May 27, 2016 18:58
Я последнее время слушаю разные лекции про память, про развитие, про сознание. Вот только что слушала беседу Анохина, Черниговской и Ковальчука "Проблемы сознания". Что они говорят. Сознание - это не данность, сознание - процесс, он строиться и постоянно меняется в соответствии с тем путём изменений, которые проходит человек, через которые проходит человек, которые случаются с человеком и тем более, которые инициирует человек сам. На мой взгляд, чем произвольнее человек инициирует человек изменения, тем глубже изменения, тем более развито сознание и тем больше оно доступно человеку к осмыслению, проще говоря, тем лучше он может пользоваться этим сознанием, тем больше оно находится в оперативном пространстве. А для этого нужно принять одно простое правило: ошибки - норма. Достижение результата - это путь, и у каждого он свой, без ошибок достигнуть результат можно только при чётко описанной технологии, разбитой на минимальные операции, которые способен сделать даже маленький ребёнок со слабо развитой моторикой. Во всех остальных случаях достижение результата - это индивидуальный путь. Путь состоит из шагов, шаги начинаются во внутреннем движении. Оно не может быть априори правильным. Маленькие дети много тыкаются и пробуют, пока не начнут ходить хорошо. Так что прежде чем делать правильно, нужно совершить много разных движений, тыкаться в разные стороны, пока движение станет точным и выверенным. И самое интересное, что чем больше будет проб и ошибок, тем потом будет более точным, правильным и гарантированным результат. Поэтому предлагаю детей, приходящих из школы, спрашивать не только о том, что было, как прошёл день и чему научился, а ещё спрашивать и об ошибках, вернее об опыте:
- что попробовал? что получилось, что не получилось? как пробовал, что понял в процессе проб, какие ошибки совершил? как понял, что это ошибка?
Это условный список, можно спрашивать иначе, приспособить эти вопросы про возраст ребёнка, ведь у каждого он разный
развитие,
размышления,
свобода