Современная взрослость шансы, кризисы, парадоксы.

Jun 15, 2016 19:18

Шикарная лекция. Первая часть очень хороша. Во второй много страшилок, я её практически не конспектировала, просто по причине, что всё это рассуждение про современный мир слышится как страшилки. Однако в этом есть много правдивости. Увлечение скилами порождает то, что люди бегут за формулами, алгоритмами, последовательностями действий и технологиями, забывая о том, что, собственно взрослость или благополучная, насыщенная полнокровная и полноценная жизнь не про алгоритмы, навыки или компетентности, а про готовность жить свою жизнь, проживая её в полной мере, встречаясь с проблемами, трудностями, вызовами и изменениями. Это про способность быть внутри процесса и одновременно снаружи его, способность проживать бытие и замечать, как ты его проживаешь.
И вдохновляюще про кризис среднего возраста как возможность инициации, как зазор между первичной и вторичной социализацией, как возможность нового самоопределения.
Очень интересное совпадение. Ко мне приходит много достаточно молодых клиентов от 27 до 37 лет. И они, как это ни странно, а это обычно женщины, после рождения двух-трёх-четырёх детей переживают новое рождение, новое самоопределение. И в общем, совершенно не странно. Ведь это женщины, как раз прошедшие первичную социализацию, до рождения детей успевшие хотя бы немного поработать (а кто-то много), выйти замуж, родить детей, обустроить хотя бы на первом уровне дом и семью. И теперь они жаждут почувствовать свои ресурсы и свои возможности и посмотреть в сторону будущего, а из возможного будущего назад в настоящее - «какое будущее я хочу?», «какое вижу?», «кто я сейчас?», «какая?», «Как сделать мостик из настоящего в будущее?». И похоже, кризис среднего возраста несколько молодеет для женщин. Да и для мужчин, которые хоть и нечасто, но тоже появляются на терапии. И для них создание семьи и рождение детей тоже является изрядной долей социализации, а также появляются вопросы про здоровье и состоятельность. Молодеющий кризис среднего возраста. Это вдохновляет на то, что человек успеет прожить за свою жизнь может быть два, а может быть и три самоопределения. Про себя могу сказать точно - если моя жизнь продлиться долго, то третьему самоопределению быть. Не думаю, что оно будет сильно далеко от сегодняшнего, но всё-таки будет иным.

Ниже короткий конспект с цитатами по ходу лекции:
«Взрослость - наиболее продолжительный период жизни между 22-23 и 62-65 годами, менее зависимый от физического созревания и более связанный с когнитивным развитием и социо-экономическим статусом, характеризующийся социальной активностью, личностной продуктивностью, высоким уровнем адаптивности текущем социо-культурным хронотопом, преодолением зависимости и способностью брать на себя ответственность за управление собственной жизнью и, если это потребуется, жизнью других, возможностью делать осознанные выборы, совершать поступки и деяния, а также появлением тождества самому себе, выраженной экстрпаполяции чувства «я», наличием жизненной философии или мировоззрения и принятым им самим жизненного стиля» (профессор Сапогова).

Взрослость - 22-65 лет:
Зависит от ­­­­­­--------- Когнитивное развитие и социо-экономический статус
·         социальная активность;
·         личностная продуктивность;
·         высокий уровень адаптивности;
·         преодоление зависимости;
·         способность брать на себя ответственность;
·         управление процессами собственной жизни и, если это потребуется, процессами жизни других;
·         осознанные поступки и деяния;
·         тождество самому себе;
·         выраженная экстраполяция чувства «я»;
·         наличие жизненной философии или мировоззрения;
·         принятый им самим жизненный стиль.

Горден Олпорт (характеристики взрослости):
·         Широкие границы «я», взрослый распахнут в мир и его не боится, и вовлекается в этот мир и чувствует себя комфортно
·         Способность к искренним, позитивным межличностным отношениям: действенная любовь к ближним, желание инвестировать собственную личность в развитие того, кто тебе дорог, высокая толерантность к тому, кто не похож на тебя;
·         Самопринятие и отсутствие эмоциональных барьеров,
·         Реализм в восприятии реальности и притязаний
·         Способность к самопознанию и чувство юмора (способность меняться или не меняться или может навязывать личную философию, возможность отделять важное от неважного, заметить сущностное, как поставить цель и разобраться в собственных принципах)

