Кто-то упрекал, что действие романа развивается слишком неторопливо. Не знаю... Неторопливое это повествование на самом деле
такое насыщенное, плотное, объемное, как полноводно и свободно текущая прекрасная и гордая река, скрывающая под кристальной чистоты поверхностью и сильнейшие подводные течения, и омуты, и водовороты, а периодически все же встречаются тихие островки с цветущей маальвой. По-моему, в романе нет ни одной проходной сцены, все описания лаконичны и ярки и гармонично вплетаются в канву повествования, а каждое событие в жизни героев важно для их становления, развития их взаимоотношений, полно внутреннего драматизма. Да эмоции просто зашкаливают - и в сцене первого совместного перехода через пропасть Орлиной горы, и в сцене дуэли... не говоря уж о страшных испытаниях, которых мало не покажется.... Ненависть и жестокость взрослых (и их еще называют людьми!), готовых унизить, искалечить физически и духовно беззащитных перед ними - да, стойких, да, мужественных, но ведь фактически еще детей - просто в голове не укладывается. Вот, щенята, вас кинули в дикий, жестокий мир, имя которому «жизнь», мир, где ваша собственная жизнь и достоинство, оказывается, ничего не стоят, а запросто приносятся в жертву амбициям взрослых...
От первых до последних страниц логично и четко выстроены важнейшие для повествования линии Орла и Песков. Собственная религия мира, покровители во главе с Создателем и Матерью-заступницей - к ним обращаются с верой, надеждой, с уважением, но без фанатизма, и это тоже очень важно.
Зловещей своей красотой завораживают Черные Пески; волшебны, каждое по-своему, описания Лодска (бело-голубой вальс со снежинками) и Рагнера (камни, крепости, крылатые корслунги); королевский сад, представляющийся Марку похожим на море и экзотика портового города, жемчуг и янтарь... великолепно!
В ЧП, наряду с другими ключевыми линиями, немаловажную роль играет история любви каждого. И речь не только о том, что первая любовь по определению редко бывает со счастливым продолжением - вот тебе примеры на любой вкус. Здесь акцент делается на то, что человека постоянно загоняют в жесткие рамки, чаще всего условностей и сословных предрассудков, что он не чувствует себя свободным даже в этом космическом чувстве, одном на двоих. Всё знает наперед умудренная опытом мать: он князь, а ты служанка, ты сломаешь себе жизнь... Не дает обольщаться внутренний голос: даже золотой ленты недостаточно не только для того, чтобы быть рядом с любимой - но даже просто мечтать об этом... Тяжелее всего это бьет, как всегда, по Марку (хоть и не упоминается в тексте, но, подозреваю, что родился он в Березовом месяце. Неужели и дальше вот так - всю жизнь маяться?): его чувства не взаимны, его просто используют и жестоко предают. Для Марики он всего лишь золотой князь с блестящим будущим, идеальный вариант для воплощения непомерных амбиций. Его личность, неординарные качества не имеют значения; любят не личность, а бросают - недостойного «ублюдка». Я не знаю, как у него хватает сил пережить все это. Стальной стержень внутри - но как же от соприкосновения с ним кровоточит живая душа...
С третьего примерно прочтения (когда уже немного успокоилась по поводу Марка) я глубже почувствовала и оценила отношения Митьки и Лисены. Они ведь очень похожи - оба светлые, солнечные. Их чувство немного детское, очень чистое, и радостное, и застенчивое, улыбчивое, безоглядное и нежное - такой я и представляю себе настоящую Первую Любовь. Хорошо, что остался ребенок - несмотря на все трудности, осуждение, что сопутствуют такой ситуации во все времена. Лисена создана для того, чтобы заботиться. Она сумеет, любя, вырастить достойного сына.
И еще одну истину, по-моему, ярко иллюстрирует роман: выбирает всегда женщина. Умеющая ждать любимого; умеющая сделать первый шаг...Все героини - настоящие женщины, хотя очень непохожи друг на друга...