Originally published at
Fineartshop. You can comment here or
there.
Друзья, рады сообщить Вам приятную новость!
В нашем блоге теперь будут появляться не только посты о новинках нашего магазина, но и статьи с обзорами интересных выставок и антикварных салонов всего мира. Автор репортажей с места событий, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник российской академии художеств, член союза художников России, журналист и редактор Независимой газеты -
Любовь Пуликова instagram.com/lubekus/ Так первая статья рассказывает о недавно открывшейся выставке Wedding dresses 1775 -2014 в лондонском Музее Виктории и Альберта.
Музей Виктории и Альберта решил проследить развитие свадебной моды в прошедшие два столетия по работам ведущих модельеров и дизайнеров. Не были забыты и важные мелочи, такие как подвязки, ювелирные украшения, венки, фата невесты, эскизы нарядов и образцы приглашений. Выставка сопровождается видеоматериалами с кадрами исторической хроники, фрагментами фильмов, отдельным блоком идут рассказы-размышления современных дизайнеров (к примеру, самого известного на данный момент шляпника Филиппа Трейси) о том, как они работали для монарших особ и знаменитостей, создавали праздничные наряды и аксессуары к ним.
День свадьбы для многих людей становится, возможно, самым главным событием в жизни, а подготовка к мероприятию иногда длится больше времени, чем последующая совместная жизнь новобрачных.
Кураторы музея собрали воедино более восьмидесяти романтичных, изысканных, классических и современных экстравагантных моделей свадебных платьев в период с 1775 по 2014 год. Выставка охватывает почти 250-летний период, лишь немного не дотягивая до круглой даты. Причина кроется в том, что почти до конца XVIII столетия понятия «свадебное платье» не существовало. Женщины Великобритании, а именно на них сосредоточено внимание экспозиции, на свадебную церемонию надевали самое лучшее и дорогое из своих нарядов. Существовало поверье, что если платье новое и чистое, то это гарантирует прекрасное будущее молодой семье. К тому же негласно считалось неприличным появляться в свадебном наряде уже после заключения брака на других торжественных мероприятиях. По сути платье было одноразовое и избранные аристократией светлые оттенки очень подходили своей непрактичностью - к тому же условия ручной стирки прошлых столетий запросто могли сделать такое платье негодным для последующей носки.
Каркасное шелковое платье Сары Леланд Хаттлестон Роджерсин 1890 года и свадебное платье Джейн Бейли из парчи 1780 года.
Выбор свадебного костюма красноречиво говорил о положении в обществе невесты и жениха. «В XVIII веке, наиболее престижной тканью для подвенечного платья невесты считалась парча, которая включала в себя золотые и серебряные нити» - поясняет посетителям выставки её куратор Эдвин Эрман. «Это был выбор большинства невест, которые хотели подражать особам монарших кровей, но ровно до того момента, как королева Виктория вышла замуж в белом атласе в 1840 году».
Большую роль в развитии свадебной индустрии сыграли модные журналы Великобритании и Франции, отдельные гравюры с изображениями юных дев в легких белых платьях сопровождают на выставке «реальные» экземпляры.
В начале XIX века, когда общество на время отказалось от жестких корсетов, стиль ампир возродил античную строгость форм. В моду вошли платья с завышенной талией и маленькими рукавчиками-фонариками, обязательным аксессуаром невесты стали белые перчатки до локтя. Основная материя для свадебного платья - белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него.
Викторианская эпоха вернула упраздненный на время кринолин. Массивные платья снова утянули женщину в корсет, но добавили многочисленные ряды оборок и любовь к цветам апельсина. Начиная с 1830-х гг невесты стали украшать себя специальным убором (венок, брошь и веточки на рукава) из цветов апельсина - флер-д’оранж. Его популярности поспособствовал Вальтер Скотт, написавший в романе «Айвенго», что невесты в Средневековье украшали себя цветами апельсина.
Свадебное платье викторианской эпохи и портрет королевы Виктории.
Даже королева Виктория не прошла мимо всеобщего увлечения - на гравюрах 1840-х годов запечатлевших венчание, её голову украшает венок из соцветий апельсинового дерева. Кстати, королева Виктория ввела моду на свадебный торт, попросив королевского повара вместо обычного каравая сделать угощение, обильно украшенное кремом.
Наибольшие изменения произошли со свадебным платьем в начале XX века. Этому посвящен раздел выставки, названный «Общественные свадьбы» (1930-1940е годы). После Первой мировой войны в обществе значительно возрос интерес СМИ к свадьбам, особенно к бракосочетаниям известных светских пар, и наряды стали более яркими и неординарными.
Свадебное платье Маргарет Уигхэм созданное Норманом Хартнеллом.