Павел Флоренский: Человек взрослый в состоянии отлить жизнь по себе

Социо-нормативный подход:
1.    Выбор комфортного профессионального вида деятельности, высокая производительность труда
2.    Большой ненасыщаемый интерес
3.    Эриксон - продлевание себя в бытии, семья и рождение детей, создание молодого поколения, каждый взрослый нуждается в молодом поколении, каждый взрослый нуждается в своём ашраме.
4.    Умение избавляться от своей зависимости
В этом случае общество признаёт нас взрослыми
Это работало до конца 20-го века.
Наблюдение финского психолога Илке, сделанные в 90-е годы в Петрозаводске:
«В вашей стране веками воспитывался определённый тип удобного человека, который легко управлять. Он должен быть неприхотлив в быту, терпелив к трудностям, трудолюбив, послушен, доверчив, предан тем, кто им управляет, Он не должен высоко ценить себя и свою жизнь, он должен быть смел, когда его посылают на смерть, но очень робок со своими начальниками. Людей другого типа: самостоятельных, независимых ваше общество всегда вытесняло в Сибирь, в организации раскольников, в ссылки, за границу, часто и просто убивали. В результате выведен новый тип людей своего рода духовных мутантов. Они во всех отношениях могут быть хорошими, достойными людьми, но в них как бы изначально заложены покорность, терпеливость, страх перед властью, наивность, доверчивость. Такие люди специально были созданы путём многовековой психологической обработки, чтобы плохим, неквалифицированным руководителям легче было управлять»

Современное восприятие взрослости:
Пару недель назад, интервью с представителем Минобра «Кого хотите получить на выходе?»:
«Нам не нужен образованный профессионал, а нужен активный потребитель, который расширяет сферу потребления и готов удовлетворять свои потребности любым доступны ему способом»

Концепция Леонтьева: Человек становится взрослым, когда его можно включить в систему общественного производства.

Исследование Бодрийара о консьмеристском опыте.
Претериат
Синдром Питера Пена. Крики, плачи Я-поколения

Дети-бумеранги. Взрослые люди, отделившиеся от родительской семьи, в неблагоприятной ситуации возвращаются под родительское гнездо.
Бодрийяр «Навязчивая максимизация телесности обнаруживается в податливости (?) к шумной пропаганде спорта, рекламе косметической продукции, средств ухода за телом, в мании здоровья, сопровождающейся неслыханным ростом использования лекарств, услуг и добавок. Культ тела свидетельствует о том, что оно постепенно занимает место души, и в результате трансцендентное постепенно исчезает из мира ощущений, уступив место абсолютной имманентности объектов потребления. В рекламе и СМИ мы имеем дело с телом-фетишем, телом-товаром, человека постоянно приглашают ухаживать за своим телом, а не за душой, поскольку его красота, стройность, здоровье, ухоженность и составляют знак престижа и орудие статусной конкуренции».
Навязчивая сексуализация жизни
Нарцисизм и селфизм
Торопливость и непродуманность в реализации жизненных планов
Незаполненность внутреннего мира. Отсутствие самоконцепции. Тест Куно -Макпартленда «20 я» - не могут назвать  5-ти

Кризис среднего возраста:
1.    Беспокойство об индивидуальном будущем.
2.    Девальвация ранее значимых отношений.
3.    Страх утраты родителей. Страх утраты домашних животных.
4.    Обесценивающая переоценка всего ранее достигнутого.
5.    Осознание своей смертной природы.
6.    Духовные искания.
Как выглядит кризис среднего возраста для терапевта - зазор длящегося опыта:
1.    Обладание всей полнотой развития психических функций.
2.    Достаточное количество энергии жизни.
3.    Запас жизненного экзистенциального опыта.
4.    Смена отношения к себе и восприятие себя как полноценного участника передовых социальных процессов (я сильный, хоть и не реализовал свою мечту, но здесь я на месте и реализовал себя: взрослая Дейдра).
5.    Наличие зрелой рефлексии
6.    Освобождение от условности первичной социализации.
7.    Переживание свободы и известной предоставленности самому себе.
8.    Эмоциональная устойчивость.
Причины кризиса среднего возраста (механизмы): новое самоопределение
1.    Зазор между первичной и вторичной социализацией. Необходимость самостоятельно инициировать вторичную социализацию своей жизни. Инициация.
2.    Первичная социализация нормативна и ориентирует нас на идентификацию, давая нам много-много образцов. Социализация чуть запаздывает по отношению к настоящей жизни. Завершается процессом индивидуации. Проблема в самоинициировании. Поэтому необходимо осознавать, какая я -личность. Толчок к индивидуации и инициации идёт от самой личности. Борис Эльконин: в кризисе среднего возраста можно перейти от я-наличного к Я-иному.
Этот переход возможен, если сразу двигаться по пяти осям:
Ø  от освоенных способов ресурсной жизни к персональному жизнетворчеству;
Ø  от преимущественного следования стандартам к свободной детерминации, выстраивание другой модели себя;
Ø  от родительских сценариев к свободному жизненному проектированию;
Ø  от социально-ролевой распахнутости к поиску подлинности, аутентичности, искать то, где у тебя получится развернуться;
Ø  от социального собственничества к социальной отдаче;
Детская экзистенциальная психология - действовать нужно, пока лежит поперёк лавки, потом уже поздно

image Click to view

неожиданно, размышления, рефлексия, старость, развитие, сознание, мужчина, другой, свобода, выбор, взросление, видео, разумность, грани разумного, воля, цитаты, забота о себе, быть собой, общество, идентичность, психотерапия, материнство

Previous post Next post
Up