Когда ребёнок готов к школе / О мотивации, процессе и свободном выборе

May 30, 2016 11:20



Уже хочется всем родителям и взрослым сказать очень чётко и веско: «У нас закончился период отношения к другому человеку как к объекту. Человек не объект, человек - субъект. Он обладает свободой выбора и волей. Он так устроен. Это не мировоззрение, не парадигма такая. Человек такой от рождения. Самое эффективное, если человек сам хочет, сам идёт, сам делает, по собственному желанию».

Тогда его не нужно заставлять или "мотивировать". Что такое "мотивация" чаще всего?

Обычно это выглядит как создание условий, которые побуждают человека делать что-то. Обычно объяснений и пониманий недостаточно, особенно, если нет внутреннего желания. И тогда люди делают что-то такое, что мотивируемый оказывается как бы в безвыходном положении и вынужден делать. Потому что делают всё для того, чтоб он захотел сделать именно это. Есть ли на самом деле у него при этом интерес? Есть ли внутреннее движение, для которого требуемое занятие становится желаемым, органичным, к которому тянется рука, душа, сердце?



Если этого движения нет, то никакая мотивировка не подходит, она не удержит длительный интерес в занятиях. Единственный путь - идти за подлинным внутренним интересом. Можно создавать среду, в которой этот интерес может проявиться и расцвести, но нельзя навязать занятие на длительное время, сколько бы ни было развлечений. Поэтому ни громкие окрики и давление, ни анимация-клоунада не удержат человека в процессе по-настоящему, если у него не сформировался устойчивый внутренний интерес.

Вопрос в том, как появляется и проявляется этот внутренний интерес? Сначала он появляется. Но появляется как потенция, как зародыш, который может развернуться, а может и нет. Вот у ребёнка в пять лет огромное количество сиюминутных интересов. Начал-бросил, сделал-забыл, через день вернулся снова, а может и нет. И здесь большую роль играет окружение. Если окружение интересуется занятиями ребёнка, беседует с ним, то у него могут закрепиться какие-то интересы, поскольку оставят след в памяти. В общем, уже в пять лет можно и нужно постепенно формировать среду, в которой малыш может разворачивать свои интересы, продлевать их, видеть последовательные результаты. Не нужно ничего требовать, не нужно поощрять специально, хвалить. Стоит скорее интересоваться тем, что самому ребёнку интересно. При такой организации постепенно можно в пространство вводить будущие школьные занятия, без педалирования, без оценок, а свободно подсовывать и, может быть, делать вместе. Вы - свою тетрадь и пособие, он - свою, вместе решать задачки на смекалку и отгадывать загадки, а потом вместе вырезать какую-нибудь ерунду для вас, а для него - страшно важную штуку, вместе писать знаки, необязательно буквы. Может быть, это будет новый абракадабрский язык, который придумал ваш ребёнок, а, может, это будут буквы алфавита, если ему это интересно. И в это время потихоньку отслеживать его достижения и сложности. Это могут быть самые разные сложности: удержание интереса не больше 3 минут, неумение держать в руке ручку или карандаш, зажатая рука, неумение принимать собственные неудачи, когда что-то очень хотел сделать, а не получилось. И замечать его физиологическую развитость. Может быть, стоит ввести в игры прыжки на скакалке или плетение тесёмочек, или разгадывание головоломок или тренировку лобных долей, когда правая и левая руки совершают рассогласованные движения. Это может быть разное, но важно это исследовать, замечать, и потихоньку аккуратно корректировать. К тому моменту, как ребёнок идёт в школу, ему необходимо куча физических навыков, умений и способностей:

• скакать на одной ножке,

• перепрыгивать через препятствия;

• ходить задом наперёд;

• прыгать через скакалку;

• бежать вприпрыжку;

• ходить по бордюру;

• кататься на карусели;

• продевать нитку в иголку;

• делать несколько стежков иголкой по ткани;

• вышивать;

• вырезывать мелкие детали;

• держать правильно ручку или карандаш, ложку, вилку, нож, салфетки

И очень-очень многие действия. Как в сказке «Умная дочка». Она ведь практически всё умела. Уметь в данном случае - не значит делать в качестве регулярных занятий. Это значит иметь опыт делания, представлений и даже немного физических способностей это пробовать воспроизводить.

Есть ещё несколько тестов-показателей готовности к школе.

• Способность и стремление длительное время (неделю, месяц) удерживать какой-то интерес и настойчиво к нему двигаться. Это когда ребёнок несколько дней стремиться делать одно и то же, даже если его не очень поддерживают взрослые;

• Филиппинский тест. Вы легко можете поискать в интернете. Сразу вываливается куча картинок. Правой (левой) рукой малышу нужно достать левое (правое) ухо через голову, не наклоняя головы. Достал - готов физиологически, не достал - не готов. Очень простой тест. Если ребёнок не готов, нужно быть терпеливым и способным принять эту неготовность малыша. Что такое неготовность, как она проявиться, мы не знаем. Может быть он будет слишком уставать или не сможет удержать внимание, или рука будет слишком напрягаться в время письма, или будет болеть голова от обилия абстрактной информации. Но точно не будет готов.

Что делать, если такому ребёнку уже семь, семь с половиной, а то и ближе к восьми? Оставить на СО, идти в школу на год позже, а то и нанять частных педагогов или пойти в частную школу с малыми классами, я не знаю. Может быть, вы всё же решите отправить его в обычную школу. Тогда вам придётся решать много проблем с его усталостью, отказом следовать требованиям, отсутствием интереса и т.п. Или же решать эти вопросы по-другому: в мягких условиях постепенно развивать его способности идти за его интересом, будучи готовыми включить его в большую общественную жизнь с другими детьми. Тогда, когда его готовность к этому будет очевидна.

Ребёнок, не готовый к школе в положенный обществом срок, делает вызов нашему привычному мировоззрению. Он ставит выбор перед родителями - идти за его уникальностью, индивидуальностью или следовать требованиям других, чужих, не самых важных для нас людей. Часто первый выбор сопряжён с большими трудностями и с большой внутренней работой. Но я уверена, что если не обратить внимания на уникальность ребёнка, то проблем будет больше. В первую очередь, проблем в отношениях, проблем с его доверием нам. Нужна ли такая цена в гонке за соответствие правилам, придуманным не нами и без нас?

Есть такая поговорка: «Или ты идёшь свою жизнь, или она тебя волочит по земле». Выбор за нами.


развитие, выбор, родители, образование, общество, школа

Previous post Next post
Up