"Остров"

Feb 04, 2007 11:10

Наконец-то посмотрела.
Как-то сложно на самом деле писать об этом фильме, потому что, с одной стороны, критиковать хочется, с другой - зачем его критиковать, когда он такой классный?
Абсолютно комедийный фильм, очень светлый, порой переходящий в простоту, которая хуже воровства. Примерно то же самое, что писать о фильме "Бриллиантовая рука" или о "Все будет хорошо" Астрахана: наш, родной, нереалистичный, с натяжками, но воистину народный фильм. Его достоинства и недостатки определяются этим словом - "народный".

Вот  здесь уважаемый представитель интеллигенции http://alik-manov.livejournal.com/251729.html написал, что игра актеров неестестевенная, а сцены исцеления и вовсе фальшивые. Реакция мотивирована тем, что "Остров" - фильм безусловно не шедевральный и не элитный. При общей точной выверенности религиозных ассоциаций и правидивости показанного, это колоссальное упрощение, которое не для интеллектуалов. В нем нет тех прекрасных недослышек, недопоняток, которые так милы любителям аллюзий и интертекстов, его не надо 10 раз пересматривать, чтобы въехать в хитроумные комбинации режиссерской мысли. "Остров" - фильм массовый. Правда, я бы назвала в качестве главного недостатка не игру актеров, а сценарий. Фильм идет 1час 50 минут, и это потому, что больше просто нечего было бы показывать. Он строится как череда однообразных, порой весьма предсказуемых эпизодов, герои которых ведут себя согласно заранее расписанным ролям. В нем актуализированы дорогие сердцу каждого советского человека штампы: например, если человек совершает грех, так уж конечно, во время войны (ч то характерно, даже не написано, какая война, для руского народа и так понятно, что единственная значимая война в истории цивилизации - Великая ОТечественная)...
Кроме того, сценарий вызывает множество локальных вопросов: разве в 1976 году женщина, которая отпрашивается сработы ради того, чтобы привезти на Остров своего сына, могла бы сказать "У нас проект горит на работе?". Вообще вся атмосфера фильма с 1976 годом никак не ассоциируется, это все про наши, 2000-е. Натянуто звучит фраза героини Усатовой о том, что ее не выпустят во Францию, сама идея уехать за границу, равно как и обретение давно забытых родственников за границей - мотив из жизни 90-х годов. ПРозорливость старца кажется ничем не мотивированной, тем более она не распространяется на главного свидетеля его греха, Тихона Петровича. Герой совершает стандартные для житий поступки, напоминая блаженного: все эти кидания головешками, поворачивание не в ту сторону на литургии, и т.п. Стандартно и предсказуемо. И если все чудеса, которые совершает старец, не кажутся лживыми, то последнее чудо выглядит притянутым за уши, "хеппи-эндом" по-американски, что опрокидывает весь фильм в жанр "легкой драмы", Голливуда. 
В данном случае православная тематика не есть показатель маргинальности и оригинальности, скорее наоборот - отражение того факта, что русский народ если не внутренне, то внешне потянулся в церковь (пока, увы, только в церковь, а не к вере). Я лично давно ожидала такого фильма. Недавно нашла черновик своего сценария, который была идея послать на какой-то киноконкурс, так там все действие крутится вокруг приходской церкви, правда, действует не монах, а белый священник с матушкой и детьми. И набор проблем, с которыми к нему приходят люди, был примерно таким же: аборт, болезни...Так что перед нами объект массового сознания, никакого художественного открытия в фильме нет. Показана новая тема, которая давно витает в воздухе. Подождите, скоро начнут снимать телесериал про священников, скорее всего, там будет все действие крутиться вокруг одной церкви или монастыря. Зуб даю.
Успешность "Острова" проистекает от радости неофитов, которым кажется, что то, что там показано, никогда не существовало, а также от правдивой демонстрации нашей с вами бытовой жизни в лице страждущих исцеления мирян. Так, успех "Не родись красивой" определяется тем, что сериал стал "энциклопедией офисной жизни". "Остров" станет энциклопедией русского православия в его "лайт" варианте и породит много подражаний. В качестве вдохновляющего произведения, кстати, сразу всплывает Кучерская со своим "Современным патериком".
И все-таки ругать не хочется, ибо фильм славный. Как приятно слышать старославянский, молитвы, дивиться Сухорукову в роли чудесного настоятеля (по правде говоря, пара Дюжев-Безруков и их герои безумно напомнили мне пару наших кафедральных начальников). Как отрадно, что наконец заговорили о том, о чем давно нужно было. И чересчур превозносящие фильм, льющие елей кинокритики даже не раздражают. И смотришь на болтающего ногами на колокольне героя, и улыбаешься ему, и веришь каждому его слову. И невольно повторяешь про себя в патетических сценах: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". И это все оправдывает.
Previous post Next post
Up