Есть такая школа - "Интеграция XXI век". Эта школа каждое лето отправляет детей в Хорватию. Идея простая: дети живут в отеле, купаются в море, дышат сосновым воздухом - и учатся английскому с носителями языка. По выходным ездят на экскурсии. Вот в эту школу мои девочки и отправились сразу после Брача, - ну и я вместе с ними. Живу вот, причесываю сестренок по утрам, пью вино по вечерам, много плаваю, читаю книжки, последние дни всё больше переписываюсь с одним хорошим человеком и покупаю легкие платья. Сегодня детей попросили честно написать свои впечатления от пребывания здесь. Я тоже решила написать.
1. Экскурсия в национальный парк "Крка".
Этот парк - место вообще удивительно прекрасное. Каскады водопадов, рыбы, косяками проплывающие под очередным мостиком, зелень смоковниц и сотни уединенных тропинок. Здесь же есть маленький этнографический музей с живыми экспонатами: кузнецом, кующим подковы и осликом (видимо, для антуражу), - и двумя чудесами человеческой мысли: работающими, благодаря энергии воды и силе камня, средневековыми мукомольней и "стиральной машинкой". Я была в "Крке" прошлым летом - и с радостью вернусь следующим. Мы плавали в водопаде, пили родниковую воду - и, боже, это было потрясающе!
Из минусов: отвратительный сухой паёк и экскурсовод с никому не нужной нудной экскурсией, плоским чувством юмора и неприятным голосом.
2. Поездка на ранчо в Синь.
Это была моя идея :) Ранчо, где живут Бошко с Дианой и их дети Дражен и Луция, ранчо, где мы гостили прошлым летом. Люблю это место, обожаю этих людей! В общем, нам оказали наирадушнейший прием, накормили нас вкусным обедом, покатали детей на лошадках, а некоторые еще и ушли на часовую прогулку по окрестностям - я, конечно, тоже. Марина и Полина впервые так долго сидели на лошади - и обе осстались довольны :) Диана, большое тебе спасибо!
3. Экскурсия в Сплит и в Трогир.
Нам заранее объявили, что этот день распланирован педагогами-англичанами (о них - ниже): они проведут длительную экскурсию по Сплиту и небольшую - по Трогиру.
Нас привезли в Сплит, где Кира, которая сразу взяла командование на себя, провела двадцатиминутную экскурсию по окрестностям дворца Диоклетиана, после чего сообщила: "Ребятки, три часа на шоппинг и кафешечки - и уезжаем". Ну, я купила Лизе шелковую брошку и деревянную закладку, себе - бутылку ежевичного вина, - а потом мы сидели часа два в кафе, пеклись в душном бетонном городе и считали минуты до отъезда. На обратном пути заехали в маленький городишко Трогир, где стоит огромный храм времен Христа, и поднялись на колоннаду. Божечки мои, я выжила! Я поборола все мыслимые и немыслимые страхи! Колоннада выше, чем у Исаакиевского собора в Петербурге, и ступеньки узкие, высокие, скользкие, - а потом и вовсе металлические, ненадежные. Я карабкалась босиком, перекидывая босоножки со ступеньки на ступеньку. И оно того стоило! Город с высоты птичьего полета, ощущение безграничной свободы и легкости, кажется, вот-вот унесет ветром... А тем, кто подниматься на колоннаду не стал, Дейв увлеченно и воодушевленно рассказывал про Трогир и античную архитектуру.
Из минусов: всё тот же паёк, душный автобус, колоссальное количество лишнего времени, проведенного в раскалённом Сплите, неграмотность построения программы: нужно было сначала ехать в Трогир, а потом печься в Сплите, а не везти уставших, сонных, вымотанных детей из Сплита в к тому моменту никому не нужный и не интересный Трогир.
4. Прогулка на кораблике.
Ну, начнем с того, что кораблик - это не кораблик, а утлое суденышко, на котором меня укачало так, как укачивало в детстве в автобусах. Еще оно сильно шумит мотором и пахнет соляркой. Наконец, нас привезли на остров, где мы искупались (аккуратно переступая через морских ежей), поднялись на гору к стенам древнего города и, спустившись обратно в деревушку, поели вкусной деревенской рыбы, мяса, картошки и салата. Когда собрались отчаливать, вопреки обещаниям руководства, выяснилось, что обед оплачен не был (о чем мне сообщила сотрудница агентста, организовавшего прогулку, по телефону, протянутому мне капитаном суденышка), что было, конечно, неприятно. Ну а потом надо было добраться до дома. Я пыталась дремать, но это было сложно. Хотя один сон я посмотреть успела :) На закуску, пришлось пройти квест "Выберись на берег живым": с нашего суденышка прыгали на кораблик побольше, с того кораблика - на еще один, с еще одного - на берег, при этом передавая из рук в руки пакеты, сумки, коляску и, главное, - спящую годовалую Камиллу.
Теперь о педагогах.
1. Кира и Энтони.
