Дайте мне рынду или по ком звонит колокол

Aug 20, 2010 02:41


 Каждое утро я подписываю стопку гарантийных писем: "Уважаемый главный врач! Фонд гарантирует оплату необходимых диагностических исследований и оперативного вмешательства пациенту Х, 19.. года рождения с диагнозом "опухоль головного мозга". Каждый вечер я открываю таблицу с номерами листов ожидания на оказание ВМП.

Вот 60.0000. Прекрасный маленький четырехлетний мальчик из Ростовской области. Злокачественная опухоль, как пишут  доктора - grade III. Дата открытия талона - 16 июня. Дата операции - 21 июня. Дата принятия решения - 13 июля, дата выписки пациента - 12 июля. Нет, я не ошиблась, пациента выписали ДО того, как выделили квоту. Потому что нам было страшно ждать: ребенку, у которого кружилась голова и почему-то не слушались ноги и руки, родителям, у которых на глазах менялся их всегда веселый и живой малыш, врачам, потому что первые симптомы появились в январе, а злокачественная опухоль растет очень быстро и если ждать, то оперировать будет уже нельзя. Но у нас все получилось: и соперировали вовремя, и ребенок повеселел, и даже квоту дали.

А мы писали следующее гарантийное письмо. 46.000, старая знакомая, пятилетняя девочка из Московской области, рецидив медуллобластомы. Рецидив - это очень срочно, это значит, опухоль не поддалась обычному лечению и надо начинать все сначала: операция, может быть лучевая, потом химия. Операция, 11 дней реанимации, инфекция, повторная госпитализация. Но мы опять успели. Сейчас девочка получает химию, противорецидивный протокол в московской городской больнице. А бесстрастный компьютер пишет: "пациент отправлен на госпитализацию". Нам вернут гарантийное письмо, ведь квота выделена. Да, спустя 3 месяца после того, как ее запросили, но ведь выделена!

45.0000 - успели, 88.0000 - успели, 46.0000 - успели, 82.0000 - успели...

32.0000 - отказано в ВМП по причине отсутствия ВМП. Ей 12 лет, она из Кемеровской области. И это уже третья ее операция. В июле 2008 года она первый раз потеряла сознание. Потом начались судороги, до 10 раз в день. Ее лечили, как к сожалению часто бывает, не от того. Наконец, в январе 2009 года ей сделали операцию в Кемерово, облучили, потом химия, в июне рецидив, в сентябре опять операция, но уже в Новокузнецке, пересмотр диагноза, опять химия, опять рецидив... Ее не хотели оперировать дома: слишком сложно. А в Москве оказалось - слишком легко. Ей отказали в ВМП, потому что третья операция оказалась слишком простой: опухоль была маленькой, расположенной в доступном месте -  рядовая операция, не высокотехнологичная.

- Как же так, - спросила я у главного врача, которому принесла очередную стопку гарантийных писем, - злокачественная опухоль, третья операция...
- Вы же не врач, с точки зрения нейрохирурга - это простая операция, вот смотрите - вторая категория всего. Тут работы нейрохирурга меньше, чем подготовки к ней.
- Но ведь регион запросил квоту, значит считал ее сложной!
- Понимаете, запросить квоту - не значит получить ее. Вы же бухгалтер, понимаете что такое отчетность?

Все оказалось до смешного просто. Квоту на ВМП оплачивает федеральный бюджет. У каждого региона есть "своя доля" на определенный вид ВМП и на определенное учреждение. Регионы неохотно отдают квоты на федеральные больницы: для регионального бюджета сумма каждой квоты - ощутимое подспорье в дырявом бюджете. Но и деньги приходят не сразу. Оказав ВМП, ну или то, что таковым показалось, больница отчитывается перед Минздравом за проведенное лечение. И вот тут имеет значение многое: применительно к нашему случаю, размер опухоли, ее локализация, диагноз по МКБ-10. Если бы опухоль нашей девочки оказалась рядом со стволом головного мозга или занимала пол-полушария - это было бы ВМП, а так... Не смотря на выделение квоты, денег по ней не дадут, а это значит, больница провела операцию за "свой счет". Ну или за наш. Медицина, как известно, наука неточная: на снимках видно одно, а в микроскоп - другое. То, что на МРТ - ВМП, на операции - уже нет.
- А что же делать пациенту, - спросила я, - ведь лечиться за свой счет - очень дорогое удовольствие!
- Ну, этой же девочке повезло, - улыбнулся главный врач, - и нам повезло. Мы можем провести некоторое количество таких операций за счет больницы, но вот детям вы помогаете, а кто поможет взрослым?

45.0000, мальчик Саша, сирота из детского дома Москвы с синдромом Аперта. Да, у тебя не опухоль, ты можешь ждать, но не слишком долго. Ты не говоришь, потому что неправильная форма черепа не дает твоему мозгу нормально развиваться. Ты не ходишь самостоятельно и ничего не можешь взять в руки, потому что у тебя "склеены" пальцы на руках и ногах - это часто бывает при твоем заболевании. Твой талон "направлен на рассмотрение", пишет бесстрастный компьютер. Только внизу есть маленькая сноска "пациент не может быть вызван на госпитализацию". Мы должны ждать корректировок.
Я подарю тебе на выписку колокольчик. Я - не премьер-министр, да и рында для тебя тяжела, пусть будет маленький колокольчик. Я подписала гарантийное письмо на твою госпитализацию, потому что тебя уже ждут в другой больнице, где "разделят" твои пальцы, и ты сможешь взять мой колокольчик в руки и позвонить.
По ком будет звонить твой колокол?
Previous post Next post
Up