С атрибуцией этой вещи долгое время происходила какая-то петрушка. Картину приобрели в 1945 году и присоединили к основной коллекции с атрибуцией "приписывается Дюреру". Через 15 лет куратор Майкл Леви заявил, что дюреровских мотивов тут как-то подозрительно много - вещь буквально напичкана отсылками к работам Дюрера. Например, слева от Богородицы вписан дюреровский "Кусок дерна" (1503; бумага, акварель): подорожник (Plantago major), одуванчик (Taraxacum officinale), тысячелистник (Achillea millefolium), щучки, мятлик (поправляйте, кто понимает в злаках!).
Рядом - его же прекрасный портрет ириса (Iris pallida = Iris florentina) (ок.1503; бумага, тушь, перо, акварель):
Ирис, сообщает нам сайт National Gallery, изображался как символ Семи скорбей Богородицы (и в этом смысле он аналогичен
семи мечам, которые пронзают ее грудь в средневековой иконописи,
мозаике и скульптуре). Ирисы, белый и черный, служат символом Страстей, смерти/успения и грядущего воскресения.
После сложных исследований лака и красочного слоя в середине 1990-х эксперты пришли к заключению, что, скорее всего, картина написана одним или двумя учениками Дюрера, вдохновлявшимися работами учителя.
А справа от Мадонны (около виноградной лозы (Vitis vinifera) - редкое до XVIII века изображение пиона. (На сайте National Gallery к шедеврам прикручена
лупа и детали можно разглядеть в приличном размере). Розовый цветок с бутоном и резными листьями - это европейский пион лекарственный (Paeonia officinalis), интродуцированный в культуру где-то в высоком Средневековье - разумеется, монахами в аптекарских огородах (так пион получил название "бенедиктинская роза"), а потом и для красоты:
Считалось, что различные производные растения - сиропы и настойки из лепестков, ожерелья из семенных коробочек, порошок из корневища - помогают от эпилепсии и лунатизма, лечат несварение желудка, устраняют кошмары, успокаивают и охраняют от злых сил: