Профессия стилист.
Официально - ее не существует. Реально - стилистов столько, что давно пора включать в реестр :) Фраза "стилистов много, а хороших стилистов почти нет" настолько банальна, что даже писать не хочется. Но это правда и реальность. На всем постсоветском пространстве уже который год стало очень модно искать свой стиль и разбираться в моде. Не без помощи пропаганды телевидения, конечно. Хотя плохого в этом ничего нет, даже наоборот - мы все каждый день пользуемся одеждой и абсолютно естественно разбираться в том, что мы на себя надеваем. Другой вопрос дают ли нам советы зомбоящика или даже от горе-стилистов реальные знания?
Вот все знают, что есть четыре цветотипа. Очень часто в магазинах даже от продавцов слышала фразы "да вы же зима! эта блузка просто идеальна для вас!" Больше меня раздражают лишь "стилисты", которые прочитали, сходили на непонятную лекцию по цветотипам и теперь рассказывают налево и направо кто какая пора года. А то, что эта классификация в наших широтах практически не работает, похоже никого не волнует. Даже в школе, в которой я работала до декрета, я несколько раз просила не давать ее даже просто для ознакомления - возникает лишь путаница, а знаний не прибавляется. Те стилисты, которые реально сильны и работают с ней, давно поняли, чего же не хватает и вывели свои названия - например, "вы яркая осень" или "темная зима", или еще что-нибудь. Но и это нехорошо. Получив такой "диагноз", многие начинают говорить его всем - продавцам, консультантам, да и просто всем. Но ведь кроме самого стилиста никто не знает что конкретно он вложил в свою классификацию, и если он недостаточно хорошо объяснил какие цвета лучше, а какие нет, то клиент будет и дальше всем говорить. Но консультанты услышат и поймут лишь одно слово - ту самую пору года - и будут предлагать стандартный набор палитры, если они вообще его знают.
Есть и другая теория - ее часто называют директивный метод. Он более глубокий и полный, там выделено шесть колоритов, которые, казалось бы, охватывают все аспекты. Но и у него есть свои минусы. Палитра у клиента больше, чем при сезонной классификации, но она все так же ограничена. Люди боятся как огня некоторых цветов (иногда с ужасом отвечая, что им это не подходит, так как "бла-бла", а иногда с жалостью говорят, что так любят такой-то цвет, а он им противопоказан). И здесь меня трясет снова. Большинство Школ учит, что если девушка вся такая светлая и теплая (например), то ей нельзя носить черный. И все, выкидывается добрая половина и с ужасом смотрится в будущее, а если что-то из черного и осталось, то каждый раз он надевается с грустью в глазах. Но что же значит на самом деле запрет на черный/салатовый/лиловый/вставьте свой вариант - лишь то, что его не нужно держать у лица без профессионального макияжа. Все. Не можете жить без черной водолазки? Накиньте поверх шарф, который вам подходит. А чем мешают черные брюки? Они вообще никак не оттеняют цвет лица. Но здесь очень важно не забывать о контрасте во внешности, и хороший стилист всегда расскажет, что черный нежелателен, но если очень хочется, то лучше всего сочетать с ... и пошел перечень цветов и расцветок.
Как же все происходит на самом деле - на самом деле, хороший стилист прошел несколько курсов по колористике, изучал рисунок и искусство, работает с тканями и знает какой эффект может быть достигнут у разных материалов в одном и том же цвете и как он отразится на коже клиентов. И хороший стилист никогда не будет запрещать носить любой цвет. Ведь он еще хорошо знает психологию цвета, и знает в какой части тела какой цвет несет свою смысловую нагрузку (да-да, красная помада и красные брюки символизируют разные мотивы). Ведь все, что мы выбираем - это лишь 10% осознанный выбор и 90% на подсознании. И что бы вы ни говорили, что это удобно/практично/соответствует ситуации - выбор цвета это лишь 10%. Черный практичен? А что насчет темно-синего или хвойного, а может темно-серый? У нас всегда есть выбор и наше подсознание стремится к нему. Нам могут нравится только светлые цвета, но одежда практически вся сплошь темная - и это большая пища для работы, как стилисту, так и самому человеку бороться со своими демонами :)
Ну и как же не рассказать про такие замечательные инструменты для стилистов - веера. Вещь это, на самом деле, полезная и даже нужная. Но нужна она только для стилиста, для внутреннего пользования, так сказать. А что же с ними делают у нас? У нас (я имею ввиду в большинстве случаев) веерами определяют цветотип/колорит/и вообще подходящие цвета. Клиента усаживают напротив зеркала и прикладывают небольшие картонные бумажки к лицу с вопросами "видите? вам нравится?" И вот, чисто теоретически, стилист может увидеть, точнее хороший стилист, с наметанным глазом. А клиент нет. А что он должен увидеть? Как цвет бумажечки дает рефлексию на лицо? Как тот или иной цвет подчеркивает румянец/выдает синяки под глазами? Мы все привыкли видеть себя в зеркале в определенном ракурсе (который самый удачный), в определенных цветах и даже при определенном освещении. Поэтому даже приложив платок на шею и грудь (что и является единственно верным и правильным методом), клиент не сможет адекватно увидеть то, что хочет показать ему стилист. Выход - делать фотографии и тут же их показывать клиенту. Замечательно работает при сравнении похожих цветов и оттенков. Тут главное - выбрать правильные платки, ведь одни и те же цвета на совершенно разных поверхностях ведут себя по-разному.
А веера стилисту нужно оставить себе, чтобы помнить какую гамму для кого подбирать при пре-шоппинге. А если необходимо сделать индивидуальный веер, чтобы клиент сам мог подбирать подходящие цвета и расцветки, то делать его нужно уникальным - не бумажным, а из разных кусочков тканей с разными расцветками и принтами.
продолжение следует...