"Повелитель мух". МДТ, реж. Л.Додин

Dec 26, 2010 02:20



Спектакль посмотрела в ноябре. Попала на него довольно случайно, поскольку в современный театр я, если честно, не очень верю. Однако о Додине слышала давно, и хотела посмотреть хотя бы что-то. А птенец додинова гнезда, Данила Козловский, честно сказать, заставил трепетать мое женское сердце после исполнения главной роли в "Мы из будущего", хотя по правде сказать, там его персонаж настолько тянет на себя одеяло, что остальным из четверки просто становится нечего играть. Но все же Борман, которого играет Козловский в этом фильме - новый герой и новый образ мужчины: не брутального, но сильного и честного, не романтичного юноши, но эмоционального и чувственного.
Так что я была, конечно, рада, обнаружив имя Козловского в программе.

Но вначале о Голдинге. Надо сказать, книга Голдинга произвела на меня сильное впечатление когда-то. Но то ли дело в спектакле (книжку нужно перечитать), но после просмотра в театре для меня эта книга прозвучала как личная попытка писателя избавиться от последствий травм Второй Мировой, в которой он участвовал (то же самое, кстати, я бы сказал и о Воннегуте с его "Колыбелью для кошки"). Дети на острове как будто играют роль тех нацистов, на оскотинивание которых насмотрелся писатель, заставив его делать вывод об изначально дурной человеческой природе.

Тогда, при чтении романа в институте, мне казалось, что так думать о людях - это очень проницательно и потому круто. Но в данный момент думается, что, когда нам вещали в институте об «особом пессимистичном взгляде Голдинга на человека», то имелась в виду на самом деле его попытка пережить то, что произошло с миром и с ним в 40-х годах, а вовсе не изображение изначально испорченной человеческой природы. Нет, совсем наоборот - если бы человеческая природа была бы безнадежно испорчена, никто бы по этому поводу не рефлексировал. Да и потом, не страшна человеческая природа. Страшен человек, когда он сливается с толпой. В этом смысле спектакль на Манежной даже более показателен, чем додинский.

Возвращаюсь к спектаклю. "Повелитель мух" Додина - римейк известного нашумевшего спектакля 1986 года, к которому делал эскизы известный сценограф Давид Боровский (умер в 2006 г.). В общем, и по сей день музыка к спектаклю (духовные песнопения) и сценография Боровского производят самое сильное впечатление. На сцене пустое пространство, только обломки потерпевшего крушение самолета:



Эскизы в фойе:



Во время действия, естественно, не фотографировала. На поклон выходили неоднократно, поэтому запечатлеть удалось много раз) К сожалению, на спектакль притащили в познавательных целях каких-то школьников, которые ужасно шумели и мешали смотреть. Единственное, что на них произвело вепчатление - живой поросенок во время действия. Народ в зале реально затрепетал в страхе, что свинюшку на самом деле пырнут, как того требовал сюжет. Наконец, когда свинью засунули обратно "в самолет" живой и невредимой, по залу прокатился вдох облегчения)



В целом не могу сказать, что у меня осталось сверхестественное впечатление. Многого, что было у Голдинга (а главное - сам символ Вельзевула - повелителя мух) в спектакле не осталось, оно отошло на второй план. Но, безусловно, это одна из лучших постановок, которые я видела в последнее время (это не столько довод в пользу додинского спектакля, сколько камень в огород современного театра вообще, поскольку ходить интересно только на брендовые спектакли). По крайней мере, это попытка донести до зрителя что-то актуальное, заставить его задуматься. Поэтому я не вполне солидарна с рецензиями ("Дистилированная трагедия"рецензия на openspace), быть может, потому, что они сравнивают новый спектакль со спектаклем 1986 года, и сравнение явно не в пользу последнего.

Ральф - Данила Козловский (справа в центре)
Джек - Владимир Селезнев (слева в центре)





Исполнители главных ролей (Ральф, Хрюша, Саймон, Джек) все несколько однообразны, но нигде не зависают. Хороша толпа поющих мальчиков из церковного хора, превращающихся в мракобесов к концу спектакля (хотя гениальный переход Голдинга от христианства к язычеству, в колыбель человечества, в спектакле тоже отсутствует, все происходит слишком резко, неубедительно).

Козловский... Козловский старается, но вместо Ральфа у него все равно выходит Борман. Это понятно, Борман - прекрасный персонаж... Но такое впечатление, что актер заранее подвизался на все роли "мужественных и благородных". Его Ральф отчаянно пытается склеить не склеивающееся пространство, найти выход из создавшейся ситуации, он держится до последнего. Но ведь Ральф - ребенок... А истинная "звезда", образ христианской жертвы - Саймон (которого очень хорошо сыграл С. Никольский). В общем, вопрос, вырастет ли Козловский из своего амплуа, пока открыт. Но видно, что он очень старается. Вообще актеры "стараются", может, режиссер просто манипулирует ими, пытаясь навязать свое видение? На фоне ходящих слухов о Додине это вполне может быть так.

Довольно комично они прыгали постоянно через эти "обломки самолета":





В общем, я накачала себе с торрентов спектакли Додина, буду изучать. А вам "Повелителя мух" очень рекомендую.



афиша, фото, театральное, Питер

Previous post Next post
Up