В 1933 году событием года можно было назвать венчание дочери шотландского миллионера и, по совместительству, светской львицы Маргарет Уигхэм и американского биржевого деятеля Чарльза Суини. Подвенечное платье Маргарет создал официальный поставщик двора Норман Хартнелл. Чтобы расшить его звёздами и жемчугами тридцать швей трудилось шесть недель. Конечно, большую часть времени заняла отделка роскошного шлейфа почти в четыре метра длиной. Труды были оправданы и нужный эффект был достигнут: смотреть свадьбу собралось 2 тысячи человек, в результате чего было перекрыто движение в Найтсбридже. (К слову, на выставке можно прочесть и истории жизни обладательниц знаковых свадебных платьев. Самая скандальную точно прожила Маргарет Уигхэм, став даже прототипом главной героини в опере «Припудри ей лицо» Томаса Эдиса).
Платье Барбары Битон, сестры известного фотографа Сесиля Битона, придуманное дизайнером Чарльзом Джеймсом в 1934 году.
Не менее интересно платье Барбары Битон, сестры известного фотографа Сесиля Битона, придуманное дизайнером Чарльзом Джеймсом в 1934 году. Легкое, кремового цвета платье из шелкового сатина вполне лаконично и ничем не удивляет, пока взгляд не падает на его раздвоенный будто хвост у русалки подол. От него, как будто, выстраивается вся конструкция платья, шлейфы вторят треугольнику, образовавшемуся благодаря швам, что призвано подчеркнуть изящную фигуру модели. Джеймс как-то сказал : «Все мои швы имеют смысл - ведь они делают акцент на тело».
Во время Второй Мировой войны с длинными шлейфами и вычурными платьями пришлось попрощаться. Общая экономическая ситуация и нехватка ткани способствовали тому, что платья стали проще и короче.
Отголоски былой роскоши вернулись в 1950-е годы, что было связано с коронационными торжествами королевы Елизаветы II в её величественном облачением. Свингующие 1960-е отвергли многие традиции предыдущих десятилетий как в повседневной, так и в свадебной моде. Многие невесты, да и женихи тоже не отставали, на церемонию бракосочетания одевали дизайнерские вещи, которые спокойно можно было носить и на другие мероприятия.
Сара Дональдсон-Хадсон в пальто дизанера Бельвиля Сассуна на своей свадьбе в 1970 году.
А хиппующая молодежь 1970-х старалась не следовать принятым условностям, невеста могла запросто появиться на венчании в длинном светлом сарафане и венке из цветов. Вообще,(кажется должно выделяться запятой не помню почкму) самый популярный крой платьев того времени - струящийся силуэт, длинные расклешенные рукава; оголенные плечи и спина, иногда широкая кружевная «кокетка» приветствуются. Образ невесты можно смело назвать цыганским и даже «расслабленным». Кстати, сейчас свадьбы в таком стиле, стали пользоваться большой популярностью у голливудских знаменитостей.
Гвен Стефани выходила замуж за Гэвина Росдейла в платье от Диор.
К «звездным» свадьбам интерес не угасал никогда. Одними из самых главных экспонатов, ради которых британцы и гости Лондона пошли на выставку, стали свадебное платье Кейт Мосс, созданное Джоном Гальяно, и костюм жениха Джейми Хинса нежно-голубого тона (Стефано Пилати для Ив Сен Лоран). Не сразу угадаешь, что переливающееся сине-фиолетовое платье королевы бурлеска Диты фон Тиз, придуманное эпатажной Вивьен Вествуд, предназначалось для свадьбы. Хотя не может же невеста Мэрлина Мэнсона одеться во что-то белое и классическое? Певица Гвен Стефани на бракосочетание с Гэвином Росдейлом облачилась в Диор. Рассматривая творение модного дома, можно говорить и востребованном в фэшн индустрии в 2002 году переходе цветов - деграде, но общее впечатление - невеста упорно шла к свадьбе,уничтожая соперниц, и именно их кровью одеяние пропиталось до уровня колен. Стилист Кэти Шиллингфорд для свадьбы в 2011 году выбрала светло-серое шифоновое платье со шлейфом, от своего друга дизайнера Гарета Пью. Дополнили образ готической невесты бледно-розовые волосы и бордовые губы. Однако это скорее исключения, белый цвет всё равно доминирует. Будь то смелый наряд аристократки Мэри Чартерис с прозрачными вставками (его автор - Пэм Хогг часто сотрудничает с Леди Гагой, так что неудивительно) или классическое платье Кейт Миддлтон,созданное дизайнером Сарой Бертон из родного, британского модного дома Александр МакКуин.
Платье Диты фон Тиз от Вивьен Вествуд.
Присмотреть себе фасон свадебного платья посетительницы выставки смогут до конца марта 2015 года.
Автор статьи: Любовь Пуликова.