Заботиться-и-дружить. Практика психотерапии меняется

Feb 24, 2017 22:44

В этом открытии ((https://clck.ru/Aczmn)) много для меня настоящего, живого, как и вообще во всей соматической терапии травмы. И тем не менее до сих пор остаётся вопрос к себе: как так получилось, что совершенно очевидные, хорошо и тонко чувствуемые очевидности были неочевидны, не использовались, пока не пришло научное открытие? Ведь я знала своё стремление заботиться-и-дружить давно. Сначала, когда была девочкой и дружила с другими девочками, потом в студенчестве и каждый раз, когда рожала или переезжала на новое место. Каждый раз мне приходила простая мысль - нужно налаживать связи с соседями, с ближайшими соседями, это точно важно. Если и не помогут особенно, то хотя бы умереть не дадут, в случае крайней ситуации. Так и случилось.
Однажды в мою квартиру на первом этаже кто-то постучался в 2 часа ночи. Мы были с сыном одни.
- Кто там? - спросила я.
Никто не ответил.
Но через некоторое время уже снизу, около двери я услышала шорох, а потом шёпот:
- Откройте, я ранен, я умираю.
Я испугалась, стала расспрашивать. Парень рассказал, что его кто-то ударил ножом на остановке и он пошёл спасаться, дошёл почему-то до моего самого дальнего в доме от остановки подъезда. Но, повинуясь своей интуиции, я поверила ему и открыла. Он тихо полулежал на ступеньках, в подъезде ни души и ни клочка света, тишина и только он тихо шуршит голосом. Тяжёлый, лужи нет, кровью никто вроде не истекает, но свитер тёпло-мокрый и липкий. «Значит кровотечение внутреннее», - почему-то подумала я, совершенно незнакомая к тому времени с физиологией и медициной. «Что делать?». Рванула наверх на третий этаж - к медсестре в возрасте. Она испуганная открыла, пошла смотреть, но только испуганно стояла, выдавив, ему вряд ли чем-то поможешь, только скорую вызывать (Скорую к тому времени я уже вызвала). Но, по крайней мере, она как медсестра мне чётко сказала, что ни я в этом случае, ни она помочь не сможем. Приехала скорая. Парня увезли. Не знаю, спасли ли, думаю, нет, потом приезжала милиция, задавала вопросы, я бестолково отвечала только то, что видела сама и что парень успел рассказать, пока был в сознании. С тех пор запомнила, если обращаешься за помощью, то люди чем могут, помогут. По мелочи такие ситуации складывались не раз. И тут учёные подтверждают - один из биологических механизмов защиты женщин в опасной ситуации заботиться-и-дружить. Не бежать-или-бороться-или-замереть, а заботиться-и-дружить. И тогда все мои стремления к дружбе и укреплению связей при всей общественной разобщённости стали осмысленными. И моя практика соматической процессуальной терапии травмы изменилась. В замирании и остановке своих клиенток-женщин я стала видеть не замирание, фрустрацию и потерю ориентации, а наоборот, поисковую активность, поиск новых ориентиров, способствующих выживанию в конкретной обстановке.
Я стала больше внимания обращать не столько на поиск возможности прийти к реализации реакции борьбы или бегства, сколько на поисковую активность женщины самой находить именно те возможности, которые ей подходят именно сейчас. И у клиенток значительно возросли их способности обрастать внешними ресурсами. Возрастает их способность находить друзей, коллег, партнёров, попутчиков и просто приятелей, они лучше доверяют и с большей лёгкостью идут на контакт, не ожидая, что этот контакт станет продолжительным и глубоким, они вступают в позитивные контакты настолько, насколько это возможно. И каждый раз насыщаются позитивными эмоциями и возможностями реализации задуманного. Способность к развитию слабых связей даёт возможность чаще насыщаться позитивными эмоциями, лучше ощущать крепкий тыл и с большей лёгкостью просить о помощи, когда это необходимо. Кроме того, это даёт большую устойчивость каждый день. Ведь если у тебя много приятелей и хороших знакомых, больше вероятности найти поддержку, нежели, когда у тебя один, но очень глубокий друг. Так возрастает устойчивость, защищённость, так растёт и эмоциональный интеллект, вед общение с большим количеством самых разных людей помогает распознавать самые разные индивидуальные особенности, различать одно от другого, видеть всю палитру человеческого поведения. И это само по себе учит лучше отличать опасную, рискованную ситуацию от менее рискованной и более защищённой.
Фото Саши Ши

женское, развитие, защита, общество, психотерапия

Previous post Next post
Up