Юрий Норштейн в ОГИ

Dec 18, 2006 15:57


Честно, говоря, уже так хорошо про это написали вот здесь:

http://tanyagodard.livejournal.com/67502.html?#cutid1

(обязательно посмотрите, много фото!)

и здесь: http://cyrillique.livejournal.com/10610.html#cutid2

Спасибо Тане и Кириллу за прекрасную компанию!

Поэтому я так, обрывочками. Но много)))

Официальное о мероприятии:

13.12, ср, 19.00 Юрий НОРШТЕЙН
Юрий Норштейн, один из самых известных отечественных аниматоров, автор всего нескольких фильмов, которые принесли ему мировую славу. Норштейн представляет свои книги (Сказка сказок, Ежик в тумане (новая редакция)), общается со слушателями в форме свободной лекции, показывает кино:
ШИНЕЛЬ, 20 мин. (рабочий отрывок фильма без звука, над которым Норштейн работает уже очень много лет); ЗИМНИЕ ДНИ / FUYU NO HI, Япония, 2003, 1,5 мин. (фрагмент Норштейна из японского сборника мультипликационных фильмов, сделанных по текстам Мацуо Басе); СКАЗКА СКАЗОК, СССР, 1979, 5 мин. (ряд фрагментов по выбору режиссера); ЛИСА и ЗАЯЦ, СССР, 1973, 12 мин. (ранний фильм автора).

Альтер эго

На самом деле, поскольку долго возились с установкой экрана, «Зимние дни» не показали. Апофеозом, конечно, стала «Шинель», я впервые видела отрывок из этой работы мастера. Не знаю, как у кого, а у меня осталось устойчивое впечатление, что закончить этот фильм будет сложно. Не то, что сложно, а просто очень долго, любовно Юрий Борисович это делает. Вкладывается в каждый жест героя, в каждую его гримаску. Это потрясает, такая любовь к материалу, которая одновременно превращает его в бесконечный процесс любования, который как будто вообще не может быть закончен. И связи с этим (Женя, Оля!) Норштейн напомнил мне нашего Ивана Семеновича! (И.С. Криворучко - наш преподаватель в театральной студии в Пскове, где я училась. Сейчас работает во МХАТе им. Горького)
Жаль, у меня нет фотографии И. С. крупнее, но вот примерно:найди десять отличий




То, как он незаметно вошел, в потертом пиджачке, стоял возле сцены, как будто он здесь просто мимо проходил, как бесконечно ждал, пока повесят экран, стоял, ничуть не смущаясь, на сцене, не обращая ни на кого внимания, погружаясь в свой внутренний мир. Я даже не могу передать словами мое впечатление от этого бесконечно милого, плывущего по морю собственных ассоциаций творческого существа, «ежик в тумане» - это оно и есть! Ему задают один вопрос, а он, отвечая на него, уходит далеко в сторону, и заканчивает уже совершенно на другую тему. Его мультфильмы смотрят, а он выходит из зала и тихо стоит там и молча оставляет автографы на книгах. Его спрашивают, кто сейчас снимает мультики такой же «древней техникой», как он сам сказал, а он отвечает, что никто. И не отвечает на вопрос, есть ли у него ученики. Как будто его вообще не интересует, выйдет ли его последний фильм, когда он выйдет, как на это отреагируют другие…На вопрос об истории  «Сказки сказок» отвечает, что это очень личное. И дальше уже ничего не понятно. Как было мне долго непонятно, почему мы играем спектакль про Пушкина так, а не как-то по -другому. Юрий Борисович рацоинальнее, чем Иван Семенович, но общее впечатление очень похоже. Неудивительно, что через два дня Иван Семенович позвонил мне на мобильник! 
ПРи всем при том, конечно, ничуть не пытаюсь обе эти выдающиеся личности усреднить своим сравнением...Скорее понять для себя уникалььность обеих.

