять долларов, то никто бы не усомнился"




5.
29.11.1899 к С. "На недавнем ужине г-жа Беш была одета - просто умереть: черный шифон, волнистая юбка, которая лежала на полу вокруг нее на один или два дюйма, так что мы все поочередно на нее наступали, а верхняя часть юбки плотно облегала ее колени и была из голубой парчи, отделанной синею сеткой и черными блестками"




6.11.12.1914  "Недавно жена одного из богатейших в городе людей попросила меня присоединиться к обществу сокращения расходов на туалеты (во время войны). Она предложила, если я намерена купить четыре новых платья, заказать себе два и отдать деньги за два других раненым. Я сказала ей, что поскольку, я обзавожусь только одним платьем раз в два года, я боюсь оказаться мало полезным членом"



7




8



9. Журналы для хозяек и тогда давали идиотские советы. Еще одна заметка от Элеоны Прей

31.1.1902. "Все эти дни я сижу дома по причине неслыханной глупости с моей стороны. Я настояла на том, чтобы мою новую юбку из саржи погладили прямо на мне, и в результате получила волдырь величиною с ладонь моей руки, а корсет так его натирал, что я вынуждена ходить без него, пока волдырь не заживет. Если бы я сразу его сняла, сейчас все было бы в порядке. Вы когда либо слыхали о чем-либо подобном?  Хотелось бы мне, чтобы м-р Бок из Ladies Home Journal на себе испробовал те советы, которые он принимает к публикации, прежде чем давать их всему свету!"




10



12. Платья 60-х - 80-х годов в светлом зале музея




13. Свадебное платье начала двадцатого века. Гомель. С белыми тканями была напряженная ситуация, да и с любыми в принципе.




14



15



16. Экскурсия перед костюмами советских див - кремовый костюм Майи Плисецкой, например



17



18. Платье Галины Брежневой. В эпоху тотального дефицита это скромное платьице как глоток свежего воздуха




19. Рядом с этими советскими платьями наш экскурсовод рассказала леденящую душу историю про то, как одна из популярных дикторов советского тв вела прямой эфир из коровника в колхозе.Немного порепетировали, все коровы вели себя прилично. Но прямо в прямом эфире одна корова боднула диктора,  и выбила ей рогом глаз! Ужас.  Но любимице публики сделали искусственный глаз в Германии.
В инстаграмме в моем прямом эфире была эта история))




20. Экстравагантный китайский наряд  - полиэстр, паетки, бисер. Костюм из гардероба известной балерины Екатерины Максимовой




21



22



23. Это тоже восьмидесятые. Но не Китай, а Диор



24. Прада



25. А вот практически интерпретация китайского костюма Екатерины Максимовой. Сделано в Пермском доме моды. Желающие могут повторить)




26. Ватник "Перестройка". Сценический костюм Лаймы Вайкуле



27. Платье Натальи Гундаревой




28



29

Вечернее платье из черного тюля с аппликацией из панбархата. Болеро из лисы. Франция, 40-е.  Из гардероба Евы Браун



30



31



32. В тот же день я на минутку зашла в галерею Новосибирск. Там модная девушка-блогер рассказывала о современных тенденциях в моде)




Еще про Элеонору Прей, первого блогера Владивостка https://finikova-malina.livejournal.com/318327.html

И похожая выставка. Коллекция Александра Васильева  в музее имени Арсеньева во Владивостоке. Наряды русской диаспоры в Китае "Русский Китай" https://finikova-malina.livejournal.com/312762.html

#новосибирск, выставки, мода, Новосибирск

Previous post Next post
Up