"В период войны каждое правительство пытается вызвать в своем народе такое отношение к врагу, как к "нечеловеку". Их называют кличками, приклеивают ярлыки. Так, в первую мировую войну англичане в пропаганде называли немцев "гуннами", а французов - "бошами". Такое отмежевание от врага достигает своей высшей точки, когда у противника - другой цвет
(
Read more... )
Reply
Я думаю, Фромм не оригинален с этой мыслью, конечно.
Reply
И вообще - в экстремальных условиях и ситуациях любой человек способен на жестокость.
Исследование Фромма в этом смысле другое.
Хотя я точно не знаю, сто там в "Эффете ЛЮцифера" Зимбардо пишет.
Reply
Мне-то как раз сейчас интересны обусловленная жестокость и обусловленная дегуманизация. Страшно то, что люди живут, не замечая, что находятся "в экстремальных условиях и ситуациях".
Зимбардо, вот, пишет, что не заметил, как стал монстром и породил других монстров в ходе эксперимента.
Эксперимент, конечно, прошёл неудачно, поскольку вдруг столько всего повылазило. Никто, например, не планировал исследовать изменения личностей охранников, ибо не ожидали от них каких-то драматических изменений.
Книга, на мой взгляд, написана предельно честно и очень гуманно, чем и цепляет.
Reply
"Я полагаю, что в большинстве случаев из эксперимента нельзя делать выводов относительно реальной жизни. Психолог был в эксперименте не просто авторитетом, а представителем науки и одного из ведущих научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами высшего образования в США. Принимая во внимание, что наука в современном индустриальном обществе ценится выше всего на свете, среднему американцу трудно представить, что от ученого может исходить безнравственный приказ. Если бы Господь Бог не запретил Аврааму убить сына, он бы это сделал, как это делали миллионы родителей, приносившие своих детей в жертву. Для верующего ни Бог,ни его современный эквивалент, каким является наука, не могут совершить несправедливость. Поэтому повиновение, обнаруженное в эксперименте Мильграма, не должно вызывать удивления. Скорее можно было бы удивиться непокорности 35%".
Reply
Понятно, что любой эксперимент - не калька с жизненных ситуаций и выводы надо делать весьма осторожно.
В этих примерах интересно читать о тех, кто сумел сохранить какие-то личностные ценности. Понять, почему кто-то сумел выйти из эксперимента, а кто-то оставаясь в нём, сопротивлялся воле охранников, не желая унижать соседей по камере.
В книге есть размышления о немецких концлагерях, о преступлениях в Абу-Грейб, (по этому вполне реальному делу, кстати, Зимбардо был экспертом со стороны защиты). Это всё крайние случаи дегуманизации, понятно. Но в моей жизни вокруг меня и во мне очень много лайт-версий обесценивания личности другого человека, которые, по сути, и приводят к концлагерям.
Reply
Кстати, я дочиталась и до размышлениях Фромма об эксперименте Зимбардо (который он тоже критически оценивает) и о концлагерях.
Очень интересно он о Гитлере пишет... в общем, я зачиталась.
Reply
Leave a comment