Что запомнилось

Запомнился рассказ про Гоголя. Вообще «Шинель» при том, что это абсолютный Норштейн, продолжение «Ежика в тумане» по стилистике, это одновременно абсолютный Гоголь! Как так получилось, я не знаю. Но несколькими крошечными деталями передается все содержание книги В. Топорова «Петербургский текст русской литературы», вот это ощущение холода, неуютности, толпы однообразных, неразличимых людей. И совершенно чудесный Башмачкин, любовно вписывающий буковки, прихлебывающий чай. Получеловек-полузверек, греющийся в своей норке.

Запомнилось отстранение маэстро, какая-то его оторванность от сегодняшнего дня. Человек изолирован от современного пространства, он вроде бы говорит слова, который обозначают наши реалии - деньги, индустрия, его что-то , но при этом полное ощущение, что он где-то в своем мире, из которого его не вытащит концертный зал размером с половину населения земного шара…Потому что он в этом живет, он этим дышит, его герои - это он и есть. И снова смотрела мультфильм «Цапля и журавль» и всплакнула оттого, что эти «чудики», как можно назвать многих Норштейновских героев, так и не поженились. Почему-то вспомнилось слово «экзистенция». Там, где в сказке обычный лубочный мир, у маэстро - целая эпоха жизни героя, его «впаянность» в мировую душу, какая-то укорененность персонажа в мир…

Запомнилось, как целый час вешали экран. Он стоял и сомтрел на это дело, а потом, когда уже зудо-бедно приспособили, мягко сказал, что он ожидал чего-то другого. Так безропотно… И я подумала о юродстве его самого и его героев. Именно юродстве как одаренности и отстраненности от всего мирского. Мы смотрели на него все это время ожидания, и он не просто бестолково стоял, а продолжал жить все это время, не испытывая ни малейшей неловкости. И я сказала своим спутникам: «Вот если бы он сейчас ушел, ни слова ни говоря, этого уже было бы достаточно для ощущения, что встреча состоялась». Потому что было полное ощущение единения с человеком при его абсолютном молчании. Это был целостный актерский этюд под названием «Вешание экрана». Вспомнилось, какую гамму чувств я однажды пережила в нашем театре, пока рассерженный Иван Семенович поднимался по лестнице на сцену. Станиславский отдыхает…

Наконец он замечательно шутил, как-то не навязчиво, но безумно остроумно. В начале рассказал анекдот (кто мне его напомнит?!!!), а потом сказал, что может прийти с дрелью и просверлить дырки для экрана, если его обещают накормить обедом. В зале рассмеялись.

А конкретно именно из-за подобного ощущения «потока сознания» пересказать высказывания мастера очень сложно. Смотрите ссылки, которые внизу.

Я и великие ))))

А это уже нескромно, но личностно значимо. Таня нас сфотографировала.



И я спросила его (ужасно волновалась):

- А как вы относитесь к критике, как относились к ней, когда начинали?

- На меня критика вначале не обращала особого внимания, в советское время.

- Но ведь это тяжело работать, когда нет отклика.

Посмотрела на него и поняла, что ему - не тяжело. Ему легко! Он вообще, как кажется, будет снимать мультики, если на планете останется хотя бы один ребенок…

- как писал Пушкин, «хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца». Просто нужно заниматься своим делом, и не обращать ни на кого внимания…Работать хорошо…

И эти слова меня, переживающую из-за любой колкости и даже попытке колкости в свой адрес, основательно успокоили….

Приятно знать, что где-то живет и рисует Башмачкина тихий гений мультиков, которые трудно назвать детскими.

Ссылки

Нет ничего лучше рассказа про Норштейна, чем сам Норштейн:

http://www.cultradio.ru/doc.html?id=98612 Лекции на радио Культура

http://www.pereplet.ru/galery/yarbusova.html Эскизы Франчески Ярбусовой, жены и соратницы замечательного мультипликатора.

http://mults.spb.ru/mults/?id=645 здесь можно скачать «Сказку сказок»

http://community.livejournal.com/norshtein/ Сообщество в ЖЖ, посвященное Норштейну.

Там все эти и много других ссылок.

А это уже к нему мало имеет отношения, просто попалось в процессе поиска:

http://www.multskazka.ru/about ПРоект «Гора самоцветов», сказки народов России в виде мультфильмов

Норштейн, мультфильмы, cultural

Previous post Next post
Up