Третий фильм серии для меня, увы, не пришедшей в восторг от первых двух, не предвещала ничего хорошего. Тем более что от книги у меня осталось впечатление как от самой муторной - плывут, плывут, ничего не происходит, перевоспитывают противного английского подростка, который за три дня из трудного ребенка превращается в ангела... Завораживала только финальная сцена явления Рая.
(Кстати, если на минуту обратиться к книгам, то у меня такие подозрения, что самая моя любимая книга "Хроник" - "Конь и его мальчик", где царственные нарнийские братья и сестры появляются только эпизодически, а главными героями являются совсем другие персонажи, не будет экранизована - слишком выпадает из общего строя. И уж тем более плохо я представляю, как можно экранизировать Апокалипсис, 7-ю книгу Льюиса, там-то без христианских аллюзий точно не обойдешься).
Тем удивительнее и неожиданнее для меня оказался фильм. После финальных титров (которые сами по себе так хороши и трогательны, что их хочется досмотреть до конца), я полезла в интернет выяснить, что же случилось. А просто поменяли кинокомпанию и режиссера. Причем внешне вроде бы все то же самое - довольно непритязательные диалоги, зрелищные батальные сцены, забавный Ричипип, глубокий голос Аслана где-то на заднем плане... Но все как будто сменилось на свою противоположность: то, что казалось примитивизмом в диалогах - стало лаконичностью, христианская сущность сказки наконец-то стала проявилась по-настоящему, как должна была быть с самого начала, а не в виде плоской современной морали, и даже Льва как будто перерисовали, и он глядит на персонажей гораздо более осмысленно) Последнее - наверное, моя фантазия, но впечатление было именно такое. Вместо нарезки эпизодов, как это было в двух предыдущих версиях (особенно в первой) история приобрела цельность и совершенно очевидную логику развития.
Естественно, в сюжет внесено много изменений, но все они совершенно точно во благо фильма - так, Юстас проводит в драконьей шкуре не три дня, а гораздо больше, в виде дракона принимая участие в финальной битве, а Аслан снимает с него чары не просто за "перевоспитание", как в книге, а за проявленную им в бою воинскую доблесть и самопожертвование. Сцена, как герои узнают о превращении Юстаса в дракона, великолепна, гораздо интереснее книжной (надо сказать, мальчик, играющий Юстаса, вообще гораздо убедительнее Эдмунда и Люси. Отсутствие Сьюзан и Питера, которое совершенно не создает ощущения потери, на мой взгляд, как раз говорит о плохой игре этих актеров, так что фильм тут ничего не потерял).
Зрелищность, естественно, присутствует, и гораздо больше ожидаемого (хотя, конечно, морские сцены отчасти повторяют "Пиратов", тут сравнения неизбежны). Единственное, что меня несколько смутило - это то, что цель путешествия - найти семерых потерянных на островах лордов - по ходу развития сюжета перестает играть какую-либо роль: лордов вроде бы находят, кого живым, кого мертвым, но после фильма ни за что не вспомнишь, кого нашли, кто помер и где они в итоге остались. Все "лорды" выглядят глубокими бородатыми старичками, то ли впавшими в маразм, то ли просто стоящими одной ногой в могиле (хотя по книге первого найденного, лорда Берга, у которго к тому же милая жена и полно детей, Каспиан делает губернатором острова бывших работорговцев).
По сравнению с книгой финальная сцена со страной Аслана хотя и трогательна, однако образ рая за ней почти не угадывается, и непонятно, что речь идет о смерти, но, учитывая отношение к христианству в современном мире, мне кажется, то что сделано - это уже очень много.
В общем, в своей рецензии я впервые
согласна с "Афишей" - фильм очень понравился.