Семейная пара, сейчас живут в России, но постоянно путешествуют. Кира - фотограф, ведет занятия у малышей и фото-класс. Малышам она нравится, живо и довольно интересно ведет урок, очень искренне смеется. Вообще Кира очень смешливая.
Энтони красив и длинноволос, он преподает фехтование, довольно замкнут, дети его любят.
2. Эбби. Ведет йогу. Закрытая, резковатая. Еще о ней - ниже.
3. Вероника и Дейв.
Семейная пара с Коста-Рики. Вероника - довольно приятная, очень слабохарактерная девушка, не умеющая работать с детьми, не умеющая ориентировать их на себя. Мне кажется, она здесь только потому, что здесь Дейв. Пробовала вести утреннюю зарядку, но это была не зарядка, а порнография: дети жаловались, что пробежки нет, упражнений мало, в море не пускают и вообще все как-то вяло.
Дейв - педагог талантливый, интересный, в общем, с большой буквы Педагог. Он историк, здесь ведет дебаты (единственные занятия, на которые я хожу наравне с участниками программы). Ведет провокационно, ярко, увлекательно. Поднимает сложные темы: гендерный вопрос, вопрос уголовной наказуемости детей, приемлемость эвтаназии, полигамии, навязывания демократии, прогрессирующего налогообложения, нарушения несправедливых законов... Мы упражнялись в невербальной коммуникации, распределяли предметы по степени необходимости в тундре после самолетокрушения, при покидании горящего знания; обсуждали, с кем из деятелей прошлого хотели бы пообедать, в какой день в прошлом или будущем отправиться, в каком месте на земле оказаться... С каждого занятия с Дейвом ребята уходят с горящими глазами, яро что-то обсуждая. Ни одна поднятая Дейвом тема не остается в классе - студенты выносят обсуждение за рамки дебатов. Был только один неприятный момент: два дня болел Дейв. В первый день вела скучные дебаты Вероника, во второй день она же посадила нас писать эссе на довольно сложные темы и ушла, ничего не объяснив, тогда как Дейв каждую тему подробно освещает, рассказывает массу любопытных фактов и лишь потом предлагает придумать свои аргументы "за" или "против". В общем, с Вероникой мы все поругались, она сказала, что писать дети не умеют и вообще, после чего выбежала из класса и в него ворвалась разъяренная Эбби. Обрушилась на всех с воплями о том, какие мы неблагодарные, как подставляем Веронику, как по-свински себя ведем, потребовала взяться за работу немедленно и не быть "assholes", после чего я молча встала, сказала "See you, everyone" и ушла. За моей спиной Эбби взвизгнула, что остальные уйти права не имеют, так что пусть пишут и не возникают, - и вышла из аудитории. Оставшийся час предоставленные самим себе ребята пытались написать хоть что-нибудь о том, о чем не знают почти ничего. На следующий день Дейв, конечно же, извинился за Эбби и Веронику, прочитал короткую лекцию о разрушительном влиянии агрессии и перешел к "today's task". В общем, я не сомневалась, что Дейв острые углы сгладит и постарается всех со всеми помирить.
4. Марина.
Марина преподает в "Интеграции". Она приехала сюда как куратор и временный опекун детей. Марина мечется тут, как белка в колесе. Дети любят ее и уважают. Лиза, когда видит ее, бежит ей навстречу с громким "Марина Николаааааевнааа!" Очень рада, что мы познакомились: всегда приятно встретить хорошего человека! Марина проводит утреннюю зарядку, ходит с детьми в город по вечерам, разрешает все конфликтные ситуации максимально мирным путем и выдирает иголки морских ежей из детских пяток и ладоней.
Так и живём. Прошу прощения за многобуков.
P.S. А еще по вторникам и четвергам дети должны смотреть кино на английском языке. Возраст детей - от 6 до 16, так что практически любой фильм заведомо неинтересен одним и неприемлем для других. В первый день детям показывали "Трансформеров". На двадцатой минуте фильма младшие дети зал покинули. Во второй день решили показать "Принцессу-невесту". Младшие дети фильм не поняли, старшие заскучали с первой минуты и на середине фильма, не выдержав смертной скуки, зал покинули. В третий день поставили "Звездную пыль". Фильм хорош для всех возрастов, но запись оказалась запоротая, минуте на тридцатой картинку начало заедать, пришлось прервать просмотр. Оставшиеся два дня Марина предложила разбить между двумя аудиториями: в один день смотрят младшие, в другой - старшие. В качестве фильма для старших она предложила "Американскую историю Х" - серьезный глубокий фильм, затрагивающий проблемы современно молодежи и, главное, национализма и неподконтрольной ненависти к какой бы то ни было категории людей. Илья, поставленный директором школы контролировать действия Марины и до сего дня одобрявший выбиравшиеся англичанами фильмы, сказал, что этот фильм показывать детям четырнадцати-шестнадцати лет противозаконно, так как там есть сцена жестокого убийства. Что ж, видимо, сцена в "Трансформерах", где робот-убийца уничтожает американскую военную базу, никакой жестокости в себе не несет, сеет разумное, доброе, вечное, и весьма полезна для просмотра детям шести